Цели урока:
- закрепить знания, умения и навыки разработки презентации в MS PowerPoint;
- развивать умение находить ответ (решение) на поставленную в проекте проблемную ситуацию; развивать продуктивное мышление, а также навыки его практического применения, развивать мотивацию, информационную грамотность, воображение, познавательную и творческую деятельность учащихся, внимание и самостоятельность при выполнении заданий;
- воспитывать у учащихся чувство ответственности за свои действия, волю, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость.
Методы обучения: словесный, наглядный, деятельностный.
Формы обучения: групповая, коллективная.
ТСО: Интерактивная доска, мультимедиа проектор, ЭВМ.
Программное обеспечение:
- Операционная система Microsoft Windows XP Professional;
- Программа Microsoft Power Point.
Структура урока:
- Постановка темы и целей урока (4 минуты).
- Актуализация пройденного материала (10 минут).
- Практическая работа “Разработка мультимедийного проекта “Правила дорожного движения” (25 минут).
- Подведение итогов урока (2 минуты).
- Постановка домашнего задания (2 минуты).
- Рефлексия (2 минуты).
1. Постановка темы и целей урока
Ребята, мы продолжаем с Вами изучать мастер презентаций Microsoft Power Point. Сегодня на уроке мы вспомним, как создать презентацию и все вместе разработаем мультимедийный проект на тему: “Правила дорожного движения”.
Почему я Вам предлагаю именно эту тему для проекта, потому что правила дорожного движения знают все, но, к сожалению, добросовестно соблюдать их некоторые учащиеся не спешат. Красный свет – прохода нет! Желтый – осторожен будь! На зеленый – смело в путь! Эти незатейливые строки многие помнят с детства. Но, всегда ли мы, соблюдаем правила дорожного движения? Напомнить простые правила вынуждает сама жизнь. Ведь за последние десять лет на дорогах России погибло 315 тысяч человек. По статистике каждые сутки на автомобильных дорогах нашей страны погибают около 95 человек и около 700 получают различные телесные повреждения и увечья, разумеется, в эту статистику входят и несовершеннолетние дети … Поэтому мы с вами в нашем совместном проекте должны показать, что действительно правила дорожного движения нужно обязательно соблюдать.
Перед разработкой проекта давайте поставим перед собой вопрос: “Нужно ли соблюдать правила дорожного движения и почему?” и попытаемся грамотно и четко ответить на него в конце создания проекта, приведя, доказывающие ответ, аргументы. А начнем с повторения основных правил разработки презентаций.
2. Актуализация пройденного материала
(Учитель задает вопросы классу, учащиеся отвечают).
– Что такое презентация?
Ответ: Презентация – это мини-фильм, состоящий из нескольких слайдов, рассказывающий на тему, выбранную пользователем.
– Какое количество слайдов должно содержаться в презентации?
Ответ: Презентация, созданная учащимся, содержит 5–12 слайдов. При объяснении учителем урока объем презентации не должен превышать 25 слайдов.
– Какой должен быть объем текста на слайдах?
Ответ: Материал надо излагать просто и понятно; не должно быть очень много текста; текст должен без труда читаться.
– Какой должен быть шрифт в презентации?
Ответ: Оптимальный размер шрифта в тексте 32–40 пт, а заголовка 60–120 пт. Всегда необходимо выравнивать текст.
в Какой должен быть фон презентации?
Ответ: При выборе фона важен контраст с текстом: либо светлый шрифт на темном фоне (при работе с проектором), либо темный фон на светлом или слабом фоне (монитор или телевизор). Ни в коем случае нельзя использовать красный, “кричащий” или сложный фон. Оформление должно быть красивое, помогающее раскрыть тему.
– Что, кроме текста, может содержаться на слайдах?
Ответ: графика, анимации, звук и видео.
– Что можно сказать об анимации на слайдах?
Ответ: Анимация хороша при разбиении текста или таблиц внутри одного слайда. Однако не надо увлекаться анимацией, особенно при смене слайдов. Анимации увеличивают размеры файла, но главное отвлекают пользователя, просматривающего презентацию, от темы.
– Что можно сказать о звуковых и видеофрагментах на слайдах?
