Пояснительная записка
Программа дополнительного образования “Экономическое воспитание дошкольников” разработана и предлагается для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет и рассчитана на два года обучения.
Программа направлена на обучение детей азам экономики, формирование у них экономических представлений и экономического сознания.
Актуальность программы обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их честного зарабатывания.
Решение экономических задач должно осуществляться в единстве с трудовым и нравственным воспитанием. Более того, усвоение экономических знаний на ступени дошкольного возраста – один из путей совершенствования нравственного и трудового воспитания.
Данная программа базируется на основе авторской программы А.Д.Шатовой “Дошкольник и экономика” с использованием системы работы по экономическому воспитанию дошкольников на основе сказки, разработанной А.А.Смоленцевой.
Цели программы:
- формирование у детей доступных экономических понятий;
- воспитание с детских лет сознательного пользователя всем, что предоставляется детям для их счастливого детства;
- воспитание уважения к тем, кто проявляет заботу о них.
Этапы реализации программы:
Программа состоит из трех связанных между собой блоков: “Труд – продукт – товар”, “Реклама”, “Деньги”. см. Приложение 1.
1. Труд – продукт – товар.Педагогические задачи:
формировать представление о содержании
деятельности людей некоторых профессий;
Педагогические задачи:
- развивать у детей интерес и положительное отношение к рекламе;
- дать представление о рекламе, о ее назначении;
- учить детей правильно воспринимать рекламу ("Не покупай все, что рекламируется. Прежде, чем купить – подумай, нужна ли тебе эта вещь, хватит ли денег на ее приобретение”);
- воспитывать разумные потребности.
Педагогические задачи:
- формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости;
- воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами;
- дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей и к ним следует относиться с уважением.
Условия реализации задач:
- программа может быть реализована при условии достаточно высокого уровня нравственно-трудового воспитания в детском саду;
- необходимо создание соответствующей предметно-развивающей среды: пособия, литература, иллюстрации, игры и игрушки, имеющие экономическое содержание, рекламные листки;
- внедрение программы необходимо согласовать с родителями, чтобы заручиться их поддержкой и помощью;
- успешной реализации программы способствуют:
- чтение художественной литературы: рассказов экономического содержания, фольклора, авторских сказок;
- решение логических и арифметических задач, задач – шуток, проблемных ситуаций, кроссвордов, ресурсов;
- создание зоны “экономического игрового пространства” с подборкой литературы, игр экономического содержания и другого дидактического материала.
Учебно-тематический план:
Название блока | Форма занятия | Количество занятий | |||
всего | теоретических | практических | комбинированных | ||
1-й год обучения |
|||||
Труд - продукт - товар | Групповое занятие | 18 |
4 |
6 |
8 |
Реклама | Групповое занятие | 14 |
4 |
5 |
5 |
2-й год обучения |
|||||
Деньги | Групповое занятие | 32 |
6 |
14 |
12 |
Прогнозируемые результаты.
- Приближенность знаний к реальной действительности, начала экономического мышления.
- Интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни.
- Знания о новых профессиях, умение рассказывать о них.
- Обогащенный словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью людей современных профессий.
- Приобретение таких качеств как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша.
- Общительность, чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить начатое дело до конца.
- Здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий “труд-деньги”, понимание факта купли-продажи.
Время проведения занятий: вторая половина дня по расписанию ДОУ.
Продолжительность практических занятий: 1 раз в неделю. Длительность занятий в старшей группе (5-6 лет) – 25 мин. (всего 32 занятий), в подготовительной группе (6-7 лет) – 30 мин. (всего 32 занятия).
Количество участников: воспитанники группы детского сада без специального отбора.
Возраст детей: программа рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного возраста – 5-7 лет.
Формы и методы работы.
Занятия групповые. В теоретических занятиях основой для занятий является сказка. Это и предварительное ознакомление с произведением, а затем обсуждение прочитанного и использование полученных знаний в играх. Практические занятия проходят в игровой форме с использованием сюжетно-ролевых , настольно-печатных, дидактических игр.
Предметная среда
К теме “Труд-продукт-товар”
- Пособия “Назови профессию”, “Профессии”, “Как товар приходит к человеку”.
- Посуда, книги разного качества (сорта).
- Демонстрационные пособия “Гжель”, “Жестово”, “Дымковская игрушка”.
- Мелкие игрушки из киндерсюрпризов (для магазина детских товаров).
- Ценники.
- Книга для детей “Профессии” Безруких М.Н., Филипповой Т.А.
К теме “Реклама”
- Рекламные газеты “Клиент”, “Экстра-М” и др.
- Рекламные буклеты, красочные рекламные листки, газетные объявления.
- Буклеты с изображением разнообразных товаров и игрушек для детей
К теме “Деньги”
- Пособия или готовые материалы к играм (или готовые игры): “Супермаркет”, “Автосалон”, “Продукты”, “Путешествия”.
- Мелкие монеты, которые сейчас в ходу, достоинством 1 коп., 5 коп., 10 коп. (примерно по 15 штук на каждого ребенка: по 5 штук каждого достоинства).
- “Портреты” членов семьи.
- Круг (большой) на листе ватмана с секторами; в каждом секторе отразить в рисунках, аппликациях содержание постоянных расходов: культурные, бытовые, налоги, банк, оплата за детский сад, за обучение и др.
- Альбом нумизмата с купюрами и монетами разных стран.
- Кошельки, сумочки величиной с образец “денег”, которые используются для игр и занятий.
- Книга для детей “Деньги” (А.Д.Шатова, Ювента, 2003).
Список литературы для детей и родителей.
- Кнышова Л.В., Меньшикова О.И., Попова Т.Л. Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом. М.: Педагогика-Пресс, 1996.
- Пословицы и поговорки о труде, о деньгах, цене, о купле-продаже товара, о бережливости, о богатстве и бедности, о лени, о жадности и зависти, о смекалке.
- Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006.
- Успенский Э., Агрон И. Бизнес крокодила Гены. М., 1993.
Список использованной литературы.
- Безруких М.Н., Филиппова Т.А. Профессии. Маленькая энциклопедия для дошкольников. М.: Ювента, 2001.
- Дружные ребята/ Под ред. Р.С.Буре. М., 1977.
- Казакова Н.В. Мы любим рекламу // Обруч. 1999. №1. С. 29-31.
- Козлова С.А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру. М., 2000.
- Козлова С.А. Я - человек: Авторская программа. М., 1995.
- Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников. М., 2002.
- Нравственно-трудовое воспитание дошкольников / Под ред. С.А.Козловой. М., 2002.
- Смирнова Е.О. Психология ребенка. М., 1997.
- Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику. Спб., 2001.
- Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006.
- Шатова А.Д. Деньги. Маленькая энциклопедия для дошкольников. М.: Ювента, 2003.
- Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М., 2005.