Цель: В занимательной форме обобщить и закрепить знания об основных классах неорганических соединений.
Оборудование и реактивы: Корабль, мультимедийные средства, костюмы моряков, магнитофон, диски, высказывание ученых, разноуровневые карточки, задания, химический лоток, кислота, основание, соль, индикаторы.
Ход урока
1. Организационный момент
Вступительное слово учителя, который выполняет роль капитана.
Капитан: Друзья, сегодня мы отправимся с Вами в сказочный круиз. Я – буду вашим капитаном.
Постойте, но я же не могу отправиться одна. Эй, люди, где вы все? Матросы! Юнги!
(Звучит морская мелодия и на корабль поднимаются помощники капитана – дети, в костюмах моряков, поют песню.)
Песня “Чунга-чанга”
Помогите команду нам найти.
С ними легче будет, путь пройти.
С ними клады вместе мы найдем.
В жизни этой мы не пропадем.
Припев:
Ах, круиз – как это классно
Будет вместе нам прекрасно
Ведь родные мы по духу
Мы друзья все!!!
Будем вместе наслаждаться
И в круизы отправляться
Ведь все знать хотим мы точно
Мы друзья все.
Припев:
Ах, круиз – как это классно
Будет вместе нам прекрасно
Ведь родные мы по духу
Мы друзья все!!!
Будем вместе наслаждаться
И в круизы отправляться
Ведь все знать хотим мы точно
Мы друзья все.
Капитан: Внимание на экран, чтобы собрать команду мы должны выполнить первое задание.
Задание 1. (Задания могут быть дифференцированными и иметь отдельный вариант для каждого учащегося.)
Давайте поможем собрать команду нашему “кислорику”
Юнги: Оксиды Ме О, Na, Fe+2, Al, Ca |
Матросы: Оксиды не Ме C+4, O, N+3, Cl+7, P+5 |
Из элементов соберите (составьте), формулы. Левый ряд собирает команду матросов (оксиды не металлов), а правый ряд юнги (оксиды металлов)
Учитель: Молодцы! Команда в сборе.
Танец моряков. Танцуют учащиеся.
Капитан: Юнги и матросы, вы готовы отправиться в сказочный круиз?
Юнги и Матросы: Готовы!
Капитан: Отдать швартовый.
Гудок. Музыка. Шум моря. Слайд на экране.
Юнга: смотрит в трубу. Вижу остров.
Капитан: Смотрит карту. Я знаю этот остров. Нам стоит сюда заглянуть.
Матрос: Друзья, дайте взглянуть. Где-то я уже это видел. Вспомнил! Мой прапрадедушка алхимик, говорил мне, что на этом острове есть сокровища, самые большие сокровища в мире. Их ценность не соизмерима.
Юнга: А как он называется?
Матрос: У него нет названия.
Капитан: Ну, что ж, друзья. Это наш шанс. Может быть, мы назовем этот безымянный остров. Право руля.
Юнга: Есть право руля. Подплываем.
Капитан: Спустить паруса.
Юнга: Есть спустить паруса.
Капитан: Сбросить якорь.
Юнга: Есть сбросить якорь.
Спускаются с корабля.
Капитан: И где же сокровища?
Юнга: Капитан идите сюда, я что-то нашел.
Капитан: Капитан берет смятую бумагу. Читает в слух. “Отгадав это слово, вы будете богаты”. “Друзья, помогите нам”. Внимание на экран.
Задание 2. Кроссворд. (Задания могут быть дифференцированными и иметь отдельный вариант для каждого учащегося.)
По горизонтали: 4. Мельчайшая неделимая частица. 6. Наука о веществах и их свойствах. 8. Элемент I группы II периода.
По вертикали: 1. Сложные вещества, состоящие из атомов металлов и одной или нескольких гидроксогрупп. 2. Положительно заряженные ……..(кто?) 3. Сложные вещества, состоящие из 2 элементов один из которого кислород со степенью окисления -2. 5. Сложные вещества, состоящие из одного или нескольких атомов водорода и кислотного остатка. 6. Элемент неметалл 7 группы 3 периода. 7. Мельчайшая частица вещества .
Юнга: Не понимаю в чем богатство?
Капитан: А богатство друг мой вот в этом слове. Твой алхимик был прав.
“Химия – это область чудес, в ней скрыто
счастье человечества, величайшие завоевания
разума будут сделаны именно в этой области”. А.М. Горький |
“Какой только области механических искусств
не нужны знания химии! Могут ли обойтись без нее
земледелец, металлург, фармацевт, врач, золотых
дел мастер, чеканщик монет и т.п.? Если бы
человечеству пришлось избрать из числа всех наук
только три и притом применительно к нашим
потребностям, следовало бы предпочесть всем
другим наукам механику, естественную историю и
химию”. Дени Дибро |
“Изучение химии имеет двоякую цель: одна –
усовершенствование естественных наук, другая –
умножение жизненных благ”. М.В. Ломоносов |
Матросы: Капитан надо спешить ведь скоро стемнеет.
Капитан: Поднять якорь.
Матросы: Есть поднять якорь.
Капитан: Поднять паруса, лево руля.
Матросы: Есть поднять паруса, лево руля.
Капитан: А теперь мы с вами отправляемся в страну Кисольфию. Там, друзья мои, вы увидите, настоящие чудеса!
