Пояснительная записка
Курс «Занимательная стилистика» имеет предметно-ориентационный характер. Программа предназначена для учащихся 9 класса, выбирающих дальнейший профиль обучения в старших классах.
При помощи русского языка можно выразить тончайшие оттенки мысли, раскрыть самые глубокие чувства. Не случайно язык называют одним из удивительнейших орудий в руках человека. Но служить человеку он будет лишь тогда, когда тот сможет им пользоваться умело, узнает его секреты, овладеет им как мастер.
И чем больше мы осознаём богатство и величие русского языка, тем требовательнее становимся к своей речи, тем острее ощущаем необходимость совершенствовать свой стиль, бороться за чистоту языка, противостоять его порче, наконец, глубже изучать этот язык, чтоб проникнуть в его тайны, лучше познать его природу. Всегда полезно задуматься о том, как сделать свою речь богаче, выразительнее.
Этому учит стилистика – наука об умелом выборе языковых средств.
Цель элективного курса «Занимательная стилистика» – реализовать интересы учащихся к предмету на лучших образцах художественного слова, побудить их к размышлению над собственной речью, привить навыки культуры словообразования.
Кроме того, содержание данного курса направлено на создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора гуманитарного профиля обучения.
Программа подготовлена на основе содержательного материала, который заставит учащихся вспомнить некоторые разделы, изученные на уроках русского языка.
Курс «Занимательная стилистика» предполагает решение следующих задач:
- открыть учащимся новые аспекты в изучении родной речи;
- расширить их знания в области русского языка;
- сделать речь учеников богаче и выразительнее, научив умело выбирать языковые средства;
- помочь слушателям повысить речевую культуру;
- доказать необходимость дальнейшего совершенствования своей устной и письменной речи;
- предоставить возможность подготовиться к ЕГЭ по данному предмету.
Курс рассчитан на 34 часа (1 раз в неделю). Занятия складываются из теоретической и практической частей. Программа легко адаптируется к уровню обученности школьников, допускает увеличения или уменьшения количества часов.
Динамика интереса к курсу фиксируется с помощью анкетирования на первом и последнем занятии, собеседований в процессе работы после выполнения каждого вида творческих работ.
Степень усвоения материала легко контролируется, поскольку предусмотрено достаточное количество творческих заданий, работа в группах, рецензирование предложенных учителем текстов.
Изучение курса начинается с входной диагностики, завершается реферативной работой и тестированием.
Результаты творческой деятельности могут войти в «портфолио» учащихся.
Содержание программы
1. Стилистические ресурсы русского языка (1 час).
Вводное занятие. Объяснение целей и задач курса. Что делает нашу речь выразительной? Секреты художественного мастерства писателей.
Культура устной речи – одна из составляющих ораторского искусства.
Входная диагностика.
2. Стили речи (1час).
Книжные стили (художественный, публицистический, научный, официально-деловой). Стилистическая окраска слов. Экспрессивная лексика. Стилистическое использование многозначности («Молодая была уже не молода»). Каламбур.
Разговорный стиль речи. Канцелярская окраска речи (штампы).
3. «О словах разнообразных, одинаковых, но разных» (1 час).
Омонимы. Стилистическое использование омонимов. Омонимические рифмы. Омофония – неисчерпаемый источник каламбуров.
Юмористические стихи и загадки, построенные на омонимии. Омонимия – причина досадных недоразумений и речевых ошибок.
4. Синонимы, антонимы, паронимы (1 час).
Стилистическое использование синонимов, антонимов, паронимов.
Семантические и стилистические синонимы. Использование лексических синонимов – одна из сложнейших проблем стилистики («муки слова»).
Антитеза, оксюморон, использование их в художественных произведениях.
Паронимы – неисчерпаемость выразительных возможностей родного языка.
5. «А нельзя ли без них?» (1 час).
Стилистическая оценка жаргонизмов.