Ответ: Power Point позволяет внедрять в презентацию короткие видеофрагменты и музыку. Продолжительность видео не должна превышать 1,5–2 минут. А продолжительность звукового файла можно установить на конкретные слайды или на всю презентацию.
3. Практическая работа “Разработка мультимедийного проекта “Правила дорожного движения”
(Класс делится на группы по 2–3 человека. Каждой группе учитель дает задание разработать мини-презентации).
Группа № 1
Задание:
Даны картинки и текст, составить мини-презентацию, настроить анимацию на объекты слайда.
По дорогам и улицам днем и ночью, в жару и стужу непрерывным потоком движутся транспортные средства. Едут легковые и грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы, трамваи, мчатся мотоциклы, катят велосипедисты. С каждым годом транспортных средств становится все больше. Повышается интенсивность движения.
Растут наши города и поселки, увеличивается число пешеходов. Обстановка на улицах и дорогах становится все сложнее, особенно велико движение в часы “пик”: утром, когда взрослые спешат на работу, а дети идут в школу, и вечером, когда все возвращаются с работы, учебы. В эти часы пешеходы и водители должны быть особенно внимательны и осторожны.
Для удобства и безопасности движения машин и пешеходов в городах сооружают подземные переходы, а магистрали поднимают над улицами, ведут по транспортным эстакадам или уводят в подземные тоннели. В крупных городах и на главных дорогах устанавливают светящиеся или светоотражающие дорожные знаки и указатели.
Одно из основных условий безопасности движения – знание и четкое выполнение правил дорожного движения - закона улиц и дорог. Правила дорожного движения знают водители всех видов транспорта. Их также обязаны знать и точно выполнять все пешеходы, как взрослые, так и дети.
За обеспечением безопасности дорожного движения зорко следят работники Государственной автомобильной инспекции – ГАИ. Их команде подчиняются все - водители и пешеходы. Инспектора ГАИ стоят на постах, патрулируют на автомобилях, мотоциклах, вертолетах. Они внимательно следят за движением на дорогах транспортных средств и пешеходов.
Для удобства в работе патрульные автомобили и мотоциклы поддерживают радиосвязь с постовыми регулировщиками. Кроме этого, патрульные автомобили ГАИ снабжены современным электронным оборудованием, а у постовых регулировщиков имеются малогабаритные электронные приборы. С их помощью можно быстро обнаружить тех, кто превысил установленную скорость движения.
Группа № 2
Задание:
Даны картинки с изображением дорожных знаков и текст, составить мини-презентацию, настроить анимацию на объекты слайда.
Все дорожные знаки делят на семь групп. Они различаются как по форме, так и по окраске. На знаки нанесены различные рисунки, для того чтобы быстрее определить их назначение. Знаки первой группы - предупреждающие: они предупреждают водителей и пешеходов о возможной опасности. Их устанавливают на определенном расстоянии от места опасности так, чтобы они были хорошо видны. Форма большинства знаков – треугольник белого цвета с красной каймой. Знаки второй группы – предписывающие. Они предписывают (разрешают) водителям двигаться в определенном направлении, выполнять те или иные предписания, указанные на них. Третья группа дорожных знаков – информационно-указательные. Они сообщают водителям о различной дорожной обстановке. В знаках четвертой группы содержится различная информация, объяснение. Они помогают водителям и пешеходам ориентироваться в пути, например, оповещают о местах отдыха, заправочных станциях, медицинских пунктах, местах движения и т.д. эти знаки называются знаками сервиса. Пятая группа - знаки приоритета. Они устанавливают очередность проезда перекрестков, а так же узких участков улиц. Знаки шестой группы запрещают какое-либо действие водителей и пешеходов, поэтому их называют запрещающими. К седьмой группе относятся знаки дополнительной информации, которые помогают упорядочить движение потоков транспортных средств и помогают водителям ориентироваться на дорогах.
Группа № 3
Задание:
Дан текст про светофор и дорожную разметку. Составить мини-презентацию, нарисовать с помощью графических примитивов светофор и дорожную разметку, настроить анимацию на объекты слайда.
