Сложение и вычитание десятичных дробей

Разделы: Математика


Цели урока:

  • систематизировать знания учащихся по теме “Сложение и вычитание десятичных дробей”;
  • развивать интерес учащихся к изучению математики;
  • расширить кругозор учащихся;
  • воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Оборудование: мультимедийный проектор, магические кубики, кружочки трёх цветов: красный, зелёный, синий. Презентация

ХОД УРОКА

Девиз: “Через математические знания, полученные в школе, лежит широкая дорога к огромным, почти необозримым областям труда и открытий”. А. Маркушевич

Нам предстоит сделать на этом уроке немало открытий. Для начала решите ребус:

Дроби всякие нужны,
Дроби всякие важны,
Дробь учи, тогда сверкнёт тебе удача.
Если будешь дроби знать,
Точно смысл их понимать,
Станет лёгкой даже трудная задача.

А какие дроби знаете вы?

Записываем тему, объявляется цель.

1. Устная работа.

Остальные считают устно:

Называю число 2, прибавляем по 0,4 до тех пор, пока не прерываю, потом вычитаем по 0,3 и т. д.

2. Киоск задач.

По 2 ученика у доски, остальные решают в тетрадях. При проверке используются кружочки: если верно, то поднимают красный, если нет, то зелёный.

1. Выполните действия:

а) 16,52 – (4,9 + 10,95);

б) (5,3 + 2,7) – (1,42 + 2,8).

2. Решите уравнения:

а) 48,6 + х = 78,5;

б) х – 7,36 = 3,04.

3. Деревья не только поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Они “работают” как фильтры, очищая воздух от сажи и пыли.

Задача. Площадь нашего посёлка 14,6 га. Парки и скверы занимают примерно 2,43 га. Какая площадь посёлка не имеет деревьев? Ответ округлите до десятых.

Сделайте вывод.

Историческая справка

Правила вычисления с десятичными дробями описал знаменитый учёный средневековья аль Каши Джемшид ибн Масуд (это его полное имя), работавший в городе Самарканде в обсерватории Улугбека в начале XV века.

Записывал аль Каши десятичные знаки так же, как принято сейчас, но он не использовал запятую; дробную часть он записывал красными чернилами или отделял красной чертой.

а) Один ученик работает у доски.

“Ромашка”

           
           

В верхней строке запишите полученные числа по мере возрастания, а в нижней – соответствующие буквы. Какое слово вы получили? (Ландыш).

В “Красную книгу” занесено очень много различных цветов и трав, которым грозит уничтожение. Находясь в лесу, в парке, заповеднике, не набирайте больших букетов, а лучше постарайтесь развести такие цветы у себя дома, на дачах.

3. Значение запятой.

Запятая играет важную роль. Вспомним сказку С. Маршака “Двенадцать месяцев”. Неправильно поставленная запятая в “Казнить нельзя помиловать” могла стоить жизни человека, а неправильно поставленная запятая в дроби может привести к катастрофе.

32 + 18 = 5

3 + 108 = 408

42 + 17 = 212

736 – 336 = 4

63 – 27 = 603

57 – 4 = 17

Буратино придумал несколько примеров на сложение и вычитание десятичных дробей, а чтобы было смешнее, стёр в них запятые.

Запишите их в тетрадь, поставив в нужном месте запятую. Потом проверяем.

4. Физкультминутка.

Буратино потянулся.
Раз – нагнулся, два – нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
На носочки надо встать.

5. Самостоятельная работа “Магический кубик”.

КУБИК: на верхней грани указан вариант самостоятельной работы, на боковых гранях – задания, на нижней грани – ответы к заданиям, но они заклеены цветной бумагой.

После выполнения самостоятельной работы ученикам предлагается самостоятельно проверить и оценить свою работу. На экране записаны критерии оценок:

Оценка “5” – 4 правильных ответа;

Оценка “4” – 3 правильных ответа;

Оценка “3” – 2 правильных ответа.

Проверяется работа с помощью кружочков:

Если “5” – красный;

Если “4” – зелёный;

Если “3” – синий.

Задания на гранях кубика

Вариант 1

1. Выполните действия: а) 4,07 + 12,92; б) 4,208 – 3.

2. Вычислите: 4,15 + 8,42 + (5,85 – 3,42).

3. Решить уравнение: х + 15,35 = 19,4.

4. Округлите до десятых: 2,145 и 10,275.

Вариант 2

1. Выполните действия: а) 4,03 + 18,4; б) 15 – 0,8.

2. Вычислите: (2,68 + 3,15) – 1,68 + 1,2.

3. Решить уравнение: Х – 11,3 = 1,56.

4. Округлите до сотых: 0,253 и 43,605.

Вариант 3

1. Выполните действия: а) 4,57 + 12,16; б) 16,2 – 12.

2. Вычислите: (4,8 + 3,42) – (5,2 – 3,9).

3. Решите уравнение: Х – 0,07 = 1,5.

4. Округлите до сотых: 8,086 и 11,972.

Вариант 4

1. Выполните действия: а) 42,79 + 21,7; б) 18 – 15,05.

2. Вычислите: 18,36 + 4,4 – (12,36 – 5,96).

3. Решите уравнение: Х – 27,5 = 38,1.

4. Округлите до десятых: 4,192 и 79,074.

6. Резервное задание.

Буратино придумал примеры с “размазанными” цифрами. Перепишите их в тетрадь, восстановив “размазанные” цифры.

7. Окончание урока.

Притча. Шёл мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: “Что ты делал целый день?”. И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: “А что ты делал целый день?”, и тот ответил: “А я добросовестно выполнял свою работу”. А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: “А я принимал участие в строительстве храма!”.

Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.

- Кто работал так, как первый человек, пусть поднимет синий кружочек.

- Кто работал добросовестно – зелёный.

- Кто принимал участие в строительстве храма – красный.