Урок русского языка с использованием знаний национально-регионального компонента Удмуртии

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  • Сформировать понятие об окончании как части слова, его роли в речи.
  • Формировать навык правописания безударных гласных и парных глухих и звонких согласных в корне слова, единообразного написания корней в однокоренных словах
  • Наблюдение над связью слов в предложении, выяснение, какие слова в предложении связаны по смыслу и чем выражена эта связь грамматически
  • Развивать речь учащихся, познавательный интерес к краеведению Удмуртии.

Ход урока

1.Организационный момент.

Сообщение темы и целей урока.

Актуализация необходимых на уроке знаний.

Запись числа в тетради.

2. Работа над каллиграфией.

Запишите буквы:

1.В алфавите она по счету пятая; записывает парный звонкий согласный.

2.Буква записывает звонкий согласный, пара для т

3.Буква записывает безударный гласный слова дома.

4.Буква записывает непарный звонкий , твердый согласный. Ее "соседки" по алфавиту буквы П и С.

Запиши их в соответствии с шифром( порядок следования в алфавите)

4 16 18 16 5
         

Получается слово город

4 16 18 16 5
г о р о д

3.Словарная работа.

- Какое значение имеет слово "город"? (Крупный населенный пункт).

- Какие есть "опасные" для написания места в слове? (безударный гласный и парный звонкий согласный).

- Возможна ли проверка написания? (парный звонкий согласный можно проверить, изменив число слова: город- города. Написание безударного гласного надо запомнить)

- Как сказать одним словом "жители города"? (горожане)

- Каким родственным словом можно заменить словосочетание "принадлежащий городу, находящийся на его территории "? (городской)

- Каким родственным словом можно назвать дорогу за городом? (загородная)

- Каким родственным словом можно назвать очень близко расположенный к городу населенный пункт? (пригород)

Можно сообщить о том, что слова "огород" и "город" возникли одинаково и значили "отгороженное место". В далеком прошлом возводилась ограда, забор для защиты жителей города от возможного нападения врагов.

Огород-участок земли для выращивания овощей тоже "отгораживают" забором.

Древние поселения на территории Удмуртии назывались городищами ( наиболее известный находится недалеко от города Глазова и называется Иднакар. Сейчас это музей.)

Запись под диктовку слов:

Лимон, лагерь, весело, язык, однажды.

  • Выделите безударные гласные слов лимон, лагерь
  • Парные согласные слова весело
  • Парный глухой слова язык
  • 5 букву слова однажды
  • составь слово, запиши, назови орфограмму.(Ижевск)

2. Используя порядковый номер буквы в алфавите, расшифруй слово:

10 8 6 3 19 12
10 8 6 3 19 12
И ж е в с к

Какое правило поможет нам правильно записать слово?

(большая буква в географических названиях)

Учитель:

Начало городу положено почти 250 лет назад. В апреле 1760 года по распоряжению императрицы Елизаветы среди лесной глухомани на берегу реки Иж были построены первые дома и корпуса железоделательного завода.

Кадр 1 презентации Название города. ( при отсутствии технической возможности возможно устное сообщение сведений с кадров презентации)

Возможное возникновение названия:

1.Иж ( по Далю)- особая рыболовная снасть

2.Название буквы И в древнерусском языке (иже, ижица)

3.ЫЖ - у удмуртов овца.

Горожане назывались : ижаки, ижевцы, ижевняки, ижевчане.

Кадр № 2.Тезки Ижа:

1. остров Иж в Адриантическом море.

2. городки Ижа, Ижак в Венгрии.

3. село Ижевское- родина Циолковского.

4. река Иж в Кировской области.

Кадр № 3.

Самое древнее сооружение- плотина (1760).Вокруг нее и началось строительство поселения, которое в разные годы носило названия: Ож- кар, Ижевский завод, село Ижево, город Ижа, Устинов.

День рождения Ижевска как города- 6 июля 1918 года

День рождения Ижевска как столицы- 10 июня 1921 года.

4. Понятие об окончании.

Кадр № 4 (или работа по тексту, записанному на доске).

Наш город.

На берегу пруда стоит уникальный (город) Ижевск. Улицы (город) прямые и красивые. По (город) можно проехать на городском транспорте. Недавно в (город) Ижевске был открыт зоопарк. Поэты написали о (город) много замечательных стихотворений. Мы гордимся своим (город).

-Что нужно сделать, чтобы предложения стали понятны? (Учащиеся изменяют слово "город" в соответствии со смыслом предложения.

