Цель урока:
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественного произведения, формирование эстетического отношения к искусству слова;
- воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к женщинам.
Задачи урока:
- работать над пониманием содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героев, их поступки и их мотивы.
- роль иллюстрации в тексте, связь с другими видами искусств.
- вовлечь учащихся в диалог при обсуждении произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников.
- учить ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них, Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях)
Оборудование и оформление доски:
- Литературное чтение (учебная хрестоматия Л. А. Ефросинина. - М:Вентана-Граф) у каждого ученика
- Толковый словарь Ожегова
- Детские работы на доске (сочинения о мамах с их фотографиями, или другие творческие работы на данную тему)
- Фотографии на доске формата А-4 с изображением моря, маяка, ночного неба со звёздами и т. п., репродукцию картины «Девятый вал» Айвазовского
- Пословицы о матерях
- Табличка «Легенда- это…»
- Таблички с названием качеств настоящего мужчины.
Ход урока.
1. Орг. момент.
2. Сообщение темы урока. Проблема. Целеполагание.
(книги у детей закрыты, о теме данного урока они не знали)
- Недавно все отмечали День Матери: делали поделки, рисовали рисунки, писали письма, сочиняли стихи, оформляли газеты, приглашали мам и показывали для них концерт, дома старались им помочь по хозяйству…
- А ради чего всё это делалось ? (выслушать мнение детей)
- А всё ли вы знаете о жизни своих мам?
Сегодня мы с вами узнаем одну тайну их жизни, о которой они сами никогда не расскажут. А поможет нам произведение Ивана Фёдоровича Панькина «Легенда о матерях»
- А что такое легенда? (пока учитель выслушивает мнение учеников, один ученик находит объяснение в толковом словаре).
Зачитывается статья из словаря и на доске появляется запись «Легенда-это произведение, в котором в сказочной форме рассказывается о необыкновенном происшествии или героическом событии, памятном для народа»
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем читать? Может иллюстрации и фотографии вам подскажут? (выслушиваются предположения детей)
- Перед нами стоит задача ответить на вопрос: откуда у моряков сила?
3. Знакомство с новым произведением
(комбинированное чтение – учитель и хорошо читающие ученики)
Читает УЧИТЕЛЬ начало произведения:
Мой дорогой мальчик! Ты, наверное, уже много сказочного узнал о нашей жизни. Но знаешь ли ты, откуда у моряков взялась сила? Не знаешь? Тогда послушай.
Задание - работа с карандашом для всех учащихся
- подчеркнуть откуда у моряков сила.
Читает УЧИТЕЛЬ
Когда-то очень давно на побережье Чёрного моря жили люди. Как их звали, сейчас уже не помню. Они пахали землю, пасли скот и охотились на диких зверей. Осенью, когда заканчивались полевые работы, люди выходили на берег моря и устраивали весёлые праздники: пели, плясали у огромных костров, проводили игры, которые заканчивались метанием стрел - стрел счастья.
Если юноша хотел стать охотником, он пускал стрелу в сторону леса, если пастухом - стрелял в сторону стада, а если пахарем - в сторону поля.
Читает УЧЕНИК
Смотреть на эти игры выходил из морской пучины царь морей и океанов Нептун. Это очень страшный царь, глаза у него большие, белые, как пузыри, борода зелёная - из водорослей, а тело сине-зелёное, под цвет моря. Каждый раз, глядя на игры, он, смеясь, говорил:
- Как люди не хвастаются своей силой, а меня боятся: никто из них ещё не решился пустить стрелу в сторону моих владений.
Говорил он так потому, что был уверен: никто не посмеет испытать своё счастье на море.
Один раз вышли к костру юноши. Они вдруг повернули в сторону моря и все, как один, пустили стрелы туда.
В какую ярость пришёл Нептун!
– Я всех вас похороню в пучине морской! - взревел он.
Читает УЧИТЕЛЬ
Женщины, глядя на своих сыновей, задумались: царь морской действительно может похоронить их детей в море.
Гордостью тех людей, о которых рассказываю я, всегда были женщины - сильные, красивые, никогда не стареющие.
Думали, думали женщины и решили отдать всю свою силу сыновьям. Юноши, взяв материнскую силу, подошли к самому берегу моря. Чтобы не подпустить их к воде, Нептун бросил громадный вал, но юноши устояли, не согнулись и не побежали назад. Зато матери после этого стали слабыми.
Ты видел, мой мальчик, слабых женщин? Если ещё когда-нибудь встретишь, то не смейся над ними; эти женщины всю свою силу отдали таким же детям, как ты. И вот слушай дальше.
Читает УЧЕНИК
Когда Нептун увидел, что юноши выдержали натиск тяжёлого вала, он дико засмеялся и злобно закричал женщинам:
- Пусть ваши сыновья устояли против моей силы здесь, на берегу, но в море я порву им руки!
Женщины опять задумались: да, царь морской и это сделать может, у него крепкие жилы из манильских трав.
