Цель: знакомство учащихся с Гжельским народным промыслом, его истоками и современным развитием.
Задачи:
- познакомить учащихся с Гжельской керамикой, разнообразием ее форм, особенностью росписи;
- учить более глубокому пониманию прочитанного, умению выделять главное в тексте;
- учить самостоятельному изучению материала, анализированию и систематизированию извлеченной информации для дальнейшего качественного выполнения практической работы;
- воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, ее истории и культуре;
- развивать творческую активность, навыки работы с художественными материалами.
Компетентность: информационная, аспект – обработка информации, 2 уровень – систематизирование извлеченной информации в рамках заданной структуры.
Тип урока: урок усвоения нового учебного материала, формирование умений и навыков.
Формы: фронтальная, индивидуальная.
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный, игра.
Средства: речь, речь, литературный ряд, ЦОР, КОЗ (карточки для индивидуальной работы), тренировочный тест в программе Microsoft Excel.
Оборудование и материалы: компьютеры, проектор, наглядные пособия (изображения гжельской керамики), карточки для индивидуальной работы, инструкционные карты для прохождения тестирования, заготовки-листы в форме кувшина (на каждого ученика), краски, кисти, палитра, карандаши.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Мотивационный момент. Определение темы урока. Постановка цели урока.
- Составление таблицы на усвоение понятий, заполнение пропусков текста ключевыми словами, актуализация знаний.
- Валеологическая пауза. Рефлексия.
- Практическая работа.
- Проверочно-оценочный тест.
- Итог урока.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Средства | Формы | Предполагаемый результат |
Организационный момент | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя стоя, проверяют
готовность рабочего места к уроку. Садятся за парты. |
Речь | Фронтальная | Учащиеся имеют все необходимые принадлежности для работы на уроке |
Мотивационный момент. Определение темы урока. Постановка цели урока. |
“Загадаю я вам ребус, кто быстрей ответ
найдет, тот первым и тему урока назовет”. Объявляет тему урока. |
Слушают, решают ребус/ | Слайд 1 (Приложение 1) Литературный ряд Речь |
Фронтальная | |
Задает вопрос: “А почему Гжель называют голубой?” | Объясняют, предполагают | Учащиеся высказывают различные варианты | |||
“Снежно-белая посуда, расскажи-ка, ты откуда? Видно с севера пришла и цветами расцвела: голубыми, синими, нежными, красивыми. Верно, сегодня на уроке вы индивидуально познакомитесь с искусством Гжельского народного промысла и его истоками, выполнив задание на карточках, оформите росписью “кувшин” и проверите свои знания, выполнив тест на компьютере”. | Слушают, воспринимают | Слайды 2, 3, 4 Речь |
Настрой на работу | ||
Составление таблицы на усвоение
понятий. Заполнение пропусков текста ключевыми словами. Актуализация знаний. |
Предлагает учащимся выполнить задание
на карточках. Зачитывает текст. |
Смотрят, слушают, читают | Речь КОЗ (Приложение 2) Модельный ответ (Приложение 3) |
Фронтальная Индивидуальная |
Определены основные характеристики росписи Гжели |
Просит выбрать ключевые слова,
характеризующие гжельскую керамику, заполняя
таблицу, а также заполнить пропуски в тексте
выбранными ключевыми словами. Определяет время работы. Контролирует работу учащихся. |
Выбирают, анализируют, систематизируют, записывают, составляют. | ||||
Предлагает выполнить взаимопроверку,
обменявшись в парах карточками, отмечая
правильные ответы знаком “+” и неверные знаком
“-“ Просит прочесть результат работы. Корректирует работу вместе с учащимися. |
Слушают отвечающих, уточняют
правильный ответ, Сравнивают ответы, корректируют |
||||
Просит вернуть карточки друг другу | Анализируют, сравнивают | ||||
Валеологическая пауза. Рефлексия. |
Предлагает игру “Да-нет”, задавая вопросы по теме, запутывает учащихся, предлагая неверные варианты ответо. | Встают, двигаются, слушают, обдумывают
действия и решения. Если “да” – хлопают в ладоши, если “нет” – топают ногами. |
Речь Bгра |
Фронтальная | Закреплены понятия, определения, касающиеся искусства Гжели в активной игровой форме |
Практическая работа | Предлагает выполнить роспись кувшина
(заготовка-лист). Оказывает необходимую индивидуальную помощь. Показывает, направляет. |
Выбирают нужную цветовую гамму. Выполняют роспись. |
Речь Слайд 5 |
Фронтальная Индивидуальная |
Закреплены умения и навыки выполнения
росписи “под Гжель”. Расписаны заготовки, с имитацией Гжельской росписи. |
Проверочно-оценочный тест | Объясняет порядок выполнения теста на
компьютере, обращая внимание на инструкционную
карту. Уточняет время выполнения. |
Слушают, анализируют, читают, выполняют тестовые задания на компьютере | Речь Инструкционная карта (Приложение 4) Тест (Приложение 5) |
Фронтальная Индивидуальная |
Закреплены и проверены знания. Получены отметки за работу на уроке. |
Итог урока | Подводит итог урока вместе с учащимися. Задает вопросы: “Что нового узнали на уроке? Какие задания были интересны? Выставляет отметки (результат тестирования). |
Отвечают на вопросы, аргументируют свой ответ | Речь | Фронтальная | Познакомлены с искусством Гжели, ее истоками и современным развитием промысла. |