Урок математики для учеников 6-го класса

Разделы: Математика


Заключительный урок второй четверти. Конец декабря. Дети с нетерпением ждут чудес Нового года… Почему бы им не подарить в канун этого замечательного праздника сказочный урок? Разве они не заслужили трудясь пол года? Итак, попробуем стать на один урок старой доброй волшебницей из школы Хогвартса. Для начала – переоденемся, наложим грим, изменим немного голос и вперед – к своим ученикам… Попробуем им подарить встречу с волшебством…

Цели урока:

1. Обучающая:

  • обеспечить закрепление тем: «Задачи на проценты», «Масштаб», «Действия с дробями»;
  • привить навыки устного счета при выполнении действий с дробями.

2. Развивающая:

  • развитие познавательного интереса, логического мышления и внимания;
  • формирование потребности в приобретение знаний;
  • развивать самостоятельность, творчество и фантазию детей.

3. Воспитательная:

  • способствовать выработке у школьников желания и потребности обобщения изучаемых фактов;
  • уметь работать коллективно, уважая друг друга.

Форма проведения урока: игра – путешествие по школе Хогвартса.

Оборудование:

  • магнитофон, свечи, «волшебная» шляпа, карточки с заданиями;
  • плакаты для оформления кабинета для создания атмосферы сказочности;
  • несколько хлопушек, пачка бенгальских огней;
  • таблички на столы: «Гриффиндор», «Пуффендуй», «Когтевран», «Слизерин»;
  • мантия и состаренная шляпа для учителя;
  • книга «Заговоров и заклинаний».

Ход урока

Дети входят в кабинет, но учитель предлагает им занять места на стульях около задней стены кабинета или за длинным столом посреди класса (кому, что удобнее расставить в своем кабинете).

(В кабинете выключен свет. Горят свечи. Звучит медленная музыка.)

Учитель: Сегодня, накануне Нового года, в нашей школе происходят всякие странности. Вот и мы с вами оказались в зале, где происходят чудеса. Разрешите вам представиться: Я – волшебница, преподающая в школе Хогвартса. Надеюсь, вы уже прочли новую книгу приключений Гарри Поттера? Как вам она? Кто еще не сумел этого сделать, очень советую. Не пожалеете! (Фанфары.)

Итак! Приглашаю вас в ознакомительную экскурсию по нашей необычной школе волшебства! Сейчас волшебная шляпа поможет мне определить для каждого из вас место, с каким факультетом вы будете путешествовать. Этим местом может стать: Гриффиндор, Пуффендуй, Когтевран или Слизерин. Но для начала разрешите вас познакомить с волшебной шляпой. Кстати, она сама хочет что-то о себе рассказать(звучит запись с СД диска):

Может быть, я некрасива на вид,
Но строго меня не судите.
Ведь шляпы умнее меня не найти,
Что вы там ни говорите.
Все помыслы ваши я вижу насквозь,
Не скрыть от меня ничего.
Наденьте меня, и я вам сообщу,
В какой факультет вам попасть суждено.

(Заранее парты расставлены так, что образованы большие четыре стола в четырех углах класса, на которых стоят зажженные свечи и таблички с названиями: «Гриффиндор», «Пуффендуй», «Когтевран», «Слизерин». У доски стоит стул для «отбора» волшебной шляпой.)

Далее вызывается по одному ученику. Он садится на стул, учитель держит над его головой «волшебную шляпу» и задает вопрос по разным разделам математики:

  1. Найди НОК: 4, 9 и 12. (36)
  2. Найди 0,4 от 9. (36)
  3. Ширина прямоугольника 3 м, а длина больше в 4 раза. Найди площадь прямоугольника. (36)
  4. Раздели 96 на 3/2 и отними 28. (36)
  5. Какое число надо разделить на 2/5, чтобы получилось 25? (10)
  6. Какое число противоположное числу –10? (10)
  7. Скорость течения реки равна 2,5 км/ч, а скорость лодки по течению – 15 км/ч. Какая скорость лодки против течения? (10 км/ч)
  8. Сократи дробь: 42 / 21. (2)
  9. Реши уравнение: 6,2 / х = 3,1. (2)
  10. Кролик пробежал за 2/3 часа 4 км. Какова скорость кролика? (6)
  11. Как изменится разность, если вычитаемое увеличить на 10? (Уменьшится на 10)
  12. Реши уравнение: 3х + 15 = 5х + 3. (6)
  13. Найди НОД: 24, 42, 66. (6)
  14. На сколько 72 больше 66? (на 6)
  15. Реши уравнение: 5,5 – 3х = х – 2,5. (2)
  16. При каком значении а частное теряет смысл: 3а / 3а – 6? (2)

Места в разных командах можно определять по ответам в заданиях. Например: если в задании ответ – 36, то ученик попадает в Слизерин, если ответ – 2, то в Пуффендуй и т.д. Главное, чтобы в Гриффиндоре, Пуффендуе, Когтевране и Слизерине детей оказалось равное количество, ведь дети не всегда дают правильные ответы. Задания нужно давать детям дифференцированно, кому-то полегче, куму-то сложнее.

