Программа дополнительного образования "Экономическое воспитание дошкольников"

Разделы: Работа с дошкольниками, Экономика


Пояснительная записка

Программа дополнительного образования “Экономическое воспитание дошкольников” разработана и предлагается для детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет и рассчитана на два года обучения.

Программа направлена на обучение детей азам экономики, формирование у них экономических представлений и экономического сознания.

Актуальность программы обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их честного зарабатывания.

Решение экономических задач должно осуществляться в единстве с трудовым и нравственным воспитанием. Более того, усвоение экономических знаний на ступени дошкольного возраста – один из путей совершенствования нравственного и трудового воспитания.

Данная программа базируется на основе авторской программы А.Д.Шатовой “Дошкольник и экономика” с использованием системы работы по экономическому воспитанию дошкольников на основе сказки, разработанной А.А.Смоленцевой.

Цели программы:

  • формирование у детей доступных экономических понятий;
  • воспитание с детских лет сознательного пользователя всем, что предоставляется детям для их счастливого детства;
  • воспитание уважения к тем, кто проявляет заботу о них.

Этапы реализации программы:

Программа состоит из трех связанных между собой блоков: “Труд – продукт – товар”, “Реклама”, “Деньги”. см. Приложение 1.

1. Труд – продукт – товар.

Педагогические задачи:

  • формировать представление о содержании деятельности людей некоторых профессий;
  • учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
  • поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым;
  • стимулировать деятельность “по интересам”, проявление творчества и изобретательности.

2. Реклама.

Педагогические задачи:

  • развивать у детей интерес и положительное отношение к рекламе;
  • дать представление о рекламе, о ее назначении;
  • учить детей правильно воспринимать рекламу ("Не покупай все, что рекламируется. Прежде, чем купить – подумай, нужна ли тебе эта вещь, хватит ли денег на ее приобретение”);
  • воспитывать разумные потребности.

3. Деньги.

Педагогические задачи:

  • формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости;
  • воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами;
  • дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей и к ним следует относиться с уважением.

Условия реализации задач:

  • программа может быть реализована при условии достаточно высокого уровня нравственно-трудового воспитания в детском саду;
  • необходимо создание соответствующей предметно-развивающей среды: пособия, литература, иллюстрации, игры и игрушки, имеющие экономическое содержание, рекламные листки;
  • внедрение программы необходимо согласовать с родителями, чтобы заручиться их поддержкой и помощью;
  • успешной реализации программы способствуют:
  • чтение художественной литературы: рассказов экономического содержания, фольклора, авторских сказок;
  • решение логических и арифметических задач, задач – шуток, проблемных ситуаций, кроссвордов, ресурсов;
  • создание зоны “экономического игрового пространства” с подборкой литературы, игр экономического содержания и другого дидактического материала.

Учебно-тематический план:

Название блока Форма занятия Количество занятий
всего теоретических практических комбинированных

1-й год обучения

Труд - продукт - товар Групповое занятие

18

4

6

8

Реклама Групповое занятие

14

4

5

5

2-й год обучения

Деньги Групповое занятие

32

6

14

12

Прогнозируемые результаты.

  1. Приближенность знаний к реальной действительности, начала экономического мышления.
  2. Интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни.
  3. Знания о новых профессиях, умение рассказывать о них.
  4. Обогащенный словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью людей современных профессий.
  5. Приобретение таких качеств как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша.
  6. Общительность, чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить начатое дело до конца.
  7. Здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий “труд-деньги”, понимание факта купли-продажи.

Время проведения занятий: вторая половина дня по расписанию ДОУ.

Продолжительность практических занятий: 1 раз в неделю. Длительность занятий в старшей группе (5-6 лет) – 25 мин. (всего 32 занятий), в подготовительной группе (6-7 лет) – 30 мин. (всего 32 занятия).

Количество участников: воспитанники группы детского сада без специального отбора.

Возраст детей: программа рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного возраста – 5-7 лет.

Формы и методы работы.

Занятия групповые. В теоретических занятиях основой для занятий является сказка. Это и предварительное ознакомление с произведением, а затем обсуждение прочитанного и использование полученных знаний в играх. Практические занятия проходят в игровой форме с использованием сюжетно-ролевых , настольно-печатных, дидактических игр.

Предметная среда

К теме “Труд-продукт-товар”

  1. Пособия “Назови профессию”, “Профессии”, “Как товар приходит к человеку”.
  2. Посуда, книги разного качества (сорта).
  3. Демонстрационные пособия “Гжель”, “Жестово”, “Дымковская игрушка”.
  4. Мелкие игрушки из киндерсюрпризов (для магазина детских товаров).
  5. Ценники.
  6. Книга для детей “Профессии” Безруких М.Н., Филипповой Т.А.

К теме “Реклама”

  1. Рекламные газеты “Клиент”, “Экстра-М” и др.
  2. Рекламные буклеты, красочные рекламные листки, газетные объявления.
  3. Буклеты с изображением разнообразных товаров и игрушек для детей

К теме “Деньги”

  1. Пособия или готовые материалы к играм (или готовые игры): “Супермаркет”, “Автосалон”, “Продукты”, “Путешествия”.
  2. Мелкие монеты, которые сейчас в ходу, достоинством 1 коп., 5 коп., 10 коп. (примерно по 15 штук на каждого ребенка: по 5 штук каждого достоинства).
  3. “Портреты” членов семьи.
  4. Круг (большой) на листе ватмана с секторами; в каждом секторе отразить в рисунках, аппликациях содержание постоянных расходов: культурные, бытовые, налоги, банк, оплата за детский сад, за обучение и др.
  5. Альбом нумизмата с купюрами и монетами разных стран.
  6. Кошельки, сумочки величиной с образец “денег”, которые используются для игр и занятий.
  7. Книга для детей “Деньги” (А.Д.Шатова, Ювента, 2003).

Список литературы для детей и родителей.

  1. Кнышова Л.В., Меньшикова О.И., Попова Т.Л. Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом. М.: Педагогика-Пресс, 1996.
  2. Пословицы и поговорки о труде, о деньгах, цене, о купле-продаже товара, о бережливости, о богатстве и бедности, о лени, о жадности и зависти, о смекалке.
  3. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006.
  4. Успенский Э., Агрон И. Бизнес крокодила Гены. М., 1993.

Список использованной литературы.

  1. Безруких М.Н., Филиппова Т.А. Профессии. Маленькая энциклопедия для дошкольников. М.: Ювента, 2001.
  2. Дружные ребята/ Под ред. Р.С.Буре. М., 1977.
  3. Казакова Н.В. Мы любим рекламу // Обруч. 1999. №1. С. 29-31.
  4. Козлова С.А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру. М., 2000.
  5. Козлова С.А. Я - человек: Авторская программа. М., 1995.
  6. Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников. М., 2002.
  7. Нравственно-трудовое воспитание дошкольников / Под ред. С.А.Козловой. М., 2002.
  8. Смирнова Е.О. Психология ребенка. М., 1997.
  9. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику. Спб., 2001.
  10. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006.
  11. Шатова А.Д. Деньги. Маленькая энциклопедия для дошкольников. М.: Ювента, 2003.
  12. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М., 2005.