Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла

Разделы: МХК и ИЗО


Цель:  знакомство учащихся с Гжельским народным промыслом, его истоками и современным развитием.

Задачи:

  • познакомить учащихся с Гжельской керамикой, разнообразием ее форм, особенностью росписи;
  • учить более глубокому пониманию прочитанного, умению выделять главное в тексте;
  • учить самостоятельному изучению материала, анализированию и систематизированию извлеченной информации для дальнейшего качественного выполнения практической работы;
  • воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, ее истории и культуре;
  • развивать творческую активность, навыки работы с художественными материалами.

Компетентность: информационная, аспект – обработка информации, 2 уровень – систематизирование извлеченной информации в рамках заданной структуры.

Тип урока: урок усвоения нового учебного материала, формирование умений и навыков.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный, игра.

Средства: речь, речь, литературный ряд, ЦОР, КОЗ (карточки для индивидуальной работы), тренировочный тест в программе Microsoft Excel.

Оборудование и материалы: компьютеры, проектор, наглядные пособия (изображения гжельской керамики), карточки для индивидуальной работы, инструкционные карты для прохождения тестирования, заготовки-листы в форме кувшина (на каждого ученика), краски, кисти, палитра, карандаши.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Мотивационный момент. Определение темы урока. Постановка цели урока.
  3. Составление таблицы на усвоение понятий, заполнение пропусков текста ключевыми словами, актуализация знаний.
  4. Валеологическая пауза. Рефлексия.
  5. Практическая работа.
  6. Проверочно-оценочный тест.
  7. Итог урока.
Этап Деятельность учителя Деятельность ученика Средства Формы Предполагаемый

результат

Организационный момент Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Приветствуют учителя стоя, проверяют готовность рабочего места к уроку.

Садятся за парты.

Речь Фронтальная Учащиеся имеют все необходимые принадлежности для работы на уроке
Мотивационный момент.

Определение темы урока.

Постановка цели урока.

“Загадаю я вам ребус, кто быстрей ответ найдет, тот первым и тему урока назовет”.

Объявляет тему урока.

Слушают, решают ребус/ Слайд 1 (Приложение 1)

Литературный ряд

Речь

Фронтальная  
  Задает вопрос: “А почему Гжель называют голубой?” Объясняют, предполагают     Учащиеся высказывают различные варианты
  “Снежно-белая посуда, расскажи-ка, ты откуда? Видно с севера пришла и цветами расцвела: голубыми, синими, нежными, красивыми. Верно, сегодня на уроке вы индивидуально познакомитесь с искусством Гжельского народного промысла и его истоками, выполнив задание на карточках, оформите росписью “кувшин” и проверите свои знания, выполнив тест на компьютере”. Слушают, воспринимают Слайды 2, 3, 4

Речь

  Настрой на работу
Составление таблицы на усвоение понятий.

Заполнение пропусков текста ключевыми словами.

Актуализация знаний.

Предлагает учащимся выполнить задание на карточках.

Зачитывает текст.

Смотрят, слушают, читают Речь

КОЗ (Приложение 2)

Модельный ответ (Приложение 3)

Фронтальная

Индивидуальная

Определены основные характеристики росписи Гжели
  Просит выбрать ключевые слова, характеризующие гжельскую керамику, заполняя таблицу, а также заполнить пропуски в тексте выбранными ключевыми словами.

Определяет время работы.

Контролирует работу учащихся.

Выбирают, анализируют, систематизируют, записывают, составляют.      
  Предлагает выполнить взаимопроверку, обменявшись в парах карточками, отмечая правильные ответы знаком “+” и неверные знаком “-“

Просит прочесть результат работы.

Корректирует работу вместе с учащимися.

Слушают отвечающих, уточняют правильный ответ,

Сравнивают ответы, корректируют

     
  Просит вернуть карточки друг другу Анализируют, сравнивают      
Валеологическая пауза.

Рефлексия.

Предлагает игру “Да-нет”, задавая вопросы по теме, запутывает учащихся, предлагая неверные варианты ответо. Встают, двигаются, слушают, обдумывают действия и решения.

Если “да” – хлопают в ладоши, если “нет” – топают ногами.

Речь

Bгра

Фронтальная Закреплены понятия, определения, касающиеся искусства Гжели в активной игровой форме
Практическая работа Предлагает выполнить роспись кувшина (заготовка-лист).

Оказывает необходимую индивидуальную помощь.

Показывает, направляет.

Выбирают нужную цветовую гамму.

Выполняют роспись.

Речь

Слайд 5

Фронтальная

Индивидуальная

Закреплены умения и навыки выполнения росписи “под Гжель”.

Расписаны заготовки, с имитацией Гжельской росписи.

Проверочно-оценочный тест Объясняет порядок выполнения теста на компьютере, обращая внимание на инструкционную карту.

Уточняет время выполнения.

Слушают, анализируют, читают, выполняют тестовые задания на компьютере Речь

Инструкционная карта (Приложение 4)

Тест (Приложение 5)

Фронтальная

Индивидуальная

Закреплены и проверены знания.

Получены отметки за работу на уроке.

Итог урока Подводит итог урока вместе с учащимися.

Задает вопросы: “Что нового узнали на уроке? Какие задания были интересны?

Выставляет отметки (результат тестирования).

Отвечают на вопросы, аргументируют свой ответ Речь Фронтальная Познакомлены с искусством Гжели, ее истоками и современным развитием промысла.