“Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать.
Надо научиться!”
Слайд 1. Приложение
Учитель: Дорогие, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Урок, на котором мы прощаемся с вашей первой книгой – Азбукой.
1. Вы в школе почти целый год отучились,
Вы много успели и много узнали.
Писать и считать вы уже научились
И первые книги свои прочитали.2. А верным помощником в этом вам стала
Первая главная книжка.
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.3. Буквы потом сложились в слова.
Слова – в предложенья и фразы.
Огромный и красочный мир тогда
Открылся, ребята, вам сразу.4. Вы прочитаете хороших книг немало,
Пускай года пройдут и много– много дней,
Вам Азбука хорошим другом стала,
Мы этот праздник посвящаем ей!5. Наши буквы вам расскажут,
И, конечно же, покажут.
Что нам Азбука дала,
Как учила нас она.
Учитель: Ребята, сегодня мы попрощаемся с нашей Азбукой. Мы выучили все буквы, научились читать и писать, узнали много нового. Сейчас мы отправимся в путешествие. Нам предстоят нелегкие испытания. Сопровождать нас будут герои сказок. Отгадайте их.
Слайд 2
Столяр Джузеппе – Сизый нос
Полено как-то в дом принес.
Он начал что-то мастерить,
Полено стало говорить.
Кто в том полене говорил?
Кого Джузеппе мастерил? (Буратино)
Назовите имя героини сказки, у которой были голубые волосы, и она любила учить Буратино чтению и другим наукам. (Мальвина)
Учитель:
Пусть каждый смело вступит в бой, в азарт соревнования.
Успех придет не сам с собой, помогут ваши знания.
Итак, в путь. Начнем наше путешествие. А поедем мы на паровозике.
Слайд 3
6. В поезд можете садиться.
Он по дороге быстро мчится.
От границы до границы
По степям до синих гор
На зеленый семафор.
Учитель: Прочитайте название первой станции на карте. (Загадкино)
– О чем пойдет речь на этой станции, вы догадаетесь по названию.
– А живет на этой станции Незнайка. Он приготовил вам загадки.
Слайд 4–5
Он долго дерево долбил
И всех букашек истребил.
Зря он времени не тратил,
Длинноклювый пестрый …(дятел)Хвост зеленый, красная головка.
Это остроносая …(морковка)Он круглый и красный, как глаз светофора.
Среди овощей нет сочней …(помидора)Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи,
Меня там ищи.
(Капуста)Лопаты не нужно, сидит она близко.
Красная с белой подкладкой…(редиска)
Учитель: Посмотрите внимательно. Что лишнее? Почему? Что вы о нем знаете?
(Дети говорят о дятле)
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)Черные птички
На каждой страничке,
Молчат, ожидают,
Кто их прочитает. (Буквы)То я в клетку, то в линейку,
Написать во мне, сумей-ка!
Можешь и нарисовать.
Что такое я? (Тетрадь)Я черный, красный, желтый, синий,
С начинкой твердой в серединке.
Я с острым ножиком дружу
И, что хочу, изображу, (карандаш)
Слайд 6
Учитель: Молодцы! С заданием справились. Заняли свои места. Продолжаем путь, (дети встают в 2 ряда паровозиком, и движутся под музыку, изображая паровоз).
– Мы прибыли на вторую станцию. Как она называется? (Книжкино.) А кто встречает нас? (Веселый Карандаш.)
Он предлагает нам свое задание.
1. Составь пословицы (работа по их содержанию)
Кто много читает,…
Книгу читаешь-…
Ученье и труд……как на крыльях летаешь
… тот много знает
… все перетрут
– Какая пословица подходит к нашему празднику?
“Кто много читает, тот много знает”. И это правильно. Книги рассказывают нам о многом: о нашей Родине, о мире, в котором мы живем, о прошлом и будущем людей. А как же нужно читать книги? (Внимательно, вдумчиво). К книгам мы должны относиться бережно.
2.Объясни пословицы: Слайд 8–11
– Книги читать – скуки не знать.
– Зачем и клад, коли в семье лад?
– Каков мастер – такова и работа.
– Вражда не делает добра.
3. Карандаш приготовил еще одно задание, очень необычный текст.
Слайд 12
Меня зовут Лена, а мама зовет (Елка)…. Есть у меня братишка…(Василек) и подружка… (Роза). Пошли мы как-то в лес за грибами. Я нашла под …(елкой) … (лисички). А Роза увидела там …(лисичку). … (Василек) ушел в поле и нарвал….(васильки) и …(розу). Их мы подарили бабушке. Ее зовут…(Груша). Она дала нам…(яблоко) и….(грушу).
– Чем необычен этот текст?
– Что это за слова?
