Цель: ввести в активный словарь учащихся следующие термины: повествовательные предложения, предложения по цели высказывания, по интонации; формировать представление учащихся о повествовательных предложениях и их видах по интонации;
формировать умение работать в парах и группах, высказывать и отстаивать свою точку зрения уважая мнение собеседников; воспитывать стремление самостоятельно решать учебные задачи.
Технологические этапы | Действия (вопросы) учителя | Действия (ответы) учеников | ||||||||||||||||
1. Индукция | Ребята, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с предложениями. Давайте вспомним все, что мы уже знаем и составим кластер ( созвездие) под названием «Предложение». Учитель на доске заполняет кластер по ходу ответов учащихся: Предложения высказываются (произносятся) с определенной целью. Сегодня мы познакомимся с одним из видов предложений по цели высказывания. |
Фронтальная работа
Из контекста предложений объясняют смысл выделенных слов. Повествовательные предложения. |
||||||||||||||||
2. Самокострукция | Из ряда слов выберите близкие по смыслу (синонимы) к слову «повествовать», «лишние» слова вычеркните:
КАРТОЧКА1 |
Строго самостоятельная работа. |
||||||||||||||||
3.Социоконструкция | Обсудите с соседом по парте свое решение. Запишите текст упр. 14, оформляя предложения по правилам. | Работа в парах:
|
||||||||||||||||
4. Социализация | Далее мы продолжим работу в группах (четверках).
Совместно поработайте с вопросами к упр. 14. КАРТОЧКА 2 Докажите, что записанный вами текст содержит повествовательные предложения. |
Объединяются в четверки (ученики, сидящие за первыми партами, поворачиваются к ученикам, сидящим за вторыми партами; те, кто сидит за третьими партами – поворачиваются к ученикам, сидящим за четвертыми партами).
Работа в группах Дополняют правило, записанное на карточке 2. В ходе обсуждения готовят обоснование того, что записанные предложения являются повествовательными. |
||||||||||||||||
5. Афиширование | Обобщает, конкретизирует ответы учащихся. Если есть расхождения в оформлении карточек, предлагает обосновать версию группы.
Полученные нами сведения о повествовательных предложениях удобнее оформить в таблице:
По ходу ответов детей, учитель заполняет таблицу, и она приобретает вид:
|
Представители 1 и 3 групп представляют свои версии карточки 1: Повествовать – это рассказывать, сообщать, давать информацию. Представители 2 и 4 групп представляют карточку 2: Повествовательными называют предложения, которые содержат сообщение о ком-нибудь или о чем-нибудь. Фронтальная работа. Предложения учащихся по заполнению таблицы. |
||||||||||||||||
6. Разрыв | Почему не удалось заполнить таблицу полностью?
Прочитайте текст упр.15. Докажите, что это текст. Как его можно озаглавить? Какие по цели высказывания предложения содержатся в нем? Как решить эту учебную задачу? Инсерт (чтение с пометами) Что нового вы узнали о повествовательных предложениях? Что значит «произносится с чувством»? Запишите текст упр. 15, правильно расставив знаки препинания. Посмотрим еще раз на нашу таблицу. Что можете сказать? Таблица приобретает вид:
Обобщим полученные знания с опорой на таблицу. Упр. 16. Составим из слов предложения. Дополним текст повествовательным предложением, восклицательным по интонации. |
Не хватает нужной информации, знаний.
Ответы учащихся. Повествовательные. Затрудняются ответить. Информацию можно получить у учителя, или прочитать в учебнике, справочной литературе. Читают правило, делают пометы. Ответы учащихся: повествовательные предложения по интонации бывают восклицательными (если произносятся с чувством), невосклицательными (если произносятся спокойно). Ответы учащихся.
Это белочки затеяли игру! (Произносим с удивлением, восторгом.) Самостоятельная работа учащихся. Запись текста упр.15. Можем закончить заполнение таблицы.
Повторение правила с опорой на таблицу. Запись предложений с комментированием. Дополнение текста. |
||||||||||||||||
7. Рефлексия | Выразите свои впечатления от урока, двумя-тремя предложениями, повествовательными по цели высказывания. Возможно, среди них будут предложения восклицательные по интонации. Учитель благодарит учащихся за работу и их мнения об уроке. | Устные ответы учащихся, или запись предложений на заранее подготовленных листочках в виде листков с осеннего дерева.
Зачитывание впечатлений (по желанию). |