Демонстрируется новый кадр презентации , на котором дан правильный текст и выделены окончания. Или учитель стирает скобки и цветным мелом записывает окончания. В процессе работы используется термин "окончание")

- изменился ли смысл слова с изменением окончания? (нет)

-Почему пришлось изменить окончание в слове "город"? ( по смыслу)

-Значит, для чего служит окончание, какова его роль в нашей речи?

(служит для связи слов в предложении)

-Выпишите словосочетания, в которые входит слово "город".Окончания выделите.

  • Улицы (чего?) города
  • По (чему?) городу
  • Построен (где?) в городе
  • Написали ( о чем?) о городе
  • Гордимся (чем?) городом

Обобщение:

1.Что такое окончание? (часть слова)

2.Можно ли считать его изменяемой частью слова? (да).Докажите.

3.Для чего служит окончание в слове? (для связи слов в предложении)

4.Как графически обозначается в слове? (квадратиком обводится окончание)

5.В целях раскрытия роли окончания устно сравниваются предложения:

  • Я дала книгу ученику.
  • Я дала книгу ученика.

- Чем различаются предложения по смыслу? ( в 1 предложении говорится о том, кому дали книгу; во 2 предложении-чью.)

-С помощью чего это выражено? (с помощью окончаний)

6.Значение слова "уникальный"? (необыкновенный, особенный )

Почему наш город назван уникальным?

В Ижевске созданы первый советский экскаватор, мотоциклы, токарно-винторезные станки, системы связи).

(Можно рассказать о том, что очень долгое время жители противились введению статуса города, что он был "закрытым" для приезда иностранцев из-за заводов, работающих на оборону страны; что долгое время ижевчане не знали о том, где живет их знаменитый Калашников:)

С позиций русского языка название города интересно тем, что в слове 2 слога, но переносить его нельзя.

5.Физминутка: по типу игры "карлики-великаны": если согласны- присесть, если нет- встать, руки вверх:

1.Ижевск имеет несколько дат рождения +
2.Статус города он получил 6 июля 1918 г. +
3.Второе рождение города 1807 год-преобразование железоделательного завода в оружейный. +
4.Ижевск старше Одессы и Севастополя +
5.Ижевск старше Москвы -
6. Город разделен на 25 административных районов. -
7.На гербе города изображены стрела, клещи, рябина +
8.Своим появлением на карте Ижевск обязан графу Шувалову +
9.Первой столицей удмуртской автономии был город Глазов +
10.Впервые план города составлен в 1760 году (ноябрь 1764) -

6.Развитие речи (резерв, при наличии времени на уроке)

Демонстрируется кадр презентации ( или вывешивается фотография, иллюстрация "Цирк").

До революции в Ижевске выступал передвижной цирк. После этого владелец сибирских и уральских цирков построил рядом с Генеральским садом собственное здание цирка, которое сгорело в гражданскую войну.

В 1926 году было построено здание на Сенной площади на месте разобранного госпиталя. В 1943 году на этом месте построен один из первых в стране каменных цирков в качестве подарка за огромный вклад в производство оружия для фронта.

Когда был построен новый цирк?

-Составление предложений о цирке. Наблюдение за изменением окончаний в слове "цирк".

7. Итог урока.

Обобщение:

1. Что такое окончание? (часть слова)

2. Можно ли считать его изменяемой частью слова? (да).Докажите.

3. Для чего служит окончание в слове? (для связи слов в предложении)

4. Как графически обозначается в слове? (квадратиком обводится окончание)

В каких словах записи классной работы встречаются правописание безударных гласных? Как проверить их написание?

Как проверить написание парных глухих и звонких согласных в корне слова?

Проверьте одинаковое написание корней в однокоренных словах.

Домашнее задание: на выбор одна из творческих работ

1.небольшой рассказ по темам

- Знаменитые земляки. Ими гордится моя малая родина (политики, писатели и поэты, спортсмены, оружейники, музыканты, художники и т.д.)

- 7 чудес Ижевска

2. Задание для минутки каллиграфии типа:

1. Первый зодчий-архитектор, одновременно строивший Ижевский железоделательный завод, Кремль, Арсенал Ижевска и Адмиралтейство на Невском проспекте Петербурга

а) Дудин*

б) Дерябин

в) Москвин

г) Шувалов

3.Угадай о какой достопримечательности города говорится:

-Этот собор проектировался архитектором Иваном Апполоновичем Чарушиным для Сарапула, но был построен в Ижевске на месте одноименной церкви по мотивам церкви в Коломенском ( под Москвой) в 1897-1907 годах, в 1937 году разрушен. Восстановлен в 2007 г.

Рефлексия:

  • Трудным на уроке было для меня:
  • Для меня на уроке было особенно интересно узнать, что:
  • Я захотел узнать о:
  • На следующем уроке надо продолжить работу :.