Цели:
- раскрыть перед родителями важную сторону развития речи ребёнка-логопата 5–6 лет;
- раскрыть возможности переноса полученных знаний в условия семейного воспитания
Оборудование и наглядность:
- методическая литература по теме родительского клуба, детская художественная литература, иллюстрации художников-сказочников;
- игры для развития звукопроизношения, развития словаря, грамматического строя речи, связной речи;
- памятки для родителей;
- столы, накрытые для чая.
Подготовительная работа:
- подобрать педагогическую литературу по проблемам воспитания ребёнка с нарушениями речи для родителей;
- подготовить игры и пособия по развитию речи;
- по числу родителей заготовить Памятки и раздать их в конце встречи.
ХОД КОУГЛОГО СТОЛА
Уважаемые родители!
Мы рады вам. Спасибо, что вы нашли время и пришли. Учитывая то, что семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения, даёт ребёнку первые знания и умения, мы призываем вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только вместе, только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка.
Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям.
Во-первых, совершенствуется её
практическое употребление в процессе общения
ребёнка со взрослыми и сверстниками.
Во-вторых, речь становится основой
перестройки мыслительных процессов и
превращается в орудие мышления.
Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т.е. способности общаться.
Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми. Речевое развитие, которое ребёнок получает в семье в самые первые годы жизни, является одной из основ для перехода к обучению в школе. Недостаточно развитая речь часто тормозит всю учебную деятельность школьника.
Нарушения речи отражаются на формировании детского характера, так как не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным. Всё психическое развитие ребёнка зависит от формирования его речи. Ни для кого не секрет, какой отпечаток накладывает на психический слад детей отсутствие речи или её патология.
С помощью речи взрослые определяют и направляют поведение ребёнка, передают ему просьбы, приказы, объясняют, как он должен себя вести и т.д. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения.
Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.
Предлагаем Вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы успешного речевого развития ребёнка и прокомментировать свой выбор (раздать каждому родителю).
1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с
момента рождения.
2. Общение ребёнка с другими детьми.
3. Речь взрослого – образец для подражания.
4. Развитие мелкой моторики рук.
5. Чтение детской художественной литературы.
6. Игры с ребёнком взрослых и друзей.
Развитие речи прямо влияет на развитие мышления. По высказыванию ребёнка можно судить, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, уровень умственного, эстетического и эмоционального развития. Обучение родному языку предоставляет возможности и для нравственного воспитания.
Таким образом, овладение родным языком рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.
Как Вы думаете, какие же основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чем мы должны заниматься с ребёнком? (Предложить высказаться родителям)
1. Воспитание звуковой культуры речи.
2. Словарная работа.
3. Формирование грамматического строя речи.
4. Обучение рассказыванию – связная речь.
В возрасте шести лет у детей в основном завершается этап усвоения грамматическим формам, усвоение которых вызывает у них определённые трудности: согласование прилагательных и существительных в среднем роде, понимание различных смысловых оттенков слова (книга – книжонка) и употребление их в различных типах высказываний. Дети изучают происхождение слов ( например, почему гриб называют сыроежкой). Вся работа в этот период направлена на обогащение речи ребёнка разнообразными грамматическими формами и конструкциями. Он учится правильно употреблять «трудные» глаголы (одеть – надеть).
Что должен знать ребёнок в возрасте 6 лет:
- знать многозначные слова из разных частей речи и понимать их;
- уметь образовывать притяжательные местоимения;
- знать происхождение слов;
- уметь подбирать слова, близкие по смыслу к словосочетаниям;
- правильно употреблять глаголы «одеть» и «надеть».
Детство ребёнка кончается. Скоро он пойдёт в школу, и вы должны как можно лучше подготовить его к этому ответственному дню. Главное – объяснить малышу, что начало школьной жизни – это радостное событие, а не изгнание из дома. Все дети с нетерпением ждут первого школьного дня, и лишь у некоторых это событие не вызывает радости. Активное нежелание учиться встречается у тех детей, у которых дома заранее сформировали страх перед учебой, постоянно повторяя: «Вот тебе в школе покажут!» Поэтому не говорите ребёнку ничего такого, что заставит его волноваться или боятся.
В речи детей отмечаются и другие особенности.
- Дети неверно произносят или совсем не произносят шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ), сонорные (Р, Рь, Л, Ль) звуки, а некоторые пропускают.
- Дети не способны вычленить существенные признаки предметов, например, затрудняются назвать части предмета, части тела.
- Требует совершенствования интонационная сторона речи.
- Необходима работа над развитием артикуляционного аппарата, а также над звуковой культурой речи, дикцией, темпом, силой голоса.
- Не все дети умеют согласовывать в роде, числе, падеже.
