Действующие лица:
Королева Осень (ведущая), сентябрь, октябрь, ноябрь (судейская бригада), 2-3 команды участников (в командах по 6-8 человек).
Оформление мероприятия:
Экспозиция картин об осени; газеты, выполненные учащимися, "Осень в литературе"; выставка поделок из природного материала "Осенний подарок" (4); выставка букетов "Дыхание осени" (3).
Ход мероприятия
Звучит лирическая музыка, появляется королева Осень со свитой.
Королева Осень: Добрый день, ребята, подданные и гости. Мы рады приветствовать вас на нашем осеннем празднике. Я смотрю, что вы хорошо подготовились, провели много конкурсов и сейчас мы подведем итоги некоторых из них. (Подводятся итоги конкурсов подготовительного этапа).
Ну, что же, вы готовы к соревнованию?
Сегодня мы посмотрим, хорошо ли вы знаете меня - осень. Итак, начнем. И первое задание таково, кто быстрее и больше отгадает загадок об осени, дарах осени и осенних явлениях природы.
- С неба пришел, в землю ушел. (Дождь).
- Летом вырастают - осенью опадают. (Листья).
- Чем больше ешь - тем больше остается. (Орехи).
- Красненько, кругленько, листочки продолговатеньки. (Рябина).
- В лесу на одной ножке выросла лепешка. (Гриб).
- Не бьет, не ругает, а от него все плачут. (Лук).
- Маленький, горький луку брат. (Чеснок).
- Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла. (Картофель).
- Стоит матрешка на одной ножке, закутана, запутана. (Капуста).
- Зеленый теленочек привязан веревочкой, лежит на боку и толстеет.(Арбуз).
- Сто братьев в одну избушку соткнулись.(Колос).
- Загадаю загадку:
Закину за грядку,
По осени выкину,
На то лето выберу. (Посев озимых). - Что краше солнца? (Хлеб).
- Все наградила, всех загубила. (Осень).
Королева Осень: Молодцы, ребята, справились с первым заданием. Ну-ка, братец сентябрь, посчитай-ка, кто победил в этом конкурсе?
Сентябрь: (подведение результатов первого конкурса).
Королева Осень: Второе испытание - на столах в конвертах лежат названия даров осени и не только. Ваша задача выбрать лишнее и обосновать свой ответ (2).
Задания командам:
1 команда - вишня, арбуз, дыня, перец;
2 команда - тыква, малина, боярышник, калина;
3 команда - рябина, репа, слива, виноград.
Звучит музыка А.Вивальди "Сентябрь"
Королева Осень: Умницы, все ответы верны. Я даже удивлена, какие вы знатоки даров осени. Наступило время проверить первое домашнее задание. Вам предлагалось подготовить стихотворение об осени. Итак, мы приветствуем наших чтецов.
Королева Осень: Благодарю вас ребята, хорошие стихи подобрали, слушателям красочно представили осень. Я даже сама не знала, какая я красивая и щедрая. Ну, а сейчас возвращаемся к соревнованию и объявляем следующий конкурс - словообразовательный. Задачей конкурса является из одного большого слова придумать как можно больше новых слов. И это слово - "Листопадничек". У вас на столах есть карандаши и листы бумаги, куда следует записывать новые слова. На конкурс отводится 3 минуты. Время пошло.
Звучит музыка А.Вивальди "Октябрь"
Королева Осень: Внимание, проверяем конкурс. Каждая команда называет по одному слову по очереди, при этом слова не должны повторяться. Победителем является та команда, которая предложила наибольшее количество слов. Братец Октябрь подсчитай-ка нам предварительные итоги.
Октябрь: (подведение предварительных результатов).
Королева Осень: Ребята, а вы не задумывались, по каким признакам мы судим, что наступает осень? Итак, следующий конкурс, на листах бумаги напишите, какие вы знаете осенние явления. На проведение конкурса отводится 3 минуты.
Звучит музыка А.Вивальди "Ноябрь"
Королева Осень: Осенние явления, какие же они? Давайте проверим. Команды по очереди называют явления природы, при этом верными считаются осенние явления и те, которые не повторяются.
Королева Осень: Следующий конкурс, юных художников. По очереди участники команд с завязанными глазами, подбегают к планшетам с закрепленной на них бумагой и рисуют по одному осеннему "атрибуту". При этом остальные члены команды могут только направлять движение участника к планшету, но не подсказывать, что ему нарисовать. "Картина" вывешивается на обозрение. Победившей считается та команда, которая нарисовала наибольшее число осенних признаков.
Королева Осень: Итак, подошло время последнего конкурса. Конкурс "Придумай сказку". Данный конкурс является вторым домашним заданием. На его проведение отводится 5 минут на каждую команду. Каждая сказка начинается словами "Однажды теплым осенним деньком, после дождичка:", что же было после дождичка? Ответы мы сейчас увидим.
Королева Осень: Молодцы, ребята, все успешно справились с домашним заданием. А сейчас мы предлагаем потрудиться братьям - осенним месяцам. Уважаемые сентябрь, октябрь, ноябрь, подсчитайте-ка нам результаты нашего соревнования. Мы же поиграем в игру со зрителями - я буду называть разные виды грибов, а вы станете хлопать в ладоши, если гриб съедобный; топать ногами, если гриб несъедобный. Условие понятно? Итак, начнем.
Груздь - съедобный.
Масленок - съедобный.
Сморчок - съедобный.
Мухомор - несъедобный.
Лисичка - съедобный.
Трутовик - несъедобный.
Белый гриб - съедобный.
Бледная поганка - несъедобный.
Опенок - съедобный.
Рыжик - съедобный.
Сатанинский гриб - несъедобный.
Сыроежка - съедобный.
Подосиновик - съедобный.
Желчный гриб - несъедобный.
Трюфель - съедобный.
Шампиньон - съедобный.
Подберезовик - съедобный.
Зимний гриб - съедобный.
Зеленушка - съедобный.
Волнушка - съедобный.
Мы закончили игру, братья - месяцы готовы выступить с результатами. Пожалуйста, вам слово.
Ноябрь: (подведение результатов).
Звучит музыка П. Чайковского "Времена года".
Церемония награждения.
Литература.
- Русские сказки, пословицы, поговорки./Сост., авт.вступ. ст., коммент. и слов Ю.Г.Круглов. - М.: Просвещение, 1990.
- Хрестоматия. Любимое чтение для детей. - Тула, "Планета детства", 2002.
- Хрестоматия для дошкольников/ Сост. Н.П. Ильчук и др. - 1-е издание. М., АСТ, 1999.