Цель урока:
- Сформировать понятие об окончании как части слова, его роли в речи.
- Формировать навык правописания безударных гласных и парных глухих и звонких согласных в корне слова, единообразного написания корней в однокоренных словах
- Наблюдение над связью слов в предложении, выяснение, какие слова в предложении связаны по смыслу и чем выражена эта связь грамматически
- Развивать речь учащихся, познавательный интерес к краеведению Удмуртии.
Ход урока
1.Организационный момент.
Сообщение темы и целей урока.
Актуализация необходимых на уроке знаний.
Запись числа в тетради.
2. Работа над каллиграфией.
Запишите буквы:
1.В алфавите она по счету пятая; записывает парный звонкий согласный.
2.Буква записывает звонкий согласный, пара для т
3.Буква записывает безударный гласный слова дома.
4.Буква записывает непарный звонкий , твердый согласный. Ее "соседки" по алфавиту буквы П и С.
Запиши их в соответствии с шифром( порядок следования в алфавите)
4 16 18 16 5
Получается слово город
4 16 18 16 5 г о р о д
3.Словарная работа.
- Какое значение имеет слово "город"? (Крупный населенный пункт).
- Какие есть "опасные" для написания места в слове? (безударный гласный и парный звонкий согласный).
- Возможна ли проверка написания? (парный звонкий согласный можно проверить, изменив число слова: город- города. Написание безударного гласного надо запомнить)
- Как сказать одним словом "жители города"? (горожане)
- Каким родственным словом можно заменить словосочетание "принадлежащий городу, находящийся на его территории "? (городской)
- Каким родственным словом можно назвать дорогу за городом? (загородная)
- Каким родственным словом можно назвать очень близко расположенный к городу населенный пункт? (пригород)
Можно сообщить о том, что слова "огород" и "город" возникли одинаково и значили "отгороженное место". В далеком прошлом возводилась ограда, забор для защиты жителей города от возможного нападения врагов.
Огород-участок земли для выращивания овощей тоже "отгораживают" забором.
Древние поселения на территории Удмуртии назывались городищами ( наиболее известный находится недалеко от города Глазова и называется Иднакар. Сейчас это музей.)
Запись под диктовку слов:
Лимон, лагерь, весело, язык, однажды.
- Выделите безударные гласные слов лимон, лагерь
- Парные согласные слова весело
- Парный глухой слова язык
- 5 букву слова однажды
- составь слово, запиши, назови орфограмму.(Ижевск)
2. Используя порядковый номер буквы в алфавите, расшифруй слово:
10 8 6 3 19 12
10 8 6 3 19 12 И ж е в с к
Какое правило поможет нам правильно записать слово?
(большая буква в географических названиях)
Учитель:
Начало городу положено почти 250 лет назад. В апреле 1760 года по распоряжению императрицы Елизаветы среди лесной глухомани на берегу реки Иж были построены первые дома и корпуса железоделательного завода.
Кадр 1 презентации Название города. ( при отсутствии технической возможности возможно устное сообщение сведений с кадров презентации)
Возможное возникновение названия:
1.Иж ( по Далю)- особая рыболовная снасть
2.Название буквы И в древнерусском языке (иже, ижица)
3.ЫЖ - у удмуртов овца.
Горожане назывались : ижаки, ижевцы, ижевняки, ижевчане.
Кадр № 2.Тезки Ижа:
1. остров Иж в Адриантическом море.
2. городки Ижа, Ижак в Венгрии.
3. село Ижевское- родина Циолковского.
4. река Иж в Кировской области.
Кадр № 3.
Самое древнее сооружение- плотина (1760).Вокруг нее и началось строительство поселения, которое в разные годы носило названия: Ож- кар, Ижевский завод, село Ижево, город Ижа, Устинов.
День рождения Ижевска как города- 6 июля 1918 года
День рождения Ижевска как столицы- 10 июня 1921 года.
4. Понятие об окончании.
Кадр № 4 (или работа по тексту, записанному на доске).
Наш город.
На берегу пруда стоит уникальный (город) Ижевск. Улицы (город) прямые и красивые. По (город) можно проехать на городском транспорте. Недавно в (город) Ижевске был открыт зоопарк. Поэты написали о (город) много замечательных стихотворений. Мы гордимся своим (город).
-Что нужно сделать, чтобы предложения стали понятны? (Учащиеся изменяют слово "город" в соответствии со смыслом предложения.
Демонстрируется новый кадр презентации , на котором дан правильный текст и выделены окончания. Или учитель стирает скобки и цветным мелом записывает окончания. В процессе работы используется термин "окончание")
- изменился ли смысл слова с изменением окончания? (нет)
-Почему пришлось изменить окончание в слове "город"? ( по смыслу)
-Значит, для чего служит окончание, какова его роль в нашей речи?
