Тип урока: урок-практикум.
Вид урока: сдвоенный урок, продолжительность 1 час 20 минут.
Место урока в теме: урок проводится в ходе изучения темы «Основы работы с электронными таблицами», после изучения понятия электронная таблица, возможности ЭТ, работа со строками и столбцами.
Цели урока:
- Закрепление, обобщение теоретических знаний учащихся об электронной таблице, этапах создания на компьютере, применение знаний на практике.
- Стимулирование познавательного интереса учащихся к данной теме и предмету «Информатика» в целом.
- Активизация взаимодействия между учащимися, развитие навыков групповой работы.
- Воспитание информационной культуры, самостоятельности, коллективизма, ответственности.
- Развитие умственной деятельности, умения логически мыслить.
Задачи урока:
- Воспитательная – развитие познавательного интереса учащихся, основ коммуникационного общения, уверенности в собственных силах, уважения к труду учителя.
- Учебная – закрепление теоретических знаний, формирование практических умений по созданию таблиц и проведения в них расчетов.
- Развивающая – развитие приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение), памяти, логического мышления.
Технология: проблемное обучение, групповая работа.
Оборудование:
- компьютер;
- проектор;
- дискета учащихся;
- программы пакета MS-Office.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Сегодня мы проведем урок-практикум, на котором выступим с вами в роли бухгалтеров по начислению заработной платы учителя.
Не претендуя на точность работы бухгалтера, попробуем приблизительно рассчитать зарплату конкретного учителя, максимально используя при этом возможности электронной таблицы.
Учитывая специфику работы учителя, государство определили для него следующие нормы работы: 18 часов в неделю (вместо 40 как у рабочих и служащих на заводах и предприятиях), остальное рабочее время отводится учителю для самоподготовки к урокам – это проверка тетрадей, написание планов уроков, повышение уровня педагогического мастерства, работа с дополнительной литературой.
Вам было дано задание подготовить данные об учителе, в ходе опроса выбранного вами учителя по следующим позициям:
- Фамилия, имя, отчество учителя.
- Преподаваемый предмет.
- Разряд.
- Какова нагрузка учителя (количество часов, которые ведет учитель в школе).
- Доплаты:
- Классное руководство.
- Проверка тетрадей.
- Заведование кабинетом, мастерской, спорт залом.
- Вредность.
- Звания.
- Работа в классах компенсирующего обучения.
- Работа с учащимися, обучающимися на дому.
- Является ли данный учитель членом профсоюза.
- Количество собственных детей до 18 лет (если больше 18 лет, то где учится или работает).
II. Объяснение практической работы.
Учитель: Чтобы выполнить данную работу необходимо знать, как рассчитывается зарплата учителя. Итак, начнем:
Общая зарплата = Доходы – Расходы
Учитель: Из чего же складываются доходы учителя?
Доходы = Зарплата за часы + Доплаты
Нагрузка (см. Приложение).
Доплаты:
- Классное руководство: 20% от ставки + 1 000 руб.
- Заведование кабинетом: 15% от ставки (мастерской – 20%).
- Проверка тетрадей:
- математика – 10 % от ставки;
- русский язык и литература – 15% от ставки;
- начальные классы – 20 % от ставки;
- физика, химия, география – 5% от ставки.
Учитель: А теперь посмотрим, что входит в расходы учителя?
Расходы = Профсоюзный + Пенсионный + Подоходный налог
- Профсоюзный взнос: 1% от доходов.
- Пенсионный взнос: 1% от доходов.
- Иждивенческий счет = min зарплате.
- Детский счет: количество нетрудоспособных детей * min зарплату.
- Подоходный налог = (доходы – пенсионный – детский счет – иждивенческий счет)* 0,13.
Сейчас вам предстоит соотнести все данные, которые вы собрали об учителе с разобранным выше материалом. Заполнить электронную таблицу и произвести соответствующие расчеты.
Прошу вас заполнить таблицу и дать ответы на вопросы (см. на доску):
- Какова зарплата учителя при той нагрузке, которая у него есть на сегодняшний день.
- Какова зарплата учитель при положенной нагрузке в 18 часов в неделю.
III. Работа в группах.
Замечание. Расчет заработной платы учителя дожен быть :
- прозрачным (все изменения отображены в формулах);
- живым (в зависимости от изменения некоторых важных параметров, должна изменяться и зарплата учителя: количество часов, наличие детей, доплаты и т.д.).
IV. Выступление каждой группы.
По мере выполнения работ, учащиеся заполняют таблицу на доске в соответствии с полученными результатами по каждому учителю.
Ф.И.О. учителя |
Зарплата учителя при реальной нагрузке |
Зарплата учителя при нагрузке 18 ч/неделю |
IV. Подведение итогов урока.
Наш урок подошел к концу. Сегодня мы с вами занимали ответственный пост – мы начисляли зарплату нашим учителям.
Даю небольшую справку:
Средняя заработная плата по нашему региону составляет – .....
- Что можно сказать о зарплате учителей?
- Сопоставима ли она с трудом учителя?
- Какие материальные блага может позволить себе учитель, имея такую зарплату?
- Как по вашему мнению, сколько должен получать учитель, чтобы достойно жить и работать?
Закончить сегодняшний урок хочется шутливым стихотворением, отредактированным нашим учителем русского языка и литературы Карповой Еленой Владимировной
Много у нас заведений различных.
Все они пахнут. И все необычно
Пахнет отделочник лаком и краской,
Пахнет стекольщик оконной замазкой,
Врач пахнет йодом, рабочий - заводом
Краснодеревщик – тот новым комодом.
Пахнет валютой банкир, между прочим,
Пахнет колхозник, но пахнет не очень.
Скажем теперь, ничего не тая,
Чем пахнет школа и учителя.
Солью морской, простором и волей
Пахнет географ, запертый в школе.
Запах оксидов, пробирок, сульфатов
Это же химик, - вам скажут ребята.
Лягушки плюс рыбки, плюс запах магнолий –
Это биолог шагает по школе.
Кладами, картами запах пошел –
Это историк, конечно прошел.
Не было взрыва, но дымом несет –
По ОБЖ, знать учитель идет.
Физик – он пахнет порой напряженьем
Током, магнитом, нейтронов движеньем.
Мелом, гвоздями, шитьем, молотком
Пахнут все те, кто связан с трудом.
Пахнет словесник новым романом,
А астроном пахнет звездным туманом.
Запахов разных целое море –
Это директор промчался по школе.
Запах учебы – он в школе на страже,
Но разве про запахи все мы расскажем?!
Пахнет учитель добром и заботой,
И бесконечной, трудной работой.
Отметим один лишь (не запах – пустяк!)
Учитель зарплатой не пахнет никак!
Всем спасибо за работу на уроке.