Цель: уточнить и расширить представления детей об аквариумах и террариумах, об их обитателях, растениях и внутреннем дизайне.
Задачи:
- Учить работать в коллективе.
- Развитие умения работать по предложенным инструкциям.
- Воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование:
- аквариум, детали 2х2 и 2х4 ЛЕГО DUPLO;
- иллюстрации, технологические карты;
- образцы (грот и искусственные водоросли), готовые постройки;
- дополнительные материалы для конструирования паука.
Предварительная подготовка: экскурсия по ЭКОзонам и знакомство с их обитателями разных возрастных групп ГОУ.
Занятие проводится по подгруппам.
Ход занятия
Педагог: Здравствуйте ребята, сегодня для того чтобы узнать тему занятия необходимо отгадать загадку, послушайте внимательно:
Посмотрите, дом стоит
До краев водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы
Все умелые пловцы.
Дети: Аквариум.
Педагог: Совершенно верно. Посмотрите внимательно на иллюстрации. Скажите, для чего нужны аквариумы?
(Ответы детей.)
Педагог: Молодцы, в словаре аквариум имеет следующее определение: «Аквариум (латинского aquarium, от aqua – вода), сосуд для содержания и разведения водных животных и растений». Давайте с вами вспомним кто- же живет в аквариумах. Когда вам показывали аквариумы в других группах кого и что вы там видели.
Дети: Рыбок, улиток, водоросли, черепах и разные фигурки.
Педагог: А знаете ли вы как правильно называют «аквариумы» для содержания черепах, змей и пауков?
(Возможен ответ: террариум.)
Педагог: Такие «аквариумы» называют – Террариум, террарий (от лат. terra — земля), помещение для содержания мелких наземных животных, преимущественно земноводных и пресмыкающихся, и наблюдения за их жизнью. Различные фигурки в аквариумах называются гроты, посмотрите внимательно на иллюстрации, для чего они нужны?
Дети: Для того чтобы рыбки могли там отдыхать и прятаться или просто для красоты!
Педагог: Правильно! Молодцы!
Физкультурная минутка.
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою!
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
Педагог: Сегодня мы будем строить необыкновенный аквариум, а «Аквариум дружбы» в нем будут жить как рыбы, так и змейка, и черепаха, и даже паучок, а чтобы им там было хорошо и уютно, сделаем гроты и водоросли. Теперь слушайте внимательно, я загадываю загадку, кто знает ответ, поднимает руку (ребенок, который первым произнес верный ответ, получает задание на выполнение данной фигуры):
- Не хожу и не летаю,
А попробуй, догони!
Я бываю золотая.
Ну-ка, в сказку загляни! (Рыба.)
(Обязательно обсудить с детьми основные части рыбы (голова, плавники, хвост), показать иллюстрации, дети должны обратить свое внимание на то, какие они все разные по размеру, окраске. Ребенку дается схема.)
- У меня девиз простой:
«Всё своё, ношу с собой!»
Две антенны над калиткой,
Домик свой несёт... (Улитка.)
Педагог: Кто первым поднимет руку и правильно ответит, какую пользу приносит улитка обитателям аквариума, тот будет выполнять эту фигуру.
Дети: Улитки нужны для того чтобы чистить стены и дно аквариума, чтобы вода дольше оставалась чистой.
(Обсуждение строения улитки (используется обсуждение каждого объекта постройки). Ребенку дается схема.)
- Вьётся верёвка,
На конце головка. Кто это? (Змея.)
(Ребенку дается готовый вариант, он должен сделать такую же.)
- Восемь ног, как восемь рук,
Вышивают шелком круг.
Мастер знает в этом толк.
Покупайте, мухи, шелк! (Паук.)
(Ребенок должен выполнить работу по готовому образцу.)
- Ходит великан на работу в океан. (Корабль.)
(Ребенок получает фотографию с готовой постройкой и должен воспроизвести ее.)
- По реке плывет бревно.
Ох, и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит ... (Крокодил.)
(Ребенку дается схема. Остальные дети выполняют постройки гротов (башен) и водорослей по собственному замыслу. Те, кто выполнил свои постройки, могут помочь остальным. Когда все выполнили задание, приступаем к «заселению» «Аквариума Дружбы».)
Педагог: Посмотрите, ребята, какой у нас получился аквариум. Скажите, что мы сегодня узнали на нашем занятии?
(Ответы детей.)
Педагог: Как вы думаете, что обитатели аквариума будут делать теперь, когда живут все вместе?
Дети: Они будут дружить, помогать друг другу.
Педагог: Вы все молодцы! Наше занятие подошло к концу. На следующем занятии мы отправимся к морским обитателям.