Пояснительная записка
С поступлением в школу круг общения ребенка расширяется, повышаются требования к его поведению. Если между ребенком-дошкольником и окружающей его жизнью посредником почти всегда является взрослый, то школьнику часто приходится самостоятельно решать, как вести себя, как поступить в той или иной ситуации. Бесконфликтному, уверенному вхождению ребенка в широкий круг общения поможет знание правил культурного поведения, правил современного этикета. Нужно объяснить ему, что такое общественные места и почему в них следует соблюдать определенные правила поведения. Это места, в которых собирается много людей: транспорт, театры, кинотеатры, концертные залы, музеи, столовые, кафе, рестораны, магазины, школа, класс, детский сад, который он раньше посещал. Люди отличаются друг от друга: старшие и младшие, мальчики и девочки, мужчины и женщины; у каждого свои взгляды, интересы, желания. Соблюдение правил поведения позволяет, не ущемляя интересов окружающих, чувствовать себя уверенно и комфортно в любой ситуации.
Работа по воспитанию культуры поведения проходит успешно, если в ней участвуют все учителя начальных классов. Усилия одного учителя, ведущего работу только в своем классе, не могут дать устойчивого положительного результата. Дети, выходя за стены своей классной комнаты, будут постоянно встречаться с другими школьниками, от которых не требуют выполнения необходимых правил культурного поведения.
Предъявление единых требований к поведению учеников составляет обязательное условие в работе по воспитанию культуры поведения. “ …Там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса”, – писал А. С. Макаренко.
Программа по воспитательной работе в начальной школе представляет собой системную целенаправленную работу по воспитанию основных правил культурного поведения.
Цели и задачи:
Целью программы является:
Обеспечение целенаправленной, систематической работы по формированию культуры поведения учащихся.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
- формирование культуры общения школьников с товарищами, родителями, педагогами;
- формирование культуры отношения к природе;
- приобщение к русской национальной культуре;
- организация здорового образа жизни;
- формирование культуры поведения;
- знакомство с культурой родного края.
Принципы реализации Программы
Педагогическую целесообразность Программы определяют принципы организации воспитательной и образовательной деятельности:
- принцип целостности учебно-воспитательного процесса;
- личностно- ориентированный подход – предоставление возможности каждому ребенку для самореализации, самораскрытия;
- принцип вариативности – создание условий для самостоятельного выбора учащимися форм деятельности;
- деятельностный подход – включение детей в реально значимые и социально значимые проекты;
- принцип мотивации деятельности учащихся – предусматривает добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;
- принцип педагогического руководства – организация совместной деятельности педагогов и учащихся на основе взаимопонимания и взаимопомощи.
Возраст школьников, участвующих в реализации Программы – 7–10 лет (учащиеся 1–4-х классов).
Методы и формы
- беседы и наблюдения
- классные часы
- занятия- практикумы
- экскурсии, экологические и фольклорные экспедиции
- тематические праздники и вечера
- устные журналы
- дискуссии
- конкурсы
- игры, соревнования
- родительские собрания в различных формах
Актуальность Программы
Младшие школьники в процессе обучения и во внеурочной деятельности получают достаточно большой объем идейно- нравственных представлений. Они знают и понимают, как надо поступать хорошему ученику, т.е. имеют представление о нравственном поведении. Но всегда ли они так поступают? Нет, не всегда. Расхождение между представлениями о нравственном поведении и поступкам объясняется многими причинами. Одна из них состоит в том, что учителю легче объяснить детям, как надо поступать, чем приучить их к правильному поведению. Комплексный подход к воспитанию ставит перед учителем важную задачу формирования в единстве сознания и поведения младшего школьника.
Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников были разнообразными, содержательными, насыщенными работой над осознанием общественных событий и строились на основе самых высоких нравственных отношений.
Результативность реализации Программы
При реализации программы “Правила жизни культурного человека” мы получаем следующие результаты: к пятому классу у учащихся ведущими качествами личности выступают: гуманность, способность к сотрудничеству, трудолюбие, честность, самостоятельность, организованность, ответственность за родных, близких, друзей, вежливость, деликатность, исполнительность и инициатива; стремление к ведению здорового образа жизни; бережливое отношение к природе; знание русской национальной культуры и культуры родного края.
Рекомендуемая литература
- Богданова О.С. Методика воспитательной работы в начальных классах. – 3-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 1986. – 192с.
- Богуславская Н.Е. Веселый этикет. Екатеринбург: “Арго”, 1997. – 192с.
- Жиренко О.Е. Внеклассные мероприятия 1–4 класс. – 3-е изд. перераб. и доп.- М.:ВАКО, 2007.- 272 с.- (Мозаика детского отдыха).
- Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. – М.: Новая школа, 1997.- 336с.
- Дереклеева Н.И. Родительские собрания. Начальная школа. 1–4 классы. + Новые собрания. М.: “ВАКО”, 2005, 256с.– ( Педагогика. Психология. Управление).