6. Стилистическое использование историзмов и архаизмов(1 час).
Историзмы, их роль в исторических произведениях.
Фонетические, словообразовательные и семантические архаизмы как необходимость для создания колорита древности при изображении старины.
Использование устаревших слов как источник юмористического звучания речи. Стилистические ошибки, вызванные неуместным использованием устаревших слов.
7. Стилистическая оценка неологизмов (1 час).
Лексические и семантические неологизмы. Оказионализмы – индивидуально-авторские новообразования.
Индивидуально-стилистические неологизмы поэтов-футуристов (Влади- мир Маяковский, Игорь Северянин). Увлечение неологизмами – опасность пустой игры словами («Я намакаронился»).
8. Слова…Слова…Слова…(1 час).
«Я пишу длинно, потому что у меня нет времени написать коротко» (Паскаль). Многословие. Плеоназм – излишество. Тавтология в детских сочинениях. Тавтология как средство усиления выразительности в поэтической речи.
Экономное, точное выражение мысли – важнейшее требование стилистики.
9. Слово под пером писателей (1час).
Тропы. Достижение образности речи, благодаря употреблению слов в переносном значении. Речевые штампы, штампованные «образы» - зло в ученических сочинениях. Секреты образного словоупотребления великих мастеров (А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, А. Фет, С. Есенин).
10. Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения – изобразительно-выразительные средства языка (1 час).
Постоянные эпитеты как средство стилизации. Изобразительные, эмоциональные и метафорические эпитеты в лирике Сергея Есенина.
«Ни в сказке сказать, ни пером описать» (сравнение – образное выражение, основанное на сопоставлении двух предметов). Художественная сила сравнений – в прямой зависимости от их неожиданности и новизны.
Метафора. Развёрнутые метафоры.
«Звезда с звездою говорит» (олицетворение).
11. «Все флаги в гости будут к нам» (1 час).
Метонимия. Отличие метонимии от метафоры. Метонимия в повседневной речи и в художественных произведениях. Синекдоха – разновидность метонимии.
12. Стилистические фигуры (1 час).
Стилистические фигуры – обороты речи как отступления от некой языковой нормы в целях эмоционального воздействия на читателя.
Образные и необразные перифразы. Эстетическая функция образных перифраз. Увлечение перифразами таит в себе опасность многословия.
Градация. Анафора. Эпифора. Инверсия. Речевая недостаточность и эллипсис. Риторический вопрос.
13. Звукопись (1 час).
Звукоподражательные слова, их фонетическая выразительность. «Полночною порою в болотной глуши чуть слышно, бесшумно шуршат камыши» (К.Д. Бальмонт «Камыши»). Анализ стихотворений. Аллитерация, ассонанс.
14. О правильном ударении и произношении (1 час).
«Свёкла или свекла»? (Знакомство с орфоэпическими словарями.) Двоякие формы ударения. Ударения в именах существительных, прилагательных, глаголах.
15. Стилистическое использование словообразования (1 час).
Богатство словообразовательных суффиксов, искусство их применения для выражения разнообразных оттенков и эмоциональной окраски слов. Стилистическое использование русского словообразования в творчестве лучших писателей (Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, А.С. Пушкин). Как быть вежливым? (Неудачное использование уменьшительно-ласкательных суффиксов в повседневной речи.)
16. Стилистически грамотное построение предложений (1 час).
«Велосипед разбил трамвай». (Порядок слов в предложении.) «Можно ли оплатить за проезд»? (Управление). «Круглый сирота – круглая сирота». (Согласование определений.) «В кружке занима..тся пять учеников». (Согласование сказуемого.) Творческая работа.
17. Итоговая работа (тестирование) – 2 часа.
Учебно-тематический план
Контрольное тестирование
1. В каком слове произносится звук «Т»?
а) территория, б) тенденция, в) тест, г) ателье
2. В каком слове ударение падает на последний слог?
