Пояснительная записка.
Тема урока «Комбинаторика и вероятность» продиктована структурой и особенностями экзамена. Учитывая, что тема: «Комбинаторика. Элементы теории вероятностей и статистики» включена в программу, а письменный экзамен по алгебре в 9 классе проходит в новой форме государственной (итоговой) аттестации и содержит все вопросы программы, я выбрала эту тему.
Теория вероятности, как никакая другая область математики, полна противоречий и парадоксов. Она слишком тесно связана с реальной окружающей нас действительностью.
В школе ученик должен научиться строить вероятностные модели, анализировать, проводить их адекватность реальным ситуациям.
Вопросы, рассмотренные на уроке это – обязательный минимум содержания образования по соответствующей теме (записанный в новых стандартах школьного математического образования)
Исходя из целей урока, было спланировано 9 учебно-воспитательных моментов:
- Проверка домашнего задания.
- Устные упражнения с просмотром презентации позволили ускорить темп работы усилить интерес учащихся способствовали развитию сообразительности, смекалки, внимания и воспитанию дисциплинированности, ответственности.
- При анализе самостоятельной работы с условием и
решением на экране, осуществляется повторение ранее изученного материала:
- репродуктивный метод помог проверить умения связно отвечать;
- частично-поисковый метод позволил проверить осознанность усвоения вычисления, способствовал развитию умения сопоставлять, анализировать и обобщать;
- поощряется творческая работа учащихся, и рассматриваются задачи практической направленности;
- включены вопросы, способствующие опережающему обучению.
- Выделено время для сообщения по теме: «Примеры задач, в которых результат действия однозначно не определен», раскрывающего необходимость изучения на уроках теории вероятностей. (см. Приложение)
- Через использование частично-поискового метода и через индивидуальные и групповые способы организации познавательной деятельности через всю атмосферу урока получаем классическое определение вероятности.
- Создание проблемных ситуаций делает процесс обучения активным, дифференцированным, обеспечивает связь с жизнью.
- Закрепление и углубление знаний о нахождении вероятности спланировано через групповую и индивидуальную форму работы.
- Учебно-воспитательный момент нацелен на осознанное выполнение домашнего задания, развивает логическое мышление.
- Работа каждого оценена, учебно-воспитательные задачи достигнуты, учебно-воспитательный момент положительно повлиял на конечный результат урока. Это наблюдается в момент обобщения урока.
Цель урока:
- Повторить и закрепить правила и формулы комбинаторики.
- Ввести понятие вероятности.
- Способствовать выработке навыков и умений при решении задач на нахождение вероятностей.
- Развивать логическое мышление учащихся.
- Изучение случайных событий.
Технические средства: мультимедийный комплекс.
Ход урока
Урок-презентация: «Элементы комбинаторики»
Литература:
- Вопросы. Дорофеев стр. 287, п.6.2.
- Тематический сборник текстовых заданий по алгебре для подготовки к государственной итоговой аттестации «Готовимся к экзамену по алгебре в 9 кл.». Е.А. Семенко. Краснодар, 2008.