Для регулирования дорожного движения служат светофоры. Их устанавливают на перекрестках, пешеходных переходах и в других местах оживленного движения. Слушаясь сигналов светофоров, пешеходы переходят улицы и перекрестки, не мешая друг другу и не рискуя попасть под машину. Сигналы светофоров помогают водителям избегать столкновений и других несчастных случаев. Светофоры бывают разные. Наиболее распространены трехсекционные светофоры. Секции их могут быть расположены вертикально и горизонтально. У этих светофоров три световых сигнала. Зеленый сигнал разрешает движение транспортным средствам и пешеходам. Если зеленый сигнал начнет мигать, это значит, что время его действия заканчивается и скоро будет включен желтый сигнал. Желтый сигнал предупреждает пешеходов и водителей о смене сигналов. При этом сигнале запрещается выходить на пешеходный переход. Красный сигнал запрещает любое движение транспортных средств и пешеходов.
На многих улицах и дорогах можно увидеть разные линии, надписи и другие обозначения. Эти линии и обозначения называют дорожной разметкой. Она помогает водителям и пешеходам ориентироваться в движении и тем самым способствует повышению безопасности движения. Эти линии и обозначения называют дорожной разметкой. Дорожная разметка помогает водителям и пешеходам ориентироваться в движении и тем самым способствует повышению безопасности движения. Разметка может быть горизонтальной и вертикальной. Линии и обозначения на проезжей части улиц и дорог называются горизонтальной разметкой. Их наносят краской, главным образом, белого цвета.
Группы № 4 и № 5
Задание:
Даны различные картинки и текст с основными правилами дорожного движения, учащиеся должны на слайдах наглядно изобразить выполнение этих правил.
Основные ПДД:
Группы № 6 и № 7
Задание:
Даны различные картинки, разработать несколько заданий (задач), проверяющих знание учащимися правил дорожного движения.
Затем все мини-презентации объединяются в один проект “Правила дорожного движения”. Вот что получилось: <Презентация>
4. Подведение итогов урока
Сегодня на уроке мы с вами разработали несколько отдельных мини-презентаций, которые объединили и получили мультимедийный проект “Правила дорожного движения”. При разработке своих мини-проектов (презентаций) вы вспомнили как создавать новые слайды, используя разметку слайда; как размещать на них текст, рисунки и графические примитивы; как выбирать дизайн презентации; как редактировать и сортировать слайды; как настраивать анимационные эффекты и переходы между слайдами.
А теперь давайте ответим на поставленный в начале разработки проекта вопрос: “Нужно ли соблюдать правила дорожного движения и почему?”.
Учащийся ответил: “Тема соблюдения правил дорожного движения актуальна и популярна была, есть и будет. Знать и соблюдать правила дорожного движения исключительно важно для всех его участников: взрослых и маленьких детей, школьников, подростков и молодежи. Очень хочется, чтобы они не забывали соблюдать правила дорожного движения и тогда они проживут долго и счастливо”.
5. Постановка домашнего задания
Ребята, дома каждому из Вас нужно разработать мультимедийный проект на любую выбранную Вами тему, обязательно поставить проблемный вопрос и попытаться его разрешить в ходе выполнения проекта.
6. Рефлексия
Наш урок подошел к концу. И мне бы очень хотелось, чтобы Вы самостоятельно оценили свою работу на уроке. И для этого использовали смайлики, то есть картинки, составленные из букв и специальных знаков, выражающие какие-то чувства или настроение. (На интерактивной доске слайд с изображением смайликов).
Радость (те, кто оценивают свою работу на уроке на “5”).
Подмигивающая улыбка (те, кто оценивают свою работу на уроке на “4” – были
неточности при выполнении заданий).
Грусть (те, кто оценивают свою работу на уроке на “3” – недостаточно поняли тему и следует еще раз над ней поработать).
Литература
- Клочанов Н.И. Дорога, ребенок, безопасность: Методическое пособие по правилам дорожного движения для воспитателей, учителей начальной школы, - Ростов: Феникс, 2004.
- Орлов Ю.Б. Правила дорожного движения, учебное пособие для 4–6 классов,- М.: Просвещение, 2005.
- Полилова Т.А. Дистанционный курс “Технология разработки мультимедиа проектов”, – МИОО, 2008.
- Сухих Н.А. Поурочные разработки по информатике: 7-й класс. – М.: ВАКО, 2009.
- Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии 10-11. Учебное пособие для 10–11-х классов. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, АО "Московские учебники", 2004.