(служит для связи слов в предложении)
-Выпишите словосочетания, в которые входит слово "город".Окончания выделите.
- Улицы (чего?) города
- По (чему?) городу
- Построен (где?) в городе
- Написали ( о чем?) о городе
- Гордимся (чем?) городом
Обобщение:
1.Что такое окончание? (часть слова)
2.Можно ли считать его изменяемой частью слова? (да).Докажите.
3.Для чего служит окончание в слове? (для связи слов в предложении)
4.Как графически обозначается в слове? (квадратиком обводится окончание)
5.В целях раскрытия роли окончания устно сравниваются предложения:
- Я дала книгу ученику.
- Я дала книгу ученика.
- Чем различаются предложения по смыслу? ( в 1 предложении говорится о том, кому дали книгу; во 2 предложении-чью.)
-С помощью чего это выражено? (с помощью окончаний)
6.Значение слова "уникальный"? (необыкновенный, особенный )
Почему наш город назван уникальным?
В Ижевске созданы первый советский экскаватор, мотоциклы, токарно-винторезные станки, системы связи).
(Можно рассказать о том, что очень долгое время жители противились введению статуса города, что он был "закрытым" для приезда иностранцев из-за заводов, работающих на оборону страны; что долгое время ижевчане не знали о том, где живет их знаменитый Калашников:)
С позиций русского языка название города интересно тем, что в слове 2 слога, но переносить его нельзя.
5.Физминутка: по типу игры "карлики-великаны": если согласны- присесть, если нет- встать, руки вверх:
1.Ижевск имеет несколько дат рождения | + |
2.Статус города он получил 6 июля 1918 г. | + |
3.Второе рождение города 1807 год-преобразование железоделательного завода в оружейный. | + |
4.Ижевск старше Одессы и Севастополя | + |
5.Ижевск старше Москвы | - |
6. Город разделен на 25 административных районов. | - |
7.На гербе города изображены стрела, клещи, рябина | + |
8.Своим появлением на карте Ижевск обязан графу Шувалову | + |
9.Первой столицей удмуртской автономии был город Глазов | + |
10.Впервые план города составлен в 1760 году (ноябрь 1764) | - |
6.Развитие речи (резерв, при наличии времени на уроке)
Демонстрируется кадр презентации ( или вывешивается фотография, иллюстрация "Цирк").
До революции в Ижевске выступал передвижной цирк. После этого владелец сибирских и уральских цирков построил рядом с Генеральским садом собственное здание цирка, которое сгорело в гражданскую войну.
В 1926 году было построено здание на Сенной площади на месте разобранного госпиталя. В 1943 году на этом месте построен один из первых в стране каменных цирков в качестве подарка за огромный вклад в производство оружия для фронта.
Когда был построен новый цирк?
-Составление предложений о цирке. Наблюдение за изменением окончаний в слове "цирк".
7. Итог урока.
Обобщение:
1. Что такое окончание? (часть слова)
2. Можно ли считать его изменяемой частью слова? (да).Докажите.
3. Для чего служит окончание в слове? (для связи слов в предложении)
4. Как графически обозначается в слове? (квадратиком обводится окончание)
В каких словах записи классной работы встречаются правописание безударных гласных? Как проверить их написание?
Как проверить написание парных глухих и звонких согласных в корне слова?
Проверьте одинаковое написание корней в однокоренных словах.
Домашнее задание: на выбор одна из творческих работ
1.небольшой рассказ по темам
- Знаменитые земляки. Ими гордится моя малая родина (политики, писатели и поэты, спортсмены, оружейники, музыканты, художники и т.д.)- 7 чудес Ижевска
2. Задание для минутки каллиграфии типа:
1. Первый зодчий-архитектор, одновременно строивший Ижевский железоделательный завод, Кремль, Арсенал Ижевска и Адмиралтейство на Невском проспекте Петербурга
а) Дудин*
б) Дерябин
в) Москвин
г) Шувалов
3.Угадай о какой достопримечательности города говорится:
-Этот собор проектировался архитектором Иваном Апполоновичем Чарушиным для Сарапула, но был построен в Ижевске на месте одноименной церкви по мотивам церкви в Коломенском ( под Москвой) в 1897-1907 годах, в 1937 году разрушен. Восстановлен в 2007 г.
Рефлексия:
- Трудным на уроке было для меня:
- Для меня на уроке было особенно интересно узнать, что:
- Я захотел узнать о:
- На следующем уроке надо продолжить работу :.