Урок математики с элементами краеведения

Разделы: Начальная школа


Цели: закрепить навыки сложения и вычитания многозначных чисел; повторить правила проверки результата сложения и вычитания; совершенствовать навык решения задач; развивать умение анализировать выражения, расширять знания о родном крае.

Оборудование: карта Калининградской области, открытки с видами городов: Калининграда, Советска, Черняховска, Балтийска, Светлогорска; Куршской косы.

Ход урока

1. Организационный момент

– Вот он – край, где тебе посчастливилось жить и родиться, - самый западный берег огромной Земли. Ты люби этот край – здесь живут настоящие люди, что умеют трудиться, и землю, и море любя. Ты храни этот край – пусть цветущим и мирным он будет, навсегда пусть останется домом родным для тебя.

2. Сообщение темы и цели урока

– Сегодня мы отправляемся в путешествие по Калининградской области, во время которого повторим то, что узнали о многозначных числах; больше узнаем о нашем крае. Я буду вести экскурсию, а помогать мне будете все вы.

3. Закрепление знаний о соотношении единиц длины, времени

а) Запишите числа в столбик:

– Наша область небольшая: с севера на юг 108 км, а с запада на восток 205 км. (перевести в метры)

б) На сколько метров протяженность нашей области с севера на юг меньше, чем с запада на восток? (205000 - 108000 = 97000 м.)

в) На машине нашу область можно объехать вдоль границ за один день. Сколько это составляет часов? минут? (1 день = 12 ч. = 720 мин.)

г) А наш урок длится 45 минут. На сколько меньше займет наша заочная экскурсия, чем экскурсия на машине? (720 - 45 = 675 мин.)

4. Закрепление знаний нумерации многозначных чисел

– Калининградская область образовалась в 1946 году. (показать на абаках)

– Сколько единиц 1, 2, 3, 4 разряда в этом числе?

– Большинство населения нашего края живет в городах 718500 человек (показать), 218900 человек – сельские жители (показать).

– В нашей области насчитывается 4610 рек, речек и речушек (показать). Общая длина рек – 12 720 км (показать).

– Самая большая река Неман. Ее общая длина 937 км (записать), но лишь 115 км – на Калининградской земле (записать). Перевести в метры. (937 км. = 937000 м., 115 км. = 115000 м.)

– Какая часть реки протекает не в Калининградской области? (записать) (93700 - 11500 = 822000 м.)

– Главная река области – Преголя. Длина ее небольшая, всего 123 км. Перевести в метры, записать в виде суммы разрядных слагаемых. (123 км = 123000 м, 123000 = 100000 + 20000 + 3000)

– По территории какого города протекает Преголя?

– Свое путешествие мы начинаем с города Калининграда. Чем он является в нашей области?

– В Калининграде проживает 421678 человек. (показать)

(Рассказ ученика о Калининграде)

5. Закрепление знаний письменных приемов сложения и вычитания и умения проверять правильность вычислений

а) – Второй по величине и значению город области – Советск. Но в него мы можем попасть, если сделаем правильный расчет и проверим его результат. (Один человек работает у доски, остальные в тетрадях - № 542(а) с. 160)

Проверка:

(Рассказ ученика о Советске)

– Как проверить правильность вычислений?

б) – Третий по величине город области – Черняховск. (выбрать правильную запись, доказать, решить с комментированием)

– Что нужно помнить при записи выражений в столбик?

(Рассказ ученика о Черняховске)

в) – Самый западный город России – Балтийск. (№ 542 (в) с. 160 – работа в парах)

Проверка:

(Рассказ ученика о Балтийске)

г) – А теперь побываем в городе-курорте Светлогорске. (№ 542 (г) с. 160 – самостоятельная работа, взаимопроверка)

(Рассказ ученика о Светлогорске)

Физминутка

6. Решение задач

а) – Кроме городов в нашей области расположены и сельские населенные пункты. Сельские жители часто пользуются автобусами, чтобы добраться до Калининграда (решение задачи № 548 с. 160)

Составление схемы задачи под руководством учителя.

Решение задачи с пояснением (самостоятельно).

1) 15 – 7 = 8 (п.) – вошло в автобус.
2) 49 – 15 + 8 = 42 (п.) – стало в автобусе.

Ответ: 42 пассажира стало в автобусе.

Проверка.

б) – В Калининградский детский сад жители села привезли две корзины яблок. (№ 544  с. 161 – Работа в парах  - составление схемы, решение задачи) Проверка.

56 : 2 = 28 (ябл.)

Ответ: 28 яблок нужно переложить из одной корзины в другую.

7. Решение выражений на порядок действий

а) – Еще мы сегодня побываем в замечательном уголке нашего края – Куршской косе. ( № 543, а) – коллективно, б) – в парах, в) – самостоятельно)

а) 45 : 15 + 12 х 6 +…= 5075
– Правила решения выражений на порядок действий.
б) 25 х 4 – 80 : 16 +…= 8095
в) 56 : 4 – 55 : 11 + …= 3009

Проверка.

8. Итог урока

– Понравилась ли экскурсия?
– Что нового узнали?
– Что повторили?
– Какие задания показались трудными?
– Что нужно помнить при письменном сложении и вычитании многозначных чисел?
– Как проверить правильность сложения? Вычитания?

9. Домашнее задание

№ 540 (б,в,г) с. 160; № 549 с. 161.