Урок литературного чтения на тему "И.Панькин. Легенда о матерях" (2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель урока:

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественного произведения, формирование эстетического отношения к искусству слова;
  • воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к женщинам.

Задачи урока:

  • работать над пониманием содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героев, их поступки и их мотивы.
  • роль иллюстрации в тексте, связь с другими видами искусств.
  • вовлечь учащихся в диалог при обсуждении произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников.
  • учить ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них, Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях)

Оборудование и оформление доски:

  1. Литературное чтение (учебная хрестоматия Л. А. Ефросинина. - М:Вентана-Граф) у каждого ученика
  2. Толковый словарь Ожегова
  3. Детские работы на доске (сочинения о мамах с их фотографиями, или другие творческие работы на данную тему)
  4. Фотографии на доске формата А-4 с изображением моря, маяка, ночного неба со звёздами и т. п., репродукцию картины «Девятый вал» Айвазовского
  5. Пословицы о матерях
  6. Табличка «Легенда- это…»
  7. Таблички с названием качеств настоящего мужчины.

Ход урока.

1. Орг. момент.

2. Сообщение темы урока. Проблема. Целеполагание.

(книги у детей закрыты, о теме данного урока они не знали)

- Недавно все отмечали День Матери: делали поделки, рисовали рисунки, писали письма, сочиняли стихи, оформляли газеты, приглашали мам и показывали для них концерт, дома старались им помочь по хозяйству…

- А ради чего всё это делалось ? (выслушать мнение детей)

- А всё ли вы знаете о жизни своих мам?

Сегодня мы с вами узнаем одну тайну их жизни, о которой они сами никогда не расскажут. А поможет нам произведение Ивана Фёдоровича Панькина «Легенда о матерях»

- А что такое легенда? (пока учитель выслушивает мнение учеников, один ученик находит объяснение в толковом словаре).

Зачитывается статья из словаря и на доске появляется запись «Легенда-это произведение, в котором в сказочной форме рассказывается о необыкновенном происшествии или героическом событии, памятном для народа»

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем читать? Может иллюстрации и фотографии вам подскажут? (выслушиваются предположения детей)

- Перед нами стоит задача ответить на вопрос: откуда у моряков сила?

3. Знакомство с новым произведением

(комбинированное чтение – учитель и хорошо читающие ученики)

Читает УЧИТЕЛЬ начало произведения:

Мой дорогой мальчик! Ты, наверное, уже много сказочного узнал о нашей жизни. Но знаешь ли ты, откуда у моряков взялась сила? Не знаешь? Тогда послушай.

Задание - работа с карандашом для всех учащихся

- подчеркнуть откуда у моряков сила.

Читает УЧИТЕЛЬ

Когда-то очень давно на побережье Чёрного моря жили люди. Как их звали, сейчас уже не помню. Они пахали землю, пасли скот и охотились на диких зверей. Осенью, когда заканчивались полевые работы, люди выходили на берег моря и устраивали весёлые праздники: пели, плясали у огромных костров, проводили игры, которые заканчивались метанием стрел - стрел счастья.

Если юноша хотел стать охотником, он пускал стрелу в сторону леса, если пастухом - стрелял в сторону стада, а если пахарем - в сторону поля.

Читает УЧЕНИК

Смотреть на эти игры выходил из морской пучины царь морей и океанов Нептун. Это очень страшный царь, глаза у него большие, белые, как пузыри, борода зелёная - из водорослей, а тело сине-зелёное, под цвет моря. Каждый раз, глядя на игры, он, смеясь, говорил:

- Как люди не хвастаются своей силой, а меня боятся: никто из них ещё не решился пустить стрелу в сторону моих владений.

Говорил он так потому, что был уверен: никто не посмеет испытать своё счастье на море.

Один раз вышли к костру юноши. Они вдруг повернули в сторону моря и все, как один, пустили стрелы туда.

В какую ярость пришёл Нептун!

– Я всех вас похороню в пучине морской! - взревел он.

Читает УЧИТЕЛЬ

Женщины, глядя на своих сыновей, задумались: царь морской действительно может похоронить их детей в море.

Гордостью тех людей, о которых рассказываю я, всегда были женщины - сильные, красивые, никогда не стареющие.

Думали, думали женщины и решили отдать всю свою силу сыновьям. Юноши, взяв материнскую силу, подошли к самому берегу моря. Чтобы не подпустить их к воде, Нептун бросил громадный вал, но юноши устояли, не согнулись и не побежали назад. Зато матери после этого стали слабыми.

Ты видел, мой мальчик, слабых женщин? Если ещё когда-нибудь встретишь, то не смейся над ними; эти женщины всю свою силу отдали таким же детям, как ты. И вот слушай дальше.

Читает УЧЕНИК

Когда Нептун увидел, что юноши выдержали натиск тяжёлого вала, он дико засмеялся и злобно закричал женщинам:

- Пусть ваши сыновья устояли против моей силы здесь, на берегу, но в море я порву им руки!

Женщины опять задумались: да, царь морской и это сделать может, у него крепкие жилы из манильских трав.

