Тип урока: комбинированный.
Форма организации урока:
- Эвристическая беседа опорой на эмпирические знания и опыт учащихся.
- Фронтальная работа – решение информационных задач с использованием интерактивной доски.
- Индивидуальная работа – выполнение компьютерного практикума.
Цели урока:
- Обобщение сведений о составе персонального компьютера и о назначении его основных устройств.
- Знакомство с классификацией компьютерных программ.
- Развитие любознательности ребенка, формирование информационной культуры.
- Привитие навыков управления компьютером.
Педагогические задачи урока:
- познакомить учащихся с составом персонального компьютера на примере учебного рабочего места;
- добиться понимания всеми учащимися назначении устройств, ассоциируя их с основными действиями над информацией: выводом, обработкой, хранением, выводом;
- познакомить учащихся с правилами безопасной работы на компьютере;
- познакомить с компьютерными программами для обработки данных;
- научиться работать с клавиатурным тренажером.
Требования к уровню освоения учебного материала после завершения урока:
- знать состав персонального компьютера и названия устройств, входящих в состав компьютера;
- знать назначение основных устройств, входящих в состав компьютера (устройств ввода, вывода, хранения, обработки данных);
- знать основные виды компьютерных программ для обработки данных;
- уметь работать в обучающей программе «Клавиатурный тренажер»;
- знать основные правила техники безопасной работы с компьютером.
Ключевые понятия.
Компьютер, состав ПК, принтер, клавиатура, мышь, сканер, монитор, системный блок, процессор, память, системные программы, инструментальные программы, прикладные программы, редактирование текста, форматирование текста.
Материальное обеспечение урока:
- учебник «Информатика» 4 кл. Н.В. Матвееева;
- интерактивная доска с мультимедийным проектором;
- презентация к уроку «Архитектура компьютера»;
- дидактические материалы с использованием интерактивной доски;
- ПК для учащихся для выполнения компьютерного практикума;
- СD-диск «Мир информатики».
Примерный план урока:
- Организационный момент (1 мин). Минута релаксации.
- Обобщение сведений детей о компьютере и его назначении (2 мин).
- Мультимедийная презентация «История компьютера» (3 мин).
- Обобщение сведений детей о составе ПК и назначении устройств в соответствии с действиями с информацией (2 мин).
- Мультимедийная презентация «Устройство компьютера» (2 мин). Правила техники безопасности (параллельно).
- Компьютерные программы.
- Гимнастика для глаз (1 мин).
- Выполнение практических заданий на закрепление понятий с использованием
интерактивной доски (10-12 мин).
- Физкультурная минутка (2 мин).
- Компьютерный практикум (10-12 мин).
- Обобщение и подведение итогов (2 мин).
- Комментарии к домашнему заданию (2-3 мин). Пожелания всем удачи!
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие (на экране заставка с водопадом, птички поют, шум воды (дети успокаиваются)).
Введение в тему урока (1 мин).
Мотивация учащихся.
- Для чего нужен компьютер?
- Может компьютер самостоятельно принимать решения, а не выполнять команды, которые мы ему даем?
- Что значит редактировать и форматировать текст?
Сообщение целей урока.
Всему этому вы научитесь сегодня на уроке, а именно:
- вспомните состав персонального компьютера и названия устройств, входящих в состав компьютера;
- узнаете назначение основных устройств, входящих в состав компьютера (устройств ввода, вывода, хранения, обработки данных);
- познакомитесь с основными видами компьютерных программ для обработки данных;
- выучите основной ряд клавиатуры;
- вспомните основные правила техники безопасной работы с компьютером.
2. Обобщение сведений детей о компьютере и его назначении.
- Что такое компьютер?
- Для чего нужен компьютер?
Примерные ответы: компьютер – это инструмент, созданный руками человека. Предназначен для обработки данных, их хранения и передачи информации.
3. Показ презентации «История компьютера».
(см. Приложение 1)
4. Обобщение сведений детей о составе ПК и назначении устройств в соответствии действий с информацией.
- Из каких частей состоит компьютер?
- Давайте вспомним определение компьютера. Откройте стр. 37 учебника и прочитайте определение.
- Опираясь на основную функцию компьютера - ввода, вывода, обработки и хранения информации предусмотрены специальные устройства:
- Устройства ввода – клавиатура, микрофон, сканер.
- Устройства хранения данных – внешняя и внутренняя память.
- Устройство обработки данных – процессор.
- Устройство вывода – монитор, принтер, колонки, наушники.
- Манипулятор для управления экранными объектами – мышь.
5. Мультимедийная презентация «Устройство компьютера».
(см. Приложение 2)
Техника безопасности.
- Какие правила техники безопасности при работе с данными устройствами вы знаете?
Физкультурная минутка «Упражнения для глаз».
6. Компьютерные программы.
- Может ли компьютер самостоятельно принимать решения? (Нет, он выполняет команды, которые дает человек.)
Для обработки данных существуют разные компьютерные программы, которые создают люди.
- Откройте стр. 40 учебника и рассмотрите схему программ.
Системные программы обеспечивают работу компьютера и его взаимодействие с человеком.
Инструментальные программы предназначены для создания новых программ.
Прикладные программы служат для решения задач пользователя: создание текстов, рисунков, таблиц и т.д.Например текстовый редактор, графический редактор.
7. Закрепление материала.
1) Выполнить на интерактивной доске задания (см. Приложение 3).
2) Отгадать термины, о которых говорится в стихотворении.
Бросаем игральную кость и выбираем номер вопроса.
1. Оглянись, дружок, вокруг!
Вот ____________ – верный друг.
Он всегда тебе поможет:
Сложит, вычтет и умножит. (Компьютер.)2. Это вот – ____________
Вот где пальцам физкультура
И гимнастика нужны!
Пальцы прыгать там должны! (Клавиатура.)3. А вот это ____________, братцы,
Тут нам надо разобраться, для чего же этот ящик?
Он в себя бумагу втащит,
И сейчас же буквы, точки,
Запятые – строчка к строчке –
Напечатает в момент!
Очень нужный инструмент. (Принтер.)4. В зоопарке есть зайчишка,
У компьютера есть _______
Эта _______ не простая,
Эта _______ вот какая:
Скромный серый коробок,
Длинный тонкий проводок,
Ну а на коробке –
Две или три кнопки. (Мышка.)5. А вот это – главный блок:
По нему бежит электроток
К самым важным микросхемам.
Этот блок зовут _______. (Системным.)6. В упаковке, как конфета,
Быстро вертится ________
Там записаны программы
И для папы, и для мамы! (Дискета.)
Физкультурная минутка.
Мы по клавишам стучали,
Наши пальчики устали.
Мы немного отдохнем
И опять стучать начнем.
- Упражнения для плечевого пояса (поднимаем плечи, вращение головой).
- Упражнения для рук (замок, рывки руками).
- Упражнения для глаз (посмотреть вдаль, вблизи, вращение по часовой стрелке и обратно).
8. Компьютерный практикум.
Клавиатурный тренажер (используем обучающие программы СD-диска «Мир информатики»).
Выучить основной ряд клавиатуры.
9. Обобщение и подведение итогов.
Слайд, с использованием затенения экрана (см. Приложение 4).
10. Домашнее задание.
- стр. 37-42 учебника прочитать на пересказ;
- в главе «Дополнительное чтение» прочитайте на досуге текст «Свойство компьютера»;
- задания 1-5 стр. 42 учебника.