(На этот этап урока должно уйти не более 10 минут.)

Учитель: Итак, в каждой команде по 4-6 человек. (Согласно тому, сколько учащихся в классе.) Ура! (Взрыв хлопушки). Узнаем сейчас, кто из вас настоящий Магл и достоин обучения в школе волшебников! Только тот сможет получить волшебную палочку для своей команды.

Задание. Я прекрасно знаю, что вам пришлось нелегко, чтобы попасть к нам сюда в Хогвартс. Ведь расстояние между городами Хогвартс и Химками на волшебной карте 4,3 см. Найдите расстояние между этими городами на местности, если масштаб карты 1:20 000 000. За правильный ответ вручается «волшебная палочка» – бенгальский огонь. (Дети сообща, по факультетам решают задачу.)

Учитель: Спасибо за правильный ответ. Я приветствую всех вас здесь, в нашей школе волшебства! Вы преодолели приличное расстояние, чтобы сюда попасть. Отправимся дальше.

Особое удовольствие нашим ученикам доставляет урок «Зелье варенье». Приглашаю и вас заглянуть на него. (Можно попросить роль еще одного волшебника исполнить старшеклассника в костюме, тогда задачу будет читать он.)

Задача. Еще недавно с каждого гектара собирали 35 ц сонтравы. Теперь урожайность повысилась и стала равной 42 ц с гектара. На сколько процентов повысилась урожайность сонтравы?

Ответ: на 20%. За правильный ответ – «волшебная палочка».

Учитель: Спасибо вам будущие Маглы! Вы достойны обучения в Хогвартсе. (Взрыв хлопушки.)

А сейчас я приглашаю вас на урок «Темных сил». (Можно снова задействовать нового старшеклассника в костюме).

Задача. В первый час перед Рождеством в прошлом году профессор Квиррелл заколдовал 40% всех учащихся, во второй час – одну треть всех учащихся, а в третий - остальных 28 человек. Сколько всего он заколдовал учащихся Хогвартса?

Ответ: всего 105 учеников. Правильный ответ – «волшебная палочка». (Взрыв хлопушки.)

Учитель: Спасибо за правильный ответ. Чего только не происходит под Новый год здесь у нас…

Наверно, вы уже знаете из книг о Гарри Поттере, что такое трансфигурация. Правильно, это некоторый шифр. Например, в некотором шифре слово «ребус» записывается «беурс»; «решил» - «шеирл». А какое слово трансфигурировано здесь: «сокда». Ответ: доска.

Учитель: А сейчас я покажу вам нашу старинную книгу заговоров и заклинаний. Чего только нет в этой книге. Совсем недавно я нашла в ней заговор для получения одних пятерок на контрольной работе в 10 классе. И знаете применение его помогло! Да незаменимая книга для работы! Но вот беда – не каждому ученику хочется учить заговоры.

Ответьте на вопрос задачи: Учащиеся знающие все заговоры составляют 45% всех учащихся школы Хогвартса. В более старших классах остальные 385 учащихся их не знают. Сколько всего учащихся в школе Хогвартса?

Ответ: всего в Хогвартсе – 700 учеников. За правильный ответ –«волшебная палочка». (Взрыв хлопушки.)

Учитель: Вот вы и узнали сколько у нас учеников. Кому из вас захотелось бы продолжить обучение у нас? Это вполне возможно, если вы не испугаетесь фантастических зверей. Ведь нам иногда приходиться с ними бороться!

Задача. Нам очень надоели кентавры, живущие в волшебном лесу. Мы решили их всех переловить. За 4 дня мы наловили 216 кентавров, причем каждый день ловили столько их, сколько за все предыдущие. Сколько кентавров выловили в каждый из 4-х дней?

Ответ: 1 день – 1 часть; 2 день – тоже 1 часть; 3 день – 2 части; 4 день – 4 части. Разделим 216 на 1+1+2+4=8 частей. Т.е. в 1 день -27 кентавров, во 2 день – 27 кентавров, в 3 день – 54 кентавров, в 4 день – 108 кентавров. За правильный ответ – «волшебная палочка». (Взрыв хлопушки.)

Учитель: Давайте подсчитаем, ученики какого факультета набрали большее количество «волшебных палочек» и быстрее всех смогут стать Маглами. (Подводится итог урока.) Надеюсь, что вам надолго запомниться наше путешествие по волшебной школе Хогвартса. Что больше всего вас заинтересовало? (Ответы учеников.) От всей души поздравляю вас с Новым годом! Пусть чудеса обязательно случаются в вашей жизни!!! А сейчас зажгите свои волшебные палочки и пусть ваши сердца будут всегда полны светом доброты и справедливости!

(Зажечь бенгальские огни.)