Пока они думали, на поверхность воды вышли дочери морского царя. Они, как и отец, были некрасивы.

Вышли дочери Нептуна и сказали:

- Женщины, отдайте нам свою красоту; за это мы достанем со дна моря крепкой манильской травы, совьём из неё жилы для ваших сыновей, и руки у них будут такие же крепкие, как у нашего отца.

Читает УЧИТЕЛЬ

Женщины сразу согласились и отдали дочерям морского царя свою красоту.

Если, дорогой мальчик, ты увидишь где-нибудь некрасивую женщину, не отворачивайся от неё, знай, она пожертвовала своей красотой ради детей.

Когда царь Нептун узнал о проделке дочерей, очень разгневался он, выбросил их из моря и превратил в птиц-чаек.

Ты слышал, мальчик, как чайки плачут над морем? Это они просятся домой, но жестокий отец не пускает их обратно и даже не смотрит на них.

Зато моряки на чаек всегда глядят и наглядеться не могут, потому что чайки носят красоту их матерей.

Читает УЧЕНИК

Юноши, почувствовав крепость в руках и силу в плечах, наконец вышли в море. Вышли они и пропали. Ждут - пождут матери - не возвращаются сыновья.

Появился опять перед женщинами Нептун и громко-громко засмеялся. От его смеха даже волны заходили по морю.

- Не дождаться вам теперь сыновей! - хохотал Нептун. - Они ведь блуждают. Вы и позабыли, что на море нет дорог и тропинок.

И опять он закатился в страшном смехе.

Читает УЧИТЕЛЬ

Тогда женщины воскликнули:

- Пусть будет в наших глазах меньше света и пусть над нашей землёй ещё ярче загорятся звёзды, чтобы сыновья нашли по ним дорогу к родным берегам.

Только сказали женщины так, в небе сразу ярко-ярко заблистали звёзды. Юноши увидели их и благополучно вернулись домой.

Вот почему, мой друг, моряки сильны и непобедимы: матери отдали им всё лучшее, что имели.

4. Первичное восприятие текста (вопросы после прочтения)

- Какие чувства вызвало прочтение этого произведения?

- Кто уже может сказать, откуда у моряков сила?

- Подтвердились ли ваши предположения?

5. Анализ произведения -

выборочное чтение (ответы на вопросы, подтверждённые словами текста).

- Что сказано о жизни людей?

- Что узнали о стрелах счастья?

- Как выглядел Нептун и его дочери? Их отношение к своему отцу и молодым людям.

- Что узнали о чайках?

- Какие решения приняли матери? (найти в тексте и подчеркнуть карандашом)

- Как понимаете смысл слов «лишились света в глазах»?

- Можно ли поступок матерей считать героическим?

- Как же надо относиться к нашим мамам?

- Какова главная мысль произведения?

6. Работа с пословицами. (соединить начало пословицы с её окончанием)

На свете всё найдёшь,  кроме отца и матери.
Без отца – полсироты,  а без матери и вся сирота.
Нет такого дружка,  как родная матушка.
При солнышке тепло,  при матери добро.
Птица радуется весне,  а младенец матери.
Материнская молитва      со дна моря достаёт.

- Какая пословица непосредственно подходит к произведению?

7. Работа с иллюстрацией в книге и фотографиями на доске

- К какому эпизоду соответствует данные картины?

8. Отработка выразительного чтения в парах (последнего смыслового отрывка)

- Кого похвалил сосед за выразительное чтение?

9. Выбор качеств настоящего мужчины.

- Наши матери принесли себя в жертву ради сыновей. Так какими же качествами должен обладать настоящий мужчина, чтобы быть гордостью своей мамы: сильным, выносливым, смелым, терпеливым…. (все перечисленные качества можно вынести на доску и оставить на стенде в классе)

10. Итог урока, рефлексия, домашнее задание

- Что поучительного вы взяли из сегодняшнего урока?

Кто обещает и будет стремиться быть настоящим мужчиной?

А любить и во всём помогать своей мамочке?

Дома перечитайте произведение, подготовьте его пересказ, а по желанию нарисуйте свою иллюстрацию к тексту или подготовьте рассказ о поступке своей мамы, совершенным ради вас.

Молодцы! Желаю всем терпения, взаимопонимания и любви. БЕРЕГИТЕ МАТЕРЕЙ.

Информация для учителя

Иван Федорович Панькин (1921-1998) родился в селе Пылково Лопатинского района Пензенской области. В 1956 году, вспоминая трудное и богатое приключениями детство, написал повесть «Начало одной жизни», в основу которой положил собственную судьбу. Первый успех ободрил писателя, и он поступает в Литературный институт им. А. М. Горького. С 1961 года Иван Панькин жил в Туле. Его увлекла история тульских оружейников, и он создал своеобразные легенды о самом веселом и остроумном тульском оружейнике — мастере Тычке. Книга о мастере Тычке переиздавалась в Туле и в Москве. Иван Федорович Панькин — член Союза писателей СССР с 1958 года. Награжден орденом Красной Звезды и медалями.