Урок литературного чтения по теме "Разные точки зрения на один и тот же предмет"

Разделы: Начальная школа


Тема урока: Разные точки зрения на один и тот же предмет.

Тип урока: изучение нового материала.

Реализуемые  педагогические технологии: игровые, личностно-ориентированные,  здоровьесберегающие, технология успешного обучения, технология проблемного обучения и групповой деятельности.

Методы: стимулирования мотивации, проблемно-поисковый, дидактическая игра, словесный.

Цель урока: дать представление о том, что возможны разные точки зрения на один и тот же предмет.

Задачи урока:

  • формировать умение высказывать собственное мнение;
  • воспитывать внимательное доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей;
  • развивать критическое мышление.

Оборудование: оформление доски, кроссворд, толковый словарь, цветные карандаши, картинки: рыбы, коня, мышонка, воробья, улитки, яблока, червяка. Удочка импровизированная.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

– Начнем наш урок с игры «Клякса». Посмотрите на доску и скажите, что вы видите? Я увидела в ней  черепаху, которая греется на солнышке. А что увидели вы? (Дети предлагают свои варианты)
– Посмотрите, сколько разного мы увидели в одной кляксе, потому что предметы все видят по-разному. (Открывается доска и запись на ней «Мы видим по-разному одно и то же»). – Вот об этом мы сегодня и поговорим.

II. Работа по учебнику

1. Первичное восприятие текста (учебник, стр. 38, читает учитель)

2. Проверка первичного восприятия (беседа)

– О чем это стихотворение? (О рыбалке)
– Какие моменты вам показались  особенно смешными?
– Кто рассуждает о рыбалке? (Рыбаки, червяки, судаки)

Схема рыбалки:

– О чем рассуждают рыбаки? Приведите примеры из текста (О судаках)
– А кто такие судаки? А вот что о них говорит нам толковый словарь (стр. 808)
– А чем недовольны судаки? (Червяками)
– О чем вздыхают червяки? (О рыбаках)
– Можно ли сказать, что участники рыбалки смотрят на одно и то же событие по-разному?
– Посмотрите, каждый из этих участников пришел на рыбалку, но все они думают о ней по-разному, то есть каждого участника рыбалки волнует что-то свое и каждый высказывает своё мнение.

Физкультминутка (на снятие физического напряжения)

– Теперь, я вам предлагаю отправиться на рыбалку. Но для этого нам нужен рыбак, река, а ещё что? (Удочка и рыба)
– Один человек у нас будет рыбаком, а мы с вами рекой. Итак, есть удочка, есть река, в реке рыба, но рыбка не простая, а учёная. Она хочет узнать, знаете ли вы пословицы и поговорки. На одной стороне написано начало пословицы, а вы должны будите найти рыбку, на которой будет записан конец пословицы. Найдя вторую половинку, прочитаете всю пословицу. (Терпенье и труд – всё перетрут. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Грамоте учиться – всегда пригодится. Поспешишь – людей насмешишь. Делу время – потехе час.)

3. Беседа

(Учитель показывает яблоко)

– Ребята, а что у меня в руках? (Яблоко)
– Что вы можете о нём сказать? (Большое, красивое, сладкое)
– Посмотрите, предмет у нас был один, а говорили мы о нём все по-разному.

III. Самостоятельная работа

– А сейчас вы самостоятельно познакомитесь с стихотворением Генриха Сапгира – «У прохожих на виду», и узнаете, что думают животные?

 1. Чтение стихотворения (учебник, стр. 39.)

2. Проверка первичного восприятия (беседа)

– На что смотрят животные? (Они смотрят все на яблоко)
– Почему же они видят его по-разному? (Все животные разные: они разного размера и роста, у них разный вкус)
– Каково же яблоко на самом деле? А ответ на этот вопрос мы узнаем, разгадав кроссворд.

IV. Работа в группах

– Вы будете работать в группах по 4 человека. Читаете вопрос и заполняете кроссворд .Напоминаю, что в клетке пишется одна буква. Кому будет трудно, можно воспользоваться учебником.
– Кто говорил, что оно сладкое?
– Что о нём говорила улитка?
– Что о нём говорил воробей?
– Какое оно было для коня?
– А для мышонка?
– Какое оно было для котёнка?
– Итак, каково же яблоко на самом деле? При ответе, обратите внимание на выделенные клетки. (Для всех животных оно разное).
Может быть, кто-то один из них прав?

Физкультминутка (на снятие физического напряжения)

– На доске вывешены  герои стихотворения. Я буду на них показывать, а вы выполнять действие, то о котором говорили герои про яблоко.
– Для коня оно висело как ? – Низко (присядем)
– Для мышонка? – Высоко (встанем на носочки  руки вверх)
– Для воробья? – Близко (шаг вперёд)
– Для улитки? – Далеко (шаг назад)
– Почему же так получилось, что все смотрят на одно и то же , а видят его все по-разному? (Обращение к теме урока) 
– Как мы с вами ещё раз убедились. Что все герои стихотворения не похожи друг на друга и видят каждый по-своему.

V. Закрепление

– А у вас и ваших друзей так бывает: вы смотрите на одно и то же, а видите по-разному?
– Есть ли кто-нибудь в классе, кто боится собак?
– А есть ли те, кто их очень любит и совсем не боится?
– Есть ли среди нас кто-нибудь, кто любит гулять под дождём?
– Но ведь, наверняка, есть и те, кто – не любит?
– Посмотрите, какие мы с вами разные, у кого-то волосы светлые, а у кого-то тёмные. Разный цвет глаз, разный вкус, разное мнение на один и тот же предмет. Сколько людей, столько и мнений!

– А сейчас послушайте историю, которая приключилась с Утёнком. Однажды утёнок Тимка не послушался своей мамы и ушёл далеко от дома, туда, где росла высокая трава…
– Продолжите историю, что с ним могло случиться?
– Сколько разных историй вы придумали? А почему?

VI. Домашнее задание: с.38-39. Читать выразительно.

VII. Рефлексия

– А сейчас мы вернёмся к нашим кляксам и вы попробуйте выразить своё отношение  к сегодняшнему уроку.
– Тем, кому было на уроке интересно, увлекательно поместите свои кляксы к солнышку, а те, кому на уроке было интересно, но они испытывали трудности, поместите свои кляксы к черепахе.
– Спасибо за урок.