Тема урока: Разные точки зрения на один и тот же предмет.
Тип урока: изучение нового материала.
Реализуемые педагогические технологии: игровые, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, технология успешного обучения, технология проблемного обучения и групповой деятельности.
Методы: стимулирования мотивации, проблемно-поисковый, дидактическая игра, словесный.
Цель урока: дать представление о том, что возможны разные точки зрения на один и тот же предмет.
Задачи урока:
- формировать умение высказывать собственное мнение;
- воспитывать внимательное доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей;
- развивать критическое мышление.
Оборудование: оформление доски, кроссворд, толковый словарь, цветные карандаши, картинки: рыбы, коня, мышонка, воробья, улитки, яблока, червяка. Удочка импровизированная.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
– Начнем наш урок с игры «Клякса». Посмотрите
на доску и скажите, что вы видите? Я увидела в
ней черепаху, которая греется на солнышке. А
что увидели вы? (Дети предлагают свои варианты)
– Посмотрите, сколько разного мы увидели в одной
кляксе, потому что предметы все видят по-разному. (Открывается
доска и запись на ней «Мы видим по-разному одно и
то же»). – Вот об этом мы сегодня и поговорим.
II. Работа по учебнику
1. Первичное восприятие текста (учебник, стр. 38, читает учитель)
2. Проверка первичного восприятия (беседа)
– О чем это стихотворение? (О рыбалке)
– Какие моменты вам показались особенно
смешными?
– Кто рассуждает о рыбалке? (Рыбаки, червяки,
судаки)
Схема рыбалки:
– О чем рассуждают рыбаки? Приведите примеры из
текста (О судаках)
– А кто такие судаки? А вот что о них говорит нам
толковый словарь (стр. 808)
– А чем недовольны судаки? (Червяками)
– О чем вздыхают червяки? (О рыбаках)
– Можно ли сказать, что участники рыбалки
смотрят на одно и то же событие по-разному?
– Посмотрите, каждый из этих участников пришел
на рыбалку, но все они думают о ней по-разному, то
есть каждого участника рыбалки волнует что-то
свое и каждый высказывает своё мнение.
Физкультминутка (на снятие физического напряжения)
– Теперь, я вам предлагаю отправиться на
рыбалку. Но для этого нам нужен рыбак, река, а ещё
что? (Удочка и рыба)
– Один человек у нас будет рыбаком, а мы с вами
рекой. Итак, есть удочка, есть река, в реке рыба, но
рыбка не простая, а учёная. Она хочет узнать,
знаете ли вы пословицы и поговорки. На одной
стороне написано начало пословицы, а вы должны
будите найти рыбку, на которой будет записан
конец пословицы. Найдя вторую половинку,
прочитаете всю пословицу. (Терпенье и труд –
всё перетрут. Без труда не вынешь и рыбку из
пруда. Грамоте учиться – всегда пригодится.
Поспешишь – людей насмешишь. Делу время – потехе
час.)
3. Беседа
(Учитель показывает яблоко)
– Ребята, а что у меня в руках? (Яблоко)
– Что вы можете о нём сказать? (Большое,
красивое, сладкое)
– Посмотрите, предмет у нас был один, а говорили
мы о нём все по-разному.
III. Самостоятельная работа
– А сейчас вы самостоятельно познакомитесь с стихотворением Генриха Сапгира – «У прохожих на виду», и узнаете, что думают животные?
1. Чтение стихотворения (учебник, стр. 39.)
2. Проверка первичного восприятия (беседа)
– На что смотрят животные? (Они смотрят все на
яблоко)
– Почему же они видят его по-разному? (Все
животные разные: они разного размера и роста, у
них разный вкус)
– Каково же яблоко на самом деле? А ответ на этот
вопрос мы узнаем, разгадав кроссворд.
IV. Работа в группах
– Вы будете работать в группах по 4 человека.
Читаете вопрос и заполняете кроссворд
.Напоминаю, что в клетке пишется одна буква. Кому
будет трудно, можно воспользоваться учебником.
– Кто говорил, что оно сладкое?
– Что о нём говорила улитка?
– Что о нём говорил воробей?
– Какое оно было для коня?
– А для мышонка?
– Какое оно было для котёнка?
– Итак, каково же яблоко на самом деле? При
ответе, обратите внимание на выделенные клетки. (Для
всех животных оно разное).
Может быть, кто-то один из них прав?
Физкультминутка (на снятие физического напряжения)
– На доске вывешены герои стихотворения. Я
буду на них показывать, а вы выполнять действие,
то о котором говорили герои про яблоко.
– Для коня оно висело как ? – Низко (присядем)
– Для мышонка? – Высоко (встанем на носочки
руки вверх)
– Для воробья? – Близко (шаг вперёд)
– Для улитки? – Далеко (шаг назад)
– Почему же так получилось, что все смотрят на
одно и то же , а видят его все по-разному? (Обращение
к теме урока)
– Как мы с вами ещё раз убедились. Что все герои
стихотворения не похожи друг на друга и видят
каждый по-своему.
V. Закрепление
– А у вас и ваших друзей так бывает: вы
смотрите на одно и то же, а видите по-разному?
– Есть ли кто-нибудь в классе, кто боится собак?
– А есть ли те, кто их очень любит и совсем не
боится?
– Есть ли среди нас кто-нибудь, кто любит гулять
под дождём?
– Но ведь, наверняка, есть и те, кто – не любит?
– Посмотрите, какие мы с вами разные, у кого-то
волосы светлые, а у кого-то тёмные. Разный цвет
глаз, разный вкус, разное мнение на один и тот же
предмет. Сколько людей, столько и мнений!
– А сейчас послушайте историю, которая
приключилась с Утёнком. Однажды утёнок Тимка не
послушался своей мамы и ушёл далеко от дома, туда,
где росла высокая трава…
– Продолжите историю, что с ним могло случиться?
– Сколько разных историй вы придумали? А почему?
VI. Домашнее задание: с.38-39. Читать выразительно.
VII. Рефлексия
– А сейчас мы вернёмся к нашим кляксам и вы
попробуйте выразить своё отношение к
сегодняшнему уроку.
– Тем, кому было на уроке интересно, увлекательно
поместите свои кляксы к солнышку, а те, кому на
уроке было интересно, но они испытывали
трудности, поместите свои кляксы к черепахе.
– Спасибо за урок.