– А какие вы еще слова-омонимы знаете? (Лук, коса, кисти.)
Найдите такие слова в рассказе Сладкова “Овсянка”. (Дети инсценируют рассказ)
Встретились два друга Сашка и Матвей.
Сашка сказал:
– А у меня дома овсянка!
– Подумаешь, – сказал Матвей, – у меня дома тоже овсянка.
– Люблю я овсянку! – добавил Сашка.
– И я люблю! – сказал Матвей.
– Она желтая и красивая такая!
– И вкусная. Особенно с молоком!
– Как это вкусная? Как это с молоком? – удивился Сашка.
– Да так. А еще хороша с маслом или с сахарным песком.
– Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка.
– Как это про что? Про овсянку! – ответил Матвей.
– Про какую овсянку?
– Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
– И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
– Каша песни пела?! – изумился Матвей.
– Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсянка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Сашка и добавил: – Айда ко мне, мою овсянку слушать!
– Айда! – согласился Матвей, – а потом ко мне – мою овсянку кушать!
И друзья побежали.
Учитель. Молодцы! И здесь вы тоже показали прекрасные знания. Едем дальше. А в дороге послушаем стихотворение (движение – паровозик).
Слайд 13
Надо 10 лет учиться,
Не лениться, а трудиться.
Год за годом промелькнут.
И от школьного порога
В жизнь откроется дорога.
Следующая станция “Составляйкино”. Нас встречает Кот в сапогах.
Слайд 14
Он приготовил нам интересные задания:
1. Слово рассыпалось, (речь, звуки, буквы, гласные, согласные) Слайд 15
Обобщение знаний.
2.Составь из слогов слова, (Москва, Родина, Сургут, Россия, Федоровский)
Прочти слова, в которых 2 слога, 3 слога. Какое слово лишнее?
Говорим о любви к родному краю.
Мы немного устали, давайте отдохнем. Вы прекрасно поработали. В путь, друзья! (Движение – паровозик). Слайд 16
Букв сначала мы не знали.
Мамы сказки нам читали.
А теперь читаем сами
Подружились буквы с нами.
– Мы подъезжаем к станции. А какой – догадайтесь? Верно. “Поляна сказок”.
Угадайте, кто нас встречает?
Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое
Ну, отгадайте, как звали ее? (Красная Шапочка) Слайд 17
1. Угадай сказку по иллюстрации. Слайд 18–20. Приложение
2. Назови сказку и автора:
– Как ты смеешь, мужик, спорить со мною
Со мною, дворянкою столбовою?
Ступай к морю, говорят тебе честью,
Не пойдешь, поведут поневоле. (А.С. Пушкин. “Сказка о рыбаке и рыбке”)– Вдруг из маминой, из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает головой! (К.И. Чуковский “Мойдодыр”)– Пришлите, пожалуйста, капли
Мы лягушками нынче объелись,
И у нас животы разболелись. (К.И. Чуковский “Доктор Айболит”)
3. Доскажи имя сказочного героя: Слайд 21
Кощей ….
Кот …
Баба …
Дед …
Вини …
Доктор …
Муха …
Красная …
Змей …
Братец …
Слайд 22
Ну, вы просто умницы! Знаете сказки! И вот, наконец-то, мы приближаемся к последней станции “Занимайкино”.
– А встречает нас
Многим долго неизвестный,
Стал он каждому знаком.
Всем по сказке интересной
Мальчик – луковка знаком
Очень просто и не длинно
Он зовется … (Чиполлино) Слайд 23
Он любит играть, и приготовил несколько игр:
1. Игра “Наборщик”
Составить новые слова из слова БУРАТИНО.
брат буран бант бинт бар рубит рубин |
рано бур тина ура нота Рита раб |
2. “Угадай слова”. Слайд 24
3. Разгадай ребусы. Слайд 25–26
Учитель: Да, Азбука научила нас читать, а ведь читать самому – это так здорово!
Давайте прочтем стихотворение “Как хорошо уметь читать”!
(Читают хором)
Мы хотим сказать тебе “Спасибо”!
Мы тебя за все благодарим!
Говорим тебе мы: “До свиданья”!
“Здравствуй, – новой книге говорим”! Слайд 27–28
– Наши гости и сказочные герои очень довольны вами, ребята, они желают вам дальнейших успехов и предлагают вручить вам ваши первые удостоверения.
Слайд 29–30. Приложение
Мы Азбуку прочли до корки,
У нас по чтению пятерки!
Позади – нелегкий труд
Медленного чтения
Нам сегодня выдают у – до – сто – ве – ре – ния !В том, что Азбуку прочли
Полный курс наук прошли
А теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки!
Учитель вручает детям удостоверения, а родители – подарки!