Урок по обществознанию в 11-м классе. "Политические партии". Базовый уровень

Разделы: История и обществознание


Тема урока: Политические партии.

Учебник: Салыгин Е.Н., Салыгина Ю.Г. Обществознание:  Гражданин в государстве для 11 класса. – М.: Вентана-Граф, 2006.

Цель:   сформировать у учащихся устойчивое, осознанное представление о роли политических партий в жизни общества, государства и отдельного человека.

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • рассмотреть понятие, историю возникновения, признаки, функции политических партий;
    • дать анализ современной партийной системы России.
      систематизировать политологические знания учащихся и умения их интегрировать в практику общественной жизни.
  • Развивающие:
    • продолжить формирование навыков групповой работы, умения формулировать и отстаивать свою точку зрения;
    • способствовать развитию  навыков  аналитической деятельности.
  • Воспитательные:
    • стимулировать мотив к поиску новых знаний;
    • способствовать формированию толерантного мышления;
    • воспитывать уважение к своей родине, формировать чувство сопричастности к жизни своей страны.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Технология урока:  модульная технология.

Главная особенность модульной конструкции — наличие целевого плана действий.
Постановка целей осуществляется как при формировании модуля учителем, так и при отработке модуля на уроке. Учитель строит модуль, определяя цели.
Главное в модульном обучении — пошаговый контроль и самоконтроль с возможностью самооценки уровня освоения материала. Именно для этого и составляется технологическая карта урока.
Вся информационная часть модуля разбивается на учебные элементы.
Количество учебных элементов в модуле зависит от характера материала и поставленных целей.
В технологической карте содержится также и технология освоения содержания. Учитель описывает методы учащегося: чтение, конспектирование, анализ, сравнение, составление плана и таблицы. Это одно из достоинств данной технологии, она учит работать с информацией, преобразовывать её, причём выполнять всё это самостоятельно.
Обязательный элемент — это вопросы и задания для усвоения материала.
Контроль в модуле может быть входным, поэлементным и обобщающим. В ходе контроля определяется уровень освоения отдельных учебных элементов и учебного модуля в целом.
Таким образом, структура учебного модуля — это набор содержательных и технологических элементов, полностью обеспечивающих достижение поставленных целей и задач.

Технологическая карта урока. Политические партии. 11 класс

1 этап.

Цель: сформулировать понятие политическая партия, привлекая знания отечественной и зарубежной истории выяснить историю возникновения политических партий; рассмотреть функции политических партий.
Источник: учебник стр. 20-21
Раздаточный материал: Приложение 1.

 Ответить на вопросы:
  1. Работа над понятием «политическая партия». Сравнить выявить общее (учебник стр.165, хрестоматия стр.17, справочник)
  2. История возникновения политических партий. Какие общие черты можно отметить, какие особенности?
  3. Выписать в тетрадь функции политических партий дать устно краткую характеристику каждой.
2 этап.

Цель: определить главные признаки политических партий; уметь характеризовать каждый из признаков.
Источник учебник стр.21

Заполнить таблицу:
Признаки партий Характеристика признака
   
3 этап.

Цель: рассмотреть виды партий; отработать навыки отбора материала.
Источник: учебник стр. 22
Раздаточный материал: Приложение 2

Охарактеризуйте политические партии
  1. По отношению к власти
  2. По характеру идеологических доктрин
  3. По критерию членства партии и особенностям партийных органов.
4 этап.

Цель: рассмотреть партийные системы, ответить на проблемный вопрос: Какая политическая система (одно- , двух-, многопартийная) наиболее органично вписывается в общественную жизнь современной России?

1. Привлекая знания курса зарубежной истории ответьте на вопрос: Какая партийная система сложилась в

1. США
2. Великобритании
3. КНР
4. Германии
5. Франции

2. Ответить на проблемный вопрос: Какая политическая система (одно-, двух-, многопартийная) наиболее органично вписывается в общественную жизнь современной России?

5 этап.

Цель: рассмотреть какие партии сформировались в современной России.
Источник: Учебник стр. 23-24.
Раздаточный материал. Приложение 3

1. Раскройте тенденции становления партийной системы современной России.
2. Работая с источником   «Федеральный закон о политических партиях» ответьте на вопрос: Какое общественное объединение может считаться партией?
3. Сообщения о партиях современной России (по желанию).
6 этап.

Цель: выработать умение применить на практике полученные знания; научится отстаивать свою точку зрения