Цели урока:
- Продолжить работу над произведениями С. А. Есенина, познакомить со стихотворением «Берёза».
- Отрабатывать навыки выразительного чтения стихотворений.
- Развивать воображение, умение находить поэтические образы в природе.
- Воспитывать любовь к поэзии, желание наслаждаться процессом чтения, учить бережному отношению к природе и её символам.
Оборудование:
- ПК, мультимедийный проектор и экран;
- презентация «Есенин» (см. Приложение);
- выставка «Рисуем русскую берёзку»;
- аудиозапись;
- цветные кружки настроения.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей урока.
- Тема нашего сегодняшнего урока чтения – стихотворение С. А. Есенина «Берёза» Сегодня мы продолжим работу над творчеством этого замечательного русского поэта.
(Слайд №1)
Мы будем учиться читать стихи выразительно и находить в них красивые слова, попробуем увидеть ту природную красоту, которую хотел нам показать Сергей Александрович, описывая берёзу. И просто постараемся получить удовольствие от процесса чтения.
- Для чего вам это нужно? (Для того, чтобы уметь красиво и правильно говорить самим и чтобы приятно было слушать другим.)
- Кроме этого вы узнаете о берёзе кое-что новое, что позволит вам взглянуть на это с виду обычное дерево другими глазами.
3. Проверка домашнего задания.
(Выразительное чтение стихотворения С. Есенина «Ночь»; по желанию наизусть.)
4. Вводная беседа.
- Слушая стихотворение «Ночь», мы ещё раз убедились в том, как чувственно С. А. Есенин описывает картины живой и неживой природы.
В изображении природы Есенин использует богатый опыт народной поэзии. Он часто представляет её в образе живого существа. Черёмуха у него «спит в белой накидке», вербы – плачут, тополя – шепчут, река – дремлет.
Природа у Есенина многоцветна, многокрасочна. Любимые цвета поэта – синий и голубой, эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности голубых просторов России. Природа у Есенина – не застывший пейзажный фон. Она живёт, действует, она – любимый герой поэта.
5. Работа над стихотворением «Берёза».
- Чтение стихотворения учителем наизусть.
- Беседа по первичному восприятию.
- Минута тишины.
- Обмен впечатлениями от услышанного.
- Чтение стихотворения учащимися «про себя».
- Перечитайте стихотворение «про себя» и постарайтесь «увидеть» берёзу, которую «нарисовал» поэт.
- Аналитическая беседа (3 «п» - представь – переживи – пойми).
- Смогли ли вы представить в своём воображении берёзу, изображённую поэтом?
- В какое время года поэт описывает берёзу? Где она находится?
- Почему С. А. Есенин посвятил этому дереву целое стихотворение, если он видел его постоянно? Что особенное заметил поэт в берёзе и открыл это для нас?
- В какое время суток Есенин описывает берёзу? Прочитайте.
- С чем сравнивает поэт снег?
- Прочитайте, как описывает поэт ветки берёзы.
- Знаете ли вы значение слов «кисти», «кайма», «бахрома»? (Словарная работа, слова записаны на доске.)
Кайма – полоска, обивка по краю чего-нибудь;
Кисть – пучок ниток, шнуров, употребляемых как украшение;
Бахрома – тесьма для обшивки какого-либо изделия с рядом свободно свисающих шнуров или кистей.
- Почему Есенин использует слова, которые обозначают украшения одежды, или сравнения с шалью, платком?
- Прочитайте, как занимается заря зимой. Почему «лениво»?
- Нарисуйте словесную картинку к стихотворению. Как вы считаете, удачно ли художник проиллюстрировал это произведение?
- Обобщающая беседа.
- Итак, ребята, что же хотел показать нам С. А. Есенин этим стихотворением? (Красоту и силу русской берёзы.) Это и есть главная мысль стихотворения.
- А теперь, ребята, посмотрите на экран.
(Слайд №2)
(Слайд №3)
- Помогли ли вам эти слайды ещё лучше понять стихотворение?
6. Физкультурная минутка.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок всё тише, тише…
Деревцо всё выше, выше!
(Выразительное чтение стихотворения детьми.)
- В каком темпе и с каким настроением надо читать стихотворение? (Певуче, неторопливо.)
- Можно ли прочитать стихотворение выразительно, читая по слогам? Следовательно, при подготовке к выразительному чтению надо прочитать несколько раз.
Сценка «Берёзовое царство – лучшее лекарство». (Материал взят из журнала «Начальная школа».)
