Цель:
- Способствовать совершенствованию умений увеличивать и уменьшать число в несколько раз.
- Закреплять навыки табличных случаев умножения на 2,3,4 и соответствующих случаев деления.
- Способствовать привитию интереса к предмету.
Оборудование:
- учебник «Математика 2 класс» Л. Г. Петерсон;
- карточки для детей с таблицей «Увеличь в 4 раза», «Уменьши в 4 раза»;
- экран, дискета для проверки заданий с готовыми ответами;
- мультимедийный проектор, магнитофон;
- воздушные шары, записи на доске;
- оценочные листы для детей.
Ход урока
I. Ориентировочно-мотивационный этап, актуализация знаний.
(Звучит песня. Входит учитель, держа в руках воздушные шары.)
Учитель: Здравствуйте! Меня зовут Роза Мазитовна. Сегодня у меня замечательное настроение. Ведь сегодня у нас праздник. А какой же праздник без воздушных шариков. Чем больше шариков, тем радостнее праздник. Давайте сосчитаем сколько шариков.
Дети: Десять.
Учитель: А как можно уменьшить количество шариков?
Дети: Сдуть, отдать, подарить.
Учитель: А как найти половину?
Дети: Разделить на два.
Учитель: Уменьшиться число шариков?
Дети: Да.
Учитель: Во сколько раз?
Дети: В 2 раза.
Учитель: А можно их количество увеличить в 2 раза? Как это сделать?
Дети: 10 * 2.
Учитель: Сегодня мы с вами будем совершенствовать навыки работы с числами, увеличивать и уменьшать их в несколько раз (появляется на экране запись названия темы «Увеличение и уменьшение числа в несколько раз».) А чтобы хорошее настроение было и у наших гостей, подарим им шарики. А другую половинку шариков повесим на стену, пусть радуют нас целый урок и помогут быстро выполнить все задания.
II. Операционно-исполнительный этап.
1 задание (на доске прописан ряд чисел): 2, 4, 6, .....
Учитель: На листочках запишите и продолжите заданный ряд чисел еще на 3 числа.
Проверка.
Учитель: Какая закономерность в первой строчке?
Дети: Каждое последующее число увеличивается на 2.. Назовите весь ряд.
(После ответов детей на экране появляется запись 2, 4, 6, 8, 10, 12.)
Учитель: Проверьте еще раз. Исправьте, если допустили ошибку.
Самооценка.
Учитель: На оценочных листах в первой клеточке поставьте себе отметку от одного до пяти баллов.
2 задание.
Учитель: Теперь возьмите таблички, внимательно прочитайте задание.
I вариант: «Увеличь данные числа в 4 раза».
5 | 9 | 4 | 6 | 3 |
II вариант: «Уменьши данные числа в 4 раза».
20 | 12 | 36 | 24 | 16 |
Учитель: Что значит увеличить число в 4 раза?
Дети: Умножить на 4.
Учитель: Что значит уменьшить число в 4 раза?
Дети: Разделить на 4.
Учитель: Заполните пустые клетки. А два человека выполнят задание на доске.
Взаимопроверка.
Учитель: А теперь поменяйтесь листочками с соседом по парте и проверьте его работу. А я проверю работы, выполненные на доске. Поставьте в оценочной таблице соседа отметку в следующей клетке.
Физкультурная минутка. (Звучит песня «Когда я стану кошкой», автор текста Секачева И., композитор Фадеев М.)
Учитель: Какое животное упоминается в песне?
Дети: Кошка.
Учитель: Потянемся плавно, выгнем спину. Кошка облизывает себя, а мы погладим руки, расслабим мышцы, ещё раз выгнем спину. (Учитель показывает движения.)
3 задание.
Учитель: Пропустите клеточку вниз на листочках, запишите через запятую в строчку ответы математического диктанта.
- 18 уменьшить в 9 раз. (2)
- Найдите частное 15 и 3. (5)
- Умножьте 36 на 0. (0)
- Произведение чисел 2 и 2. (4)
- Увеличьте 10 в 2 раза. (20)
- Делимое 18, делитель 2. Найдите частное. (9)
- 6 умножить на 1. (6)
Учитель: Проверьте ряд чисел, который у вас должен получиться. Исправьте, если допустили ошибку. Поставьте себе отметку в третьей клеточке оценочной таблицы. У каждого числа своя буква. Расположите числа в порядке возрастания и прочтите слово. (Запись на экране.)
2 | 5 | 0 | 4 | 20 | 9 | 6 | ||||||
Т | Л | С | О | А | Ц | И |
.Дети: Столица.
Учитель: Увеличьте число букв в слове «столица» в 3 раза.
Дети: 21.
Учитель: Какой город является столицей нашей республики?
Дети: Казань.
Учитель: Количество гласных букв в слове «Казань» увеличьте 4 раза.
Дети: 8.
Учитель: Какое важное политическое событие нас ожидает 14 марта?
Дети: Выборы президента России и депутатов в Государственный совет республики Татарстан.
Учитель: Разделите число 14 на количество дней в неделе.
Дети: 2.
Учитель: Увеличьте число 2 на количество этажей в нашей школе.
Дети: 3 или 4.
Учитель: А теперь проверим, как изменяется число в результате указанной операции в задании нашего учебника.
4 задание.
Страница 21м № 5 (учебник «Математика», 2 класс, часть3).
в / 4 | п – 5 | ш + 3 | с * 10 | ||||||
х + 7 | е * 2 | г / 9 | а – б |
Учитель: Итак, что произойдет с числом в? Уменьшится или увеличиться? На сколько или во сколько раз?
Фронтальный опрос.
Учитель: Вы хорошо отвечали.
Самооценка.
Учитель: Поставьте отметку в четвертой клеточке оценочной таблицы.
Выдача домашнего задания № 6 стр.11.
Учитель: В учебнике рядом с задачей в прямоугольнике запишите решение задачи.
5 задание.
Учитель: Выполним последнее задание на стр. 22 № 9. Не читая задания, попробуйте объяснить, что нужно сделать?
Дети: Проставить в кружочки числа.
Учитель: Что обозначает число б (фигура е)?
Дети: Количество сторон, вершин.
Учитель: Проставьте числа Проверьте себя. (Ответы на экране).
Самооценка.
Учитель: Поставьте отметку в следующей клетке оценочного листа. Назовите многоугольник, число сторон которого в 2 раза больше, чем у фигуры в.
Дети: Фигура е и п.
Учитель: Как они называются?
Дети: Шестиугольники.
Учитель: Молодцы.
III. Рефлексивно-оценочный этап.
Учитель: Со всеми заданиями вы справились. Вот, что значит зарядиться хорошим настроением. А какое задание было для вас самым интересным? А какое вызывало затруднение? Почему? Сложите все числа, которые вы проставили в клеточках на оценочных листах. «5» получает тот, у кого сумма всех чисел от 20 до 25. Поднимите руки, у кого такой результат. Работали на «4» те, у кого получилось число от 15 до 19, «3» – у тех, кто набрал число от 10 до 14. Поднимите руки у кого такой результат. Как вы думаете, вы сегодня лучше работали на уроке, чем вчера или хуже (спрашиваю несколько человек ). Я очень рада этому.
Ребята, пусть эти шарики и дальше создают вам праздничное настроение и напоминают вам о теме сегодняшнего урока. А она называлась... (Продолжают дети, а на экране появляется запись «Увеличение и уменьшение числа в несколько раз».)
Учитель: Большое вам спасибо. До свидания.
(Звучит музыка.)