Цели:
- продолжить работу по формированию у учащихся обобщенных умений$
- читать задачу, выделять условие и вопрос, устанавливать взаимосвязи$
- между ними, осознанно использовать математические понятия для ответа на вопрос задачи;
- учить ребят анализировать предложенную информацию, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
I. Организационный момент.
Упражнение на внимание (карточки Кларо)
- Установите закономерности и нарисуйте на ваших планшетах то, что должно быть в пустых клетках:
Проверка – поднимите свои варианты.
- Объясните свой выбор.
- Все согласны?
II. Проверка домашнего задания.
-Кому было трудно выполнить это задание?
Тогда два человека сейчас будут работать по карточкам на отметку, выполняя аналогичное задание, а мы приступим к проверке. Как только мы закончим проверять, листочки надо сдать.
Карточка. Туристы были в походе 3 дня. В первый день они прошли 24 км.
Во второй – в 3 раза меньше. Сколько км прошли туристы в 3
день, если длина всего маршрута 50 км .
- Запиши решение задачи по действиям.
- Запиши другие вопросы, на которые ты сможешь ответить,
выполнив арифметические действия.
- Сколько действий потребовалось, чтобы ответить на вопрос? (3)
- Прочтите ответ.
(Называются разные варианты)
- Почему ответы разные, хотя всем была задана одна задача?
(Дополнили самостоятельно условие задачи)
- Какие вопросы вы составили к этому условию?
(варианты учащихся)
- Я тоже составила свой вопрос к данному условию:
(вопрос появляется на экране)
Во сколько раз меньше прочитала страниц Оля во 2 день, чем в 1-й? |
(“ловушка”)
(мнения ребят, обоснование)
Теперь я убедилась, что вы внимательны, настроились на работу. Значит,
можно приступать к теме нашего урока.
- Объявление темы урока. Постановка задач.
IV. Решение задач.
Работа с учебником.
- № 548 стр. 86 (устно)
- Прочитайте самостоятельно задачу, устно ее решите. Кто получит ответ,
поднимите руку. Я подойду, а вы ответ скажите шепотом.
- А теперь я выпишу на доску ваши ответы:
21, 14, 28
- Поднимите руку, кто считает, что это 21? 14? 28?
- Мнения разделились.
- Я предлагаю вам несколько вариантов схем к этой задаче (на доске):
- Какая из этих схем соответствует нашему условию? (3)
- Обоснуйте свой ответ.
- Что значит: “каждый штукатур являлся каменщиком”?
- Кто может объяснить это у доски?
- Вам всем понятно?
- Мы с вами все подробно обсудили. Какой же выбираем ответ? (14)
- Внесите изменения в условие задачи, чтобы подошла 2-я схема.
(“каждый маляр являлся каменщиком”)
- Как изменится условие, чтобы подошла 1-я схема?
(“штукатуров столько же, сколько и маляров”)
МОЛОДЦЫ!
- Работа в тетради.
Решение задачи № 201 стр. 71 (учебник)
- Прочитайте самостоятельно задачу.
- Что известно?
- Что требуется узнать?
- Нарисуем схему, она поможет нам решить задачу.
(ученик выполняет у доски)
- Используя схему, запиши решение задачи.
- 960х5=4800 (р.) – 5 чайных или 3 кофейных сервиза
- 4800 : 3=1600 (р.) – цена кофейного сервиза
- Это равенство является ответом на наш вопрос? (да)
- Запишите ответ.
- Составьте другие вопросы к данному условию. (варианты ребят)
Появляется на экране:
Сколько денег заплатили за всю покупку? |
- Попробуйте записать решение этой задачи выражением (самостоятельно).
- Проверка: выписывают ученики свои варианты на доску.
- А теперь каждый из вас, кто написал на доске свой вариант, выходит к доске и объясняет всему классу.
- Кто не согласен? Почему?
- А это подходит тогда?
(Неправильные варианты зачеркиваются, остается: 960х5х2)
Дополнительные вопросы для ошибочных вариантов:
- Поставь вопрос к своему выражению?
- Можешь объяснить почему ты ошибся?
- Может есть еще вопросы, которые можно поставить к этому условию?
Появляется на экране:
На сколько 1 кофейный сервиз дороже, чем 1чайный? |
- Попробуйте записать выражение к этому вопросу (самостоятельно).
- Смотрю, многие справились с этим заданием.
(960х5:3-960)
- Кто на схеме мне покажет эту разницу между 1 кофейным и 1 чайным сервизом?
- А теперь самый сложный вопрос:
Что обозначает это выражение (появляется на экране): 640+640+640 ?
- Тогда я вам помогу вместе с нашим помощником конструктором Лего.
Я выложил схему: синий цвет – чайный сервиз
зеленый цвет – кофейный сервиз
красный цвет – разница в цене
- Непонятно? Тогда другая подсказка:
- А теперь? (Сколько стоят 2 чайных сервиза)
V. Самостоятельная работа.
Наступило время поработать самостоятельно. Воспользуемся нашей копилкой задач (творческая работа самих учащихся). Сегодня я выбрала задачу … (Ф.И. ученика). Она звучит так:
На одной ветке сидело в 4 раза больше птиц, чем на другой. Сколько птиц сидело на первой ветке, если на второй ветке Сидело на 24 птицы меньше? |
Ваша задача: начертить схему к этой задаче; выбрать с экрана выражение, которое является ответом на вопрос задачи.
24:4х5 24х4 24:3+24 24:3х4 24:3х4+24:3
Проверка: объясните свой выбор.
- На какой вопрос мы бы ответили, если бы решили задачу с помощью последнего выражения? (Сколько всего птиц на двух ветках).
- Итог урока.
- Домашнее задание.
“Задачник” № 28 стр. 24.