Цель:
- Познакомить детей с глухим мягким согласным звуком [ч´], буквами Ч, ч.
- Учить сравнивать звуки, различать буквы.
- Закреплять умение делить слова на слоги, определять ударный слог.
- Развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания, внимание, логическое мышление.
- Способствовать продуктивному формированию навыка чтения.
Ход урока.
I. Оргмомент. (Создание ситуации успеха)
Ребята, улыбнитесь друг другу, ведь хорошее настроение – залог успеха.
II. Актуализация знаний.
На доске буквы: а у е и ё я ш
- Назовите буквы
- Какая буква лишняя, почему?
- Назовите гласные. На какие группы их можно разделить? (а, у – обозначают твердость предыдущего согласного, е, и, ё, я – мягкость; а, у, и обозначают один звук, е, ё, я – два звука)
III. Изучение нового.
Сегодня мы продолжим работу с согласными. А с какими вы скоро узнаете.
На доске картинки: часы
чашка
Чебурашка
- Назовите изображенные на картинках предметы.
- Что общего в этих словах?
- Сформулируйте тему урока. («Звук [ч´] и буква, которая его обозначает»)
- Какую цель вы поставите?
- познакомиться со звуком [ч´] и буквой, которая его обозначает.
- учиться отличать звук [ч´] и букву ч от других звуков и букв.
- учиться читать слоги, слова, предложения с новой буквой.
- Еще раз назовите предметы.
- Какое слово лишнее? Почему? (Чебурашка отвечает на вопрос кто? А остальные на вопрос что? Чебурашка – четыре слога, а в остальных словах - два)
- Из какой сказки пришел Чебурашка? (из сказки Эдуарда Успенского «Крокодил Гена и его друзья»)
- Произнесите первый звук в слове Чебурашка. Дайте ему характеристику. (Согласный, глухой, мягкий)
- Выберите схему для данного звука (дети на доску прикрепляют )
- Кому отдадим? (Тиму)
- Ориентируясь на тему урока выберите среди данных игрушек ту, в которую нравится играть Чебурашке (мяч, кубики, кукла)
- Почему? (есть звук [ч´])
- Произнесите это слово и дайте характеристику новому звуку. (согласный, глухой, мягкий)
- Выберите схему для данного звука.
- Кому отдадим? (Тиму)
- Посмотрите на схемы. Какой вывод можно сделать? (звук [ч´] всегда мягкий)
- Сможем ли мы придумать слова для Тома? Почему?
IV. Закрепление.
1. В сказке Чебурашка и крокодил Гена построили дом и пригласили друзей.
Ориентируясь на тему урока скажите чем угощали они своих гостей? (Чебуреки, чипсы, чай, чернослив, черника, чеснок, чупа-чупс,калачи)
2. Игра «Доскажи словечко»
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Целый день по пашне врач
И зовется птица … (грач)
Работа в парах. Составление схемы слова грач на партах и на доске. Проверка.
- Ориентируясь на схему, скажите сколько слогов в этом слове. Почему? (сколько в слове гласных, столько и слогов.)
- Отгадайте загадку:
Пушистая вата плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем снег иль дождик ближе. (Туча)
- Чебурашка решил нам помочь и составил схему этого слова. Давайте ее проверим и дадим характеристику каждому звуку.
- Итак, произносим слово туча, сколько слогов? Давайте позовем ее в гости. На какой слог падает ударение?
- Произносим вместе т-т-туча. Дайте характеристику первому звуку. ( [т] – согласный, глухой, твердый. Обозначим )
- Охарактеризуйте второй звук ту-у-уча. ( [у] – гласный, ударный. Обозначим )
- Третий звук туч-ч-ча. ([ч´] – согласный, глухой, всегда мягкий. Обозначим )
- Последний звук туча-а-а. ([а] – гласный, безударный. Обозначим )
- Итак, что забыл Чебурашка? (Звук [ч´] – всегда мягкий.)
V. Физкультминутка.
Уходя, гости решили оставить о себе добрую память и посадить цветы. Давайте им поможем. Встаньте в проходы.
