Цель урока:
- Обобщить и систематизировать классификации музыкальных инструментов, виды оркестров.
- Закрепить системные знания о музыкальных инструментах и их объединения в группы.
Задачи урока:
1. Образовательные:
- формирование зрительных, слушательских и наглядных представлений о разнообразии видов оркестров, звучании музыкальных инструментов и способах игры на некоторых из них;
- предметно-понятийных представлений о видах оркестров, названиях групп музыкальных инструментов в целом и инструмента той или иной группы в отдельности;
- знаний о выдающихся дирижерах современности.
2. Воспитательные:
- воспитание сплочённости и сотрудничества в групповых и индивидуальных формах работы;
- воспитание культуры общения с товарищами и культуры слушания музыки.
3. Развивающие:
- развитие умения систематизировать и классифицировать группы инструментов, виды оркестров;
- развитие творческого мышления.
Оборудование:
- мультимедийное оборудование;
- интерактивная доска;
- коллекция модулей по теме;
- детские музыкальные инструменты;
- карточки самоконтроля;
- набор карточек с изображениями музыкальных инструментов;
- кроссворд.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Добрый день, сегодня на уроке вашему вниманию предоставляются различные задания на закрепление темы «В мире музыкальных инструментов».
И сразу приступим к первому модулю (Виды оркестров. Тест.): ваша задача просмотреть и прослушать видео фрагмент, определить вид оркестра и правильно выбрать его название. Поднятая рука будет сигналом к тому, что вы готовы ответить.
Сейчас мы повторили с вами виды оркестров. А теперь вам предоставляется возможность поработать в группах. А оценить свои результаты вы можете самостоятельно, для этого вам понадобятся карточки самоконтроля (аннотация по работе с карточками). Всем группам предложен одинаковый набор карточек с изображениями музыкальных инструментов, которые вы должны выложить в соответствии с оркестром, который вы выберете. Проверять мы будем все вместе, та команда, которая справится с заданием быстрее, поднимает руку (выставление баллов в карточки самоконтроля).
Карточка самоконтроля ____________________________________(Ф.И. класс)
№ п/п |
Задание |
Критерии оценивания |
Баллы |
1 | «Собери оркестр» | «5» баллов – быстрота и точность
выполнения; «4» балла – 1ошибка в задании; «3» балла – 2-3 ошибки. |
|
2 | «Кроссворд» | «5» баллов – за 8 правильных ответов; «4» балла – за 7-6 правильных ответов; «3» балла – за 5-4 правильных ответа. |
|
3 | «Кроссворд» | Орфографическая грамотность: «5» баллов
– за 8 правильных ответов; |
|
4 | Итоговая оценка: «14-15»
баллов – оценка 5; |
Итак, мы с вами определили, какие инструменты принадлежат тем или иным оркестрам. А сейчас следующий модуль (Оркестр и его виды: практическое занятие. Задание №2 – группы оркестров.), задание которого собрать инструменты в группы.
Вы прекрасно справились с заданием, а теперь наша задача собрать состав оркестра по группам. (Модуль Оркестр и его виды: практическое занятие. Задание №1 – виды оркестров.) И следующий тип задания: по аудио фрагменту, определить вид оркестра. (Задание №3 – звуковая викторина.)
Подытожим данный этап урока - мы с вами уверенно различаем виды оркестров, знаем из каких групп и отдельных инструментов состоят оркестры. А сейчас я хочу познакомить вас с выдающимися дирижерами современности, которые управляют или управляли знаменитыми оркестрами. (Оркестр и его виды: практическое занятие. Задание №4 – дирижеры и их оркестры.)
III. Ну что ж, давайте отвлечемся от доски и вернемся к карточкам самоконтроля. (Задание №2 – кроссворд.)
Кроссворд 2
Вам нужно не только правильно записать исполнителей на музыкальных инструментах, но и сделать это без орфографических ошибок. В первом случае вы проверяете правильность обозначения музыкантов – исполнителей, а во втором орфографическую грамотность написания.
Приступаем к выполнению задания, сигналом к тому, что вы закончили, послужит то, что вы положите ручки. И при помощи интерактивной доски проверяем орфографическую грамотность. А сейчас сложите те баллы, которые вы получили и поставьте себе итоговую оценку.
Итак, на данном этапе работы мы не только проверили свои знания по предмету, но и проверили себя на орфографическую грамотность, а еще при помощи карточек самоконтроля, проследим, способны ли вы оценить себя объективно.
IV. Ребята, вы показали неплохие знания по предмету, отлично разбираетесь в видах оркестров, различаете группы и тембры инструментов, умеете работать в группах, попытались объективно оценить свою работу. И теперь я предлагаю вам практическое занятие. Для начала прослушаем музыкальный фрагмент (звучит русская народная плясовая «Барыня»). Давайте определим, сколько в нем долей (размер 2\4). Каждой группе раздаются детские музыкальные инструменты, пробуем сыграть слаженно в одном темпе, для этого и нужен дирижер, чтобы не расходиться в звучании. Затем пробуем с музыкой, добиваемся слаженности (игра на детских музыкальных инструментах)
Вот на такой позитивной ноте мы завершаем наш урок, на котором мы научились определять и различать виды оркестров, группы и тембры инструментов, попробовали создать свой оркестр, самостоятельно оценили свои знания. Считаю, что вы сегодня поработали ..., нельзя не отметить таких учащихся как ...
Домашнее задание: на сайте Летописи.ру найти информацию и сделать презентацию об инструменте, который больше всего тебе понравился.