Матросы: Здорово. Я всегда мечтал быть фокусником, но мама говорила, что с меня никогда не выйдет толкового человека, так как двоек и троек у меня в школе было гораздо больше, чем хороших оценок.
Юнга: Капитан, ветер дует с севера, ночью будет дождь и шторм. Нам лучше переждать его!
Капитан: Нет, только вперед. Мы должны успеть вовремя, вернуться домой.
Матросы: Есть вернуться в срок.
Волны. Шум. Ветер усиливается. Начинается шторм.
Юнга: Шторм, держись. Свистать всех наверх.
Капитан: Спустить паруса, право руля.
Юнга: Есть.
Капитан: Курс широта 20 градусов, долгота 78. Руль прямо.
Юнга: Капитан, нам не спастись. Осторожно!
Грохот. Крики.
Капитан: Юнги, матросы. Увы, друзья, при таком шторме и ливне наша команда распалась на два класса.
Переодеваются.
Юнга: Лева руля.
Матросы: Право руля. Выхватывая руль.
Капитан: Прямо. Друзья, помогите определить, в кого превратились наши юнги и матросы? Что с ними произошло. Внимание на экран.
Задание 3. Кислоты и основания. (Задания могут быть дифференцированными и иметь отдельный вариант для каждого учащегося.)
Какие классы веществ, здесь присутствуют?
Левый ряд выбирает кислоты и дает им названия | Правый ряд выбирает основания и дает им названия |
Ca(OH)2, H2SO4, HNO2, NaOH, H2CO3, KOH, H4PO4, Cu(OH), Al(OH)3, HCl.
Капитан: В нашей команде произошли большие изменения. Что происходит? Прекратить панику.
Учащиеся появляются в плащах.
Юнга: Лево руля.
Матросы: Право руля.
Капитан: Прямо осторожно рифы.
Стук. Треск.
Спокойный шум моря.
Капитан:
Друзья, я не могу.
С ними я пропаду
Что сделать мне
С ними с такими
С моими друзьями родными.
Должен я им помочь
Иначе мне будет не в мочь.
Должны вы помочь
Мне команду собрать
Чтоб дальше круиз
Мы смогли продолжать.
Внимание на экран.
Задание 4. (Задания могут быть дифференцированными и иметь отдельный вариант для каждого учащегося.)
Рассыпались формулки, соберите их правильно и расставьте по своим местам.
Оксиды неметаллов | Оксиды металлов |
SO42-, Na, Ca, O, C4+, Fe 2+, P5+ Al, N3+, S6+, S, K, OH1-, Cl7+, CO32- |
Юнга: Капитан наша команда в сборе в прежнем составе. Но корабль мы потеряли. Мы снова на острове.
Капитан: Я рад, что мы снова вместе. Спасибо вам. А мы друзья находимся на острове Кисольфия. Здесь происходят удивительные вещи.
Матрос: Друзья, спешите ко мне, я что-то вам покажу.
Задание 5. Опыты.
Из названий веществ, полученных практическим путем составить формулы. Полученные вещества проверить индикатором:
- Основание
- Кислота
- Соль
Капитан: А теперь мы должны построить плот и возвращаться домой. Делаем плот из слов, полученных в результате отгадывания головоломки. Внимание на экран.
Задание 6. Головоломка. (Задания могут быть дифференцированными и иметь отдельный вариант для каждого учащегося.)
Из химических элементов периодическая система составить слова. Например: молибден + кюрий
МО + СТ = МОСТ
- Ручное сельское орудие?
- Великая американская киноактриса – к/ф “В джазе только девушки”.
- Русский напиток.
- Начало спортивного состязания.
- Музыкальный знак.
- Столица российского государства.
- Молибден + углерод + калий + барий
- Калий + барий + углерод
- Молибден + водород + фосфор + кислород
- Углерод + тантал + прометий
- Водород + кислород + тантал
- Калий + кислород + кальций
Капитан: Удивительное путешествие, не правдали друзья? Я рад, что наше путешествие успешно закончилось и мы одна дружная семья.
Все учащиеся поют песню:
Любимая химия (на мотив песни “Потому, потому что мы пилоты...”)
Мы друзья, вместе мы – одна сила.
И любую преграду пройдем.
И задачку любую решим мы,
В жизни вместе мы не пропадем.Припев:
Потому, потому что дети все мы
Школа наш, школа наш родимый дом.
Первым делом, первым делом ведь учеба.
А круизы остаются на потом.Много в химии знаем, и с вами.
Мы готовы делиться друзья.
Но чтоб в жизни преград вы не знали
Знайте химия – всем вам нужна.Припев:
Потому, потому что всем на свете
Пригодится в жизни химия – друзья.
И поверьте, что учиться всем вам надо!
И берите вы пример всегда с меня.Для нас химия – это наука
Для нас химия – это судьба
И понять ее было нам сложно
Но погрязли мы в ней навсегдаПрипев:
И конечно сейчас мы не жалеем
Ведь предмет нужен нам и мы горды
Что наукою мы этой все владеем
Ну и вы владеть, конечно, ей должны.
Капитан: Каждый участник нашего плаванья получает на память сувенир в виде корабля.
Рефлексия: Нарисуйте на карте кораблик возле того острова, где вы сейчас находитесь (остров “Незнайкин”, Радости, Недоверия, Удовлетворения, Спокойствия и т.д.).
Презентация (см. Приложение 1).