Мы цветы в саду сажали,
Их из лейки поливали.
Покажите, как будете поливать цветы.
Я буду перечислять названия цветов. Если в них есть звук [ч´], изображаете как вы их поливаете, если звука [ч´] нет, поднимаете руки вверх.
одуванчик василек
ландыш розочка
колокольчик астра
мак ромашка
гвоздичка
Молодцы. Теперь цветочки у нас обязательно вырастут. Я думаю, что теперь вы будете ухаживать за цветами дома и в классе.
VI.Знакомство с буквой.
- На письме звук [ч'] обозначается буквой «че».
- Посмотрите внимательно вокруг. Кто сможет найти эту букву?
- Давайте поселим ее в домик.
- На что похожа буква «че»?
Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем, как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
VII. Игра «Познакомьте букву ч с гласными».
(Дети берут гласные и подносят к ч, читаем хором ча, чи, че, чё, чу)
- Буква я не захотела знакомиться и ушла. Почему?
(звук [ч'] всегда мягкий и гласная я обозначает мягкость согласного звука. Двойная мягкость не нужна).
VIII. Работа с азбукой.
1 столбик прочитать про себя.
- Кто сможет прочитать вслух?
- Прочитайте слово, которое начинается с ча.
- Прочитайте слово, которое начинается с чу.
- Что вы заметили? (ча с а, чу с у)
3 столбик прочитать вслух.
- Какое слово лишнее и почему? (качалка – 3 слога, ча- в середине)
- Что общего в этих словах? (сочетание ча)
Туча, встреча и свеча
Пишем ча мы с буквой а.
- Сочетание ча – на доску.
4 столбик.
- Что заметили? (во всех словах есть сочетание чу)
Кричу, молчу, стучу, учу
Напишем чу мы с буквой у.
- Сочетание чу – на доску.
- Вспомните, какой напиток пили гости? (чай)
- Что такое чай? Давайте найдем лексическое значение этого слова в толковом словаре.
- А где мы завариваем чай? (в чайнике). Карточки со словами чай и чайник помещаются на доску.
- Что вы можете сказать об этих словах? (однокоренные, так как есть общая часть и они близки по значению.)
Работа с текстом
- Чтобы чай был вкусным, необходимо уметь его заваривать. Как правильно это сделать вы узнаете из текста.
- Но прежде чем читать, давайте поработаем над трудными словами, которые встретятся в тексте. (чтение хором по слогам)
а) Словарная работа
ОПОЛОСНУТЬ – обмыть.
КИПЯТОК – кипящая или только что вскипевшая вода.
АРОМАТНЫЙ – душистый, распространяющий приятный запах.
- Внимательно прочитайте текст. А кому пока трудно прочитать весь текст, найдите слова, в которых есть буква ч и подчеркните их простым карандашом.
Заваривать чай нужно в чисто вымытом чайнике.
Прежде всего ополосни чайник кипятком. Всыпь 2 чайные ложки сухого чая и закрой крышкой. Пусть чаинки распарятся. Завари чай кипятком и накрой чайник салфеткой.
Вместе с сухим чаем в чайник можно положить кусочек сахара, тогда напиток будет крепче и ароматнее.
Проверка. Какие слова вы нашли?
- Прочитайте текст вслух, чтобы все дети узнали, как правильно заваривать чай.
- Кто пил такой ароматный чай? Почему он такой получался? (правильно заваривали)
б) Выборочное чтение.
- Найдите в тексте предложение, в котором говорится где нужно заваривать чай.
- Чем нужно заваривать чай? (кипятком)
- Что можно еще добавить в чай? (кусочек сахара)
- Молодцы! Вы справились с заданием.
Итог.
- Наш урок подошел к концу. Вспомните, какую цель мы ставили. Кто сможет сделать вывод?
- познакомились со звуком [ч´] и буквой, которая его обозначает.
- учились отличать звук [ч´] и букву ч от других звуков и букв.
- учились читать слоги, слова, предложения с новой буквой.
- Что еще интересного узнали?