Пока они думали, на поверхность воды вышли дочери морского царя. Они, как и отец, были некрасивы.
Вышли дочери Нептуна и сказали:
- Женщины, отдайте нам свою красоту; за это мы достанем со дна моря крепкой манильской травы, совьём из неё жилы для ваших сыновей, и руки у них будут такие же крепкие, как у нашего отца.
Читает УЧИТЕЛЬ
Женщины сразу согласились и отдали дочерям морского царя свою красоту.
Если, дорогой мальчик, ты увидишь где-нибудь некрасивую женщину, не отворачивайся от неё, знай, она пожертвовала своей красотой ради детей.
Когда царь Нептун узнал о проделке дочерей, очень разгневался он, выбросил их из моря и превратил в птиц-чаек.
Ты слышал, мальчик, как чайки плачут над морем? Это они просятся домой, но жестокий отец не пускает их обратно и даже не смотрит на них.
Зато моряки на чаек всегда глядят и наглядеться не могут, потому что чайки носят красоту их матерей.
Читает УЧЕНИК
Юноши, почувствовав крепость в руках и силу в плечах, наконец вышли в море. Вышли они и пропали. Ждут - пождут матери - не возвращаются сыновья.
Появился опять перед женщинами Нептун и громко-громко засмеялся. От его смеха даже волны заходили по морю.
- Не дождаться вам теперь сыновей! - хохотал Нептун. - Они ведь блуждают. Вы и позабыли, что на море нет дорог и тропинок.
И опять он закатился в страшном смехе.
Читает УЧИТЕЛЬ
Тогда женщины воскликнули:
- Пусть будет в наших глазах меньше света и пусть над нашей землёй ещё ярче загорятся звёзды, чтобы сыновья нашли по ним дорогу к родным берегам.
Только сказали женщины так, в небе сразу ярко-ярко заблистали звёзды. Юноши увидели их и благополучно вернулись домой.
Вот почему, мой друг, моряки сильны и непобедимы: матери отдали им всё лучшее, что имели.
4. Первичное восприятие текста (вопросы после прочтения)
- Какие чувства вызвало прочтение этого произведения?
- Кто уже может сказать, откуда у моряков сила?
- Подтвердились ли ваши предположения?
5. Анализ произведения -
выборочное чтение (ответы на вопросы, подтверждённые словами текста).
- Что сказано о жизни людей?
- Что узнали о стрелах счастья?
- Как выглядел Нептун и его дочери? Их отношение к своему отцу и молодым людям.
- Что узнали о чайках?
- Какие решения приняли матери? (найти в тексте и подчеркнуть карандашом)
- Как понимаете смысл слов «лишились света в глазах»?
- Можно ли поступок матерей считать героическим?
- Как же надо относиться к нашим мамам?
- Какова главная мысль произведения?
6. Работа с пословицами. (соединить начало пословицы с её окончанием)
На свете всё найдёшь, | кроме отца и матери. |
Без отца – полсироты, | а без матери и вся сирота. |
Нет такого дружка, | как родная матушка. |
При солнышке тепло, | при матери добро. |
Птица радуется весне, | а младенец матери. |
Материнская молитва | со дна моря достаёт. |
- Какая пословица непосредственно подходит к произведению?
7. Работа с иллюстрацией в книге и фотографиями на доске
- К какому эпизоду соответствует данные картины?
8. Отработка выразительного чтения в парах (последнего смыслового отрывка)
- Кого похвалил сосед за выразительное чтение?
9. Выбор качеств настоящего мужчины.
- Наши матери принесли себя в жертву ради сыновей. Так какими же качествами должен обладать настоящий мужчина, чтобы быть гордостью своей мамы: сильным, выносливым, смелым, терпеливым…. (все перечисленные качества можно вынести на доску и оставить на стенде в классе)
10. Итог урока, рефлексия, домашнее задание
- Что поучительного вы взяли из сегодняшнего урока?
Кто обещает и будет стремиться быть настоящим мужчиной?
А любить и во всём помогать своей мамочке?
Дома перечитайте произведение, подготовьте его пересказ, а по желанию нарисуйте свою иллюстрацию к тексту или подготовьте рассказ о поступке своей мамы, совершенным ради вас.
Молодцы! Желаю всем терпения, взаимопонимания и любви. БЕРЕГИТЕ МАТЕРЕЙ.
Информация для учителя
Иван Федорович Панькин (1921-1998) родился в селе Пылково Лопатинского района Пензенской области. В 1956 году, вспоминая трудное и богатое приключениями детство, написал повесть «Начало одной жизни», в основу которой положил собственную судьбу. Первый успех ободрил писателя, и он поступает в Литературный институт им. А. М. Горького. С 1961 года Иван Панькин жил в Туле. Его увлекла история тульских оружейников, и он создал своеобразные легенды о самом веселом и остроумном тульском оружейнике — мастере Тычке. Книга о мастере Тычке переиздавалась в Туле и в Москве. Иван Федорович Панькин — член Союза писателей СССР с 1958 года. Награжден орденом Красной Звезды и медалями.