- При построении простых распространённых предложений они опускают отдельные члены предложений.
- Существует проблема новых словообразований.
Стремление к созданию новых слов появляется в результате творческого освоения богатств родного языка.
– Вот Вы прослушали требования к речи ребёнка 5-летнего возраста. Давайте с вами поговорим о том, какая сторона речи вас беспокоит? (Высказывания родителей)
– Скажите, пожалуйста, какие вопросы задают Вам
дети?
Потребность задавать вопросы возникает у детей
при встречи с чем-то неизвестным, при попытке
понять это неизвестное, при осмыслении нового.
Причём вопросы взрослого должны побуждать
ребёнка к полным ответам.
– А когда дошкольник не задаёт взрослому вопросов, это хорошо или плохо? В чём причина?
– Отсутствие необходимых знаний.
– Нет устойчивого интереса к чему-либо.
– Раньше ребёнок обращался к взрослому с
вопросами, но встретился с раздражением
взрослого, получил отказ.
– Если ребёнок рано научился говорить, у него
хорошо развита речь, но он не рисует, не лепит.
Хорошо ли это для его развития?
Занятия рисованием и лепкой способствуют
развитию мелкой моторики руки, что создаёт
предпосылки к успешному овладению письмом.
Большое значение для развития речи дошкольника
имеет обогащение словаря на основе знаний и
представлений ребёнка об окружающей жизни и в
процессе наблюдений за природой.
– Как часто Вы бываете на природе, чем
занимаетесь с ребёнком?
Отправляясь с ребёнком на прогулку, мы можем
поговорить о том, какая сегодня погода, какое
небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в
какую сторону он дует, как мы это определили, в
какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано?
Какое сейчас время года? В холодное время
подкормить птиц, понаблюдать за их поведением и
повадками. Посмотреть вокруг себя и увидеть
удивительный мир растений, который нас окружает.
Загадать загадку и найти отгадку. Поискать
приметы времени года, познакомить ребёнка с
народными пословицами и приметами. Прочитать
стихотворение, вспомнить песенку, поиграть с
ними в игру, например: С какого дерева литок?
Найди дерево по описанию. С какой ветки детки? И
т.д.
Да, мы должны сами видеть окружающий нас мир и
открывать на него глаза ребёнку. Учить его
замечать и восхищаться окружающей нас жизнью,
беречь и любить всё живое, а свои чувства уметь
высказывать словами. Например, здороваясь утром
с солнышком, сказать ему ласковые слова –
признаки: золотистое, лучистое, доброе, весёлое,
яркое, дорогое, великолепное, весеннее, тёплое.
– Давайте вместе попробуем подобрать хотя бы по 5 слов – признаков к следующим словам: ветер, дождь, луна, метель, кошка, лягушка, ворона, червяк, жук. (Предложить родителям объединиться в небольшие группы).
– Скажите, а какими ласковыми словами Вы называете своего малыша. Может ли ребёнок их повторить? (Предложить родителям высказаться.)
– А знает ли ребёнок, в каком городе он живёт? Свой домашний адрес? Свою фамилию и как зовут родителей? Знакомите ли Вы его со своими родителями, рассматриваете ли вместе семейные фотоальбомы?
Общаясь с ребёнком, учите его рассказывать о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходной день, об интересных событиях в жизни ребёнка и о его близких, об увлекательных прогулках в природу, за город и т.д. Чем больше мы разговариваем с ребёнком, чем больше мы ему показываем и рассказываем, тем лучше для его развития.
Приложение 1
Памятка родителям по развитию речи ребёнка
Знакомьте детей с телом. Учите правильно называть части тела, своевременно сообщать о недугах. Воспитывайте стремление расти сильными и здоровыми.
Знакомьте детей с трудом взрослых: врач, шофер, повар, лётчик. Расскажите о своей профессии.
Учите детей узнавать и называть различные предметы и вещи, которые нас окружают; группировать их по признакам: игрушки, одежда, посуда, овощи.
Знакомьте детей с дикими и домашними животными и их детёнышами. С окружающими их деревьями, кустами, птицами. Учите наблюдать и любоваться ими.
Знакомьте детей с овощами и фруктами, ягодами. Учите различать их цвет, запах, определять на вкус, на ощупь. Правильно называть их и знать, где они растут.
В играх вместе с детьми подбирайте к словам-существительным слова прилагательные, признаки. (василёк – красивый, великолепный, полевой)
Учите детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: стул – стульчик, флаг – флажок.
Учите выражать свою просьбу спокойно, глядя в глаза собеседнику.
Отвечать на простейшие вопросы. Рассказывать несложные рассказы и сказки и отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
Успехов вам!