а) инструмент, б) феномен, в) принят, г) понят.
3. Укажите ошибку в образовании формы слова:
а) консервов, б) в двух тысяч первом году, в) семеро смелых, г) лечащий врач.
4. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
а) Хор исполнял «Калинку».
б) Все, кто работал на заводе, отдыхали в санатории.
в) Ознакомьтесь со списком учеников, сдавшими экзамены.
г) Один из студентов был удостоен Ломоносовской премии.
5. Выберите грамматически верное продолжение предложения.
Путешествуя на велосипеде,
а) развиваются мышцы ног и спины.
б) требуется немалая выносливость.
в) вы получаете большое удовольствие.
г) у меня сломалась фара.
6. Значение какого слова определено неверно?
а) Адресат – лицо, отправляющее письмо.
б) Аминь – заключительное слово христианских молитв.
в) Дезинформировать – сообщать искажённые, ложные сведения.
г) Импорт – вывоз товара из страны с целью продажи.
7. Укажите верное утверждение.
Унылая пора, очей очарованье.
В данном предложении используется
а) метафора, б) оксюморон,
в) гипербола, г) олицетворение.
8. Какое из данных слов является синонимом к слову невыразимый?
а) невидный, б) безвкусный, в) неизъяснимый, г) непонятный, д) необычный.
9. Какое из данных слов является антонимом к слову страдание?
а) печаль, б) румяный, в) смятение, г) блаженство, д) гармония.
10. Какое слово имеет омонимы?
а) ствол, б) идиллия, в) брак, г) линейка, д) давление.
11. Укажите лишнее слово в ряду синонимов:
а) невежественный, б) небрежный, в) непросвещённый, г) необразованный.
12. Какое слово является устаревшим?
а) священник, б) кочевник, в) нигилист, г) бражник.
13. Укажите многозначное слово:
а) свежий, б) непоседа, в) запретный, г) отдых.
14. Какое слово имеет омоним:
а) холодный, б) разведка, в) номер, г) нота.
ОТВЕТЫ: 1а, 2а, 3б, 4в, 5б, 6г, 7б, 8в, 9г, 10в, 11б, 12г, 13а, 14г.
Список литературы
Учебные пособия для учащихся
- Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. – М., «Просвещение», 2001.
- Александров В.Н., Александрова О.И., Соловьёва Т.В. Единый государственный экзамен. Русский язык. Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. 2-е издание, переработанное и исправленное. – Челябинск, Взгляд, 2006.
Методические пособия для учителя
- Белякова Л.Ф. Русский зык и культура речи. – М., «Просвещение», 2004.
- Балаев А.А. Активные методы обучения.- М., Профиздат, 1995.
- Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. – М., «Просвещение», 2001.
- Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М., «Просвещение», 2002.
- Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. – М., «Просвещение», 2003.
- Обернихина Г.А., Потёмкина Т.В. Хоть и заглядывал я встарь в Академический словарь. Программа элективного курса. – М., «Просвещение», 2004.
- Обернихина Г.А. Развитие речи учащихся старших классов. Тексты для устных рассказов, диктантов, изложений. Литературные места России и ближнего зарубежья. - М. Классика стиль, 2005.
- Прутченков А.С. Учим и учимся, играя.- М., МПА, 2002.
- Русова Н.Ю. Как писать изложения, сочинения, диктант, Н.Новгород, Деком, 2000.
- Сочинение: секреты успеха, сост. М.Н. Мещерякова. – М., Мегатон, 1998.
- Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М., 2004.
- Чертов В.Ф. Семинарские занятия по русской литературе XIX века. – М., 2000.
- Яшина Е. Урок – игра: 50 игровых сюжетов в помощь учителю. (Методическое пособие-практикум.) – Челябинск, ЧОИУУ, 1992.
- Тесты для централизованного тестирования. Русский язык. М., «Просвещение», 2009.