См. Приложение 1
I. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич. И было у него три сестры: Марья, Ольга, Анна. Отец и мать у них умерли. Отдал Иван-царевич сестёр замуж за царей медного, серебряного и золотого царства. Целый год жил без сестер, и сделалось ему скучно. Решил он проведать сестриц и отправился в путь. По дороге повстречал Елену Прекрасную. Они полюбили друг друга. Но злой Кощей Бессмертный похитил Елену Прекрасную. Иван-Царевич взял верных воинов и поехал выручать свою любимую.
(В роли воинов весь класса, разбитый на три группы по рядам, которые должны помочь царевичу спасти Елену Прекрасную.)
Вышли они к реке, а там огромный камень закрыл дорогу на мост. На камне написаны три уравнения. Если их правильно решить, то камень повернется и освободит дорогу.
По одному ученику от каждой команды решают на местах на отдельных листах по одному уравнению.
► ( у – 371 ) + 277 = 546
► ( 127 + х) – 98 = 32
► 379 – (х – 197 ) = 183
II. Пока трое смелых воинов выполняли порученное дело, с остальным отрядом Иван-царевич проводил военную разминку.
Устная работа (текст на экране)
1. Решить уравнение:
х + 17 = 33
37 – у = 16
18 + а = 18
b – 13 = 13
2. Среди чисел 1, 0, 7, 11, 2 найдите корни уравнения:
х + 17 = 28
35 – х = 35 + х
40 + х = 42 – х
15 + х + 1 = 19 + х – 3
3. Придумать задачу, которая решалась бы с помощью уравнения:
х + 25 = 55
у – 18 = 26
4. Угадайте корни уравнения:
х + х = 46
75 + у + у + у = 75
а + 7 = а – 5
III. Долго они ехали по лесу пока дорога не привела их к избушке Бабы-Яги. Она давно враждовала с Кощеем и согласилась помочь Ивану-царевичу, но только в том случае, если его воины решат три уравнения, написанные на стенках избушки.
Трое учащихся по одному от каждой команды решают у доски по одному уравнению, класс выполняет в тетрадях:
► 138 + (х + 57 ) = 218
► 248 – (у + 123 ) = 24
► ( 24 – х) + 37 = 49
IV. Прощаясь с Иваном-царевичем, Баба-Яга рассказала ему о силе корней уравнения. Коль нужно тебе какой запор отпереть или закрыть накрепко, произнеси вслух корни уравнения, мигом исполнится.
С классом проводится фронтальный опрос по теоретическому материалу.
V. Чёрный ворон подслушал этот разговор и рассказал обо всём Кощею. Тот подстерег Ивана-царевича и его воинов, схватил их и бросил в глубокое подземелье. Замкнул на три замка.
Ключ от первого замка в ответах математического диктанта.
Д И К Т А Н Т
1. Записать выражение: сумма а и b.
Найти значение этого выражения, если а = 30, b = 50.
2. Записать выражение (380 + m) – 180.
Упростить, найти его значение, если m = 87
3. Записать разность а и а.
Чему равно значение этой разности при любых значениях а
4. Составить буквенное выражение по условию задачи:
«У Миши было 27 рублей. На покупку потратил а рублей. Сколько денег осталось?»
При любом а имеет смысл?
5. Реши уравнение х + 67 = 67
Ключ от второго замка в решении задачи №368 ( г ).
Ключ от третьего замка в решении одной исторической задачи №379, стр.81
VI. И вот ключи от замков найдены. Двери подземелья откры-лись. И стали воины перед воротами Кощеева дворца, на которых написано: «Каждый воин должен приложить силу, чтобы ворота открылись».
Ребята, а ваша сила – в решении теста.
Каждому ученику предлагается вариант теста (текст теста прилагается)
VII. Ворота открылись. Освободили воины Елену Прекрасную и в тот же день сыграли свадьбу. После этого Иван-царевич и Елена прекрасная проведали его сестриц, приехали домой и стали жить-поживать и добра наживать.
Дома их ожидало домашнее задание: №386; № 387 ( д )
VIII. Итог
- Воспитательный момент «в коллективе – сила»
- Команда-победитель
- Выставление оценок.
IX. При наличии времени, прочитать лучшие домашние сочинения учащихся на тему: «Числа в профессии моих родителей».