(Входит хромая пожилая женщина. Здоровается.)
Врач: Проходите, садитесь.
(Больная, скрипя и охая, садится.)
На что жалуетесь, хорошая моя?
Больная: Ох, милый доктор, скрючило меня! Слышь, как суставы щёлкают, скрипят?
Врач: Так ... Поясница, ноженьки болят?
(Больная кивает.)
Врач (подаёт бутылочку):
Принять лекарство «Сок берёзы» вы должны,
Две полных чайных ложки вам нужны.
(Больная пьёт… выпрямляется.)
Врач:
Что, полегчало, милая, немножко?
Как ваша поясница, ручки, ножки?
Больная (с лёгкостью встаёт):
Да, очень, очень полегчало!
Спасибо, доктор, я спешу!
Пока-пока! Я поскакала!
(Убегает, забыв про костыли.)
Врач: Следующий.
(Входит больная, задыхаясь, кашляя и чихая.)
Вас слушаю. На что есть жалобы, больная?
Больная (сквозь кашель):
Удушье, доктор, видно доконает.
И кашель напрочь одолел!
Бронхит до смерти надоел!
Врач:
Мне эти жалобы знакомы.
У вас и астмы все симптомы.
(Больная приходит в ужас.)
Да не рыдайте, дайте срок –
Болезни лечит из берёзы сок.
(Достаёт бутылочку.)
Примите ложечку-другую.
(Больная принимает лекарство.)
Ну, что, я верно вам толкую?
Больная:
Да, белый свет я увидала!
Не кашляю, свободно задышала!
Спасибо, доктор, побегу.
Теперь и прыгать я могу!
(Убегает.)
Врач:
У кого удушье, астма,
В горле боль или отёк,
Пейте чудное лекарство –
Из берёзы русской сок!
- Давайте сделаем вывод: берёза является не только украшением русской природы, но и обладает целебными свойствами, то есть полезна для нас.
9. Групповая работа.
Рассказ на тему: «Берёза – символ Родины моей», подготовленный группой учащихся (на фоне музыки).
- У каждой страны есть свой символ среди деревьев, в котором отражается душа народа, его история и традиции. Россия – край белоствольных берёз и бескрайних полей. Вот она, раскидистая кудрявая берёзка, стоит, словно из сказки, в белом сарафане, до самой земли наклонив свои ветки, будто кланяясь в пояс и говоря: «Мир вам, люди добрые!»
- Любят в России белую берёзу. Издавна в ней видели символ девичьей красоты, нежности, воспевали её в песнях за ту теплоту и радость, которую она дарит людям.
- Под сенью берёз создавали свои прекрасные музыкальные произведения русские композиторы: Глинка, Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский. Лирической задушевностью наполнены пейзажи на полотнах русских художников: Саврасова и Куинджи, Левитана и Шишкина и других. Берёза всегда вдохновляла русских писателей и поэтов.
- Берёза стала поэтическим олицетворением России. Где бы ни был русский человек, он всегда, тоскуя о Родине, воскрешает в памяти шумящую на ветру, залитую солнцем или запорошенную снегом или морозным инеем стройную красавицу берёзку.
- А вот такой видит берёзу каждый из вас. (Выставка рисунков.)
10. Итог-вывод.
- С каким стихотворением познакомились на уроке?
- Что нового узнали о берёзе?
- Хорошо ли поступают те, кто причиняет вред этому дереву? (Повторение правил поведения в природе.)
11. Домашнее задание.
- На уроке мы много времени посвятили тому, чтобы научиться читать стихи выразительно. Вашим домашним заданием будет подготовка к чтению стихотворения «Берёза» наизусть на классном конкурсе чтецов.
- И ещё одно задание для самых активных. В тетрадях по чтению сделайте свою иллюстрацию к прочитанному стихотворению (рис.*)
- А в заключение, ребята, мне бы хотелось узнать, какого цвета настроение появилось у вас после изучения новой темы. Из кружков на ваших столах выберите цвет, который соответствует вашему настроению, и положите в шкатулку. Спасибо. Урок окончен.
Анализ настроения ребят делается по методике «цветописи» Лутошкина:
- красный – восторженное;
- оранжевый – радостное;
- жёлтый – светлое, приподнятое;
- зелёный – ровное, спокойное;
- синий – грустное, печальное;
- фиолетовый – тревожное, неудовлетворённое;
- чёрный – унылое, упадочное.
Интернет-источники.
Картинки (портрет С. А. Есенина, фотографии берёзы): Яндекс. Картинки – http://images.yandex.ru/