Формирование основ экологической культуры старших дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Между человеком и окружающей средой устанавливаются связи и отношения, которые дают человеку жить. Человек и природа - одно целое, неделимое. Несмотря на все достижения современной цивилизации, человек не может без природы, в ней есть все для жизни. Природа щедра, но, черпая из ее кладовой, нельзя выбирать до донышка. Можно брать, но не разорять. Природа все настойчивее требует бережного внимательного к себе отношения.

Охрана окружающей среды, разумное отношение к природе стали настоящей проблемой века. А воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к посильной помощи в ее охране - одна из актуальных задач сегодняшнего дня.

В дошкольном детстве закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания. Поэтому важно, чтобы дети получали достоверные знания и представления, приобретали навыки доброжелательного отношения к природе.

Экология - наука, изучающая закономерности взаимодействия организмов друг с другом и окружающей средой. Только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Когда ребенок познает мир, важно, чтобы в сферу его деятельности входили объекты природы. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, обнять дерево, самостоятельно открыт хотя бы одну тайну природы.

Дошкольный возраст отличается от других возрастов особенностями условий жизни и требований, предъявляемые ребенку на данном этапе его развития, особенностями его отношений с окружающим миром, уровнем развития психологической структуры личности ребенка, его знаний и мышления, совокупностью определенных физиологических особенностей.

С какого же возраста следует начинать экологическое образование ребенка? Так, М.А.Шаргаев считает, что необходимо начинать экологическое обучение и воспитание человека с его утробного развития: детей надо учить, начиная: даже не с грудного возраста, а намного раньше". РЛевина отмечает, что экологическое образование дошкольников может "начинаться с момента прихода в дошкольное учреждение", т.е. с 2-3 лет. Ряд авторов-педагогов считают, что формирование обеспечивается не только их старением, но и поведением.

В результате исследований Л.С.Игнаткиной, С.Н.Николаевой, П.Г.Саморуковой, А.М.Федотовой признано, что экологическое воспитание дошкольников - это формирование у детей бережного отношения к природным явлениям и объектам, которые их окружают и с которыми они знакомятся в дошкольном возрасте.

Необходимо детям прививать доброту, ответственность по отношению к природе и людям, живущим рядом. Часто из-за отсутствия таких знаний ребята не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать так, чтобы эта работа стала привлекательной для детей.

Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, ее умственное, нравственное, трудовое и физическое развитие, способствует улучшению логического мышления и речи. Постепенно у ребенка формируются: радость восприятия природы, познавательное, потребительское отношение, сострадание к ней. Чтобы совершить поступок, нужны научные знания, т.е. закономерности. Знания, построенные на основе закономерностей оказывают особенно сильное влияние на формирование диалектической направленности мышления. М.Н.Скаткин отмечал, что ознакомление детей с конкретными фактами развивающейся природы позволяет внедрить в их сознание идеи диалектики.

Таким образом, дошкольный возраст, с точки зрения экологического образования является уникальной самооценкой и спецификой экологического образования и долен рассматриваться, как особая ступень развития человека и формирования его мировоззрения.

Из всего выше сказанного вытекают следующие задачи:

  • Формирование системы элементарных научных экологических знаний.
  • Развитие познавательного интереса к миру природы.
  • Воспитание гуманного, бережного, эмоционально-положительного отношения к природе.
  • Привитие трудовых природоведческих навыков.

Решение этих задач направлено на достижение основной цели - становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.

Для достижения этой цели можно использовать следующие педагогические средства:

  • система развивающих игр, игровые ситуации, дидактические и театрализованные игры, подвижные спортивные игры;
  • тематические беседы, наблюдения;
  • занятия;
  • тематическое чтение художественной литературы, использование фольклорного материала;
  • художественно-музыкальные этюды.

Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическая культура ныне живущих людей могут вынести планету из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

Важно научить детей экологически целесообразному образу жизни.

Работа в этом направлении должна начинаться уже с младшего дошкольного возраста, когда в детях закладывается фундамент познавательной активности, пробуждается интерес к окружающему, формируется потребность в самостоятельном изучении природы и одним из важнейших условий решения задач экологического образования является организация предметно-развивающейся среды, которая окружает ребенка и оказывает на него определенное влияние. Важно, чтобы она обеспечивала развитие активной самостоятельной деятельности.

Помещение и участок детского сада должны быть хорошо озеленены. Групповая комната - это прежде всего помещение для детей, где им будет интересно. Материалы, которые даются детям в самостоятельное пользование стали стимулятором, источником исследовательской, поисковой деятельности дошкольников. В детском саду экологически развивающая среда может быть организована, как традиционный Уголок природы, Лаборатория природы, Миникомната природы - предназначенные для проведения экологических занятий, самостоятельных наблюдений. В ней должно быть отведено место для работы с дидактическим материалом, место для оформления коллекций различных природных объектов: камней, минералов, песка и глины, почв, семян и плодов. Коллекционный материал служит в качестве наглядного материала и должен быть доступен детям.

Предусмотрена Зона релаксации - это уголок с комнатными растениями, аквариумом, журчащим ручейком. Предназначается, прежде всего, для отдыха детей, самостоятельных игр и выработке навыков ухода за растениями.

Лаборатория - новый элемент развивающей предметной среды, который создается для развития у детей интереса к исследовательской, опытно-экспериментальной и поисковой деятельности, способствует формированию основ научного мировоззрения. В качестве оборудования для проведения опытов используются бросовые упаковочные материалы разного размера и форм, лупы, пластмассовые прозрачные банки, микроскопы, барометры, песочные часы и т.д.

Экологически развивающаяся среда - это место для осуществления детской деятельности экологической направленности. Благодаря этому у них формируется стойкий интерес к природе, познавательная активность, самостоятельность, инициативность, умение анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать вывод и аргументировать.

Итак, человек и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны. И нам, взрослым, необходимо уже с раннего возраста учить детей правильно сосуществовать со всем живым, научить детей охранять и бережно относиться к природе.

Литература.

  1. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. М. "Просвещение", 1978, с.140
  2. Иванова А.И. Экологические эксперименты и наблюдения в детском саду. М. "Учитель", 2007, с.205.
  3. Крылова Н.М., Иванова В.Т. "Детский сад - Дом радости", Пермь, 1992.
  4. Корнилова В.М. Экологические окна в детском саду. М., "Творческий центр", 2008, с.134.
  5. Киреева Л.Г., Бережнова С.В. Формирование экологической культуры дошкольников. Волгоград "Учитель", 2006, с.150.
  6. Николаев С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М. "Просвещение", 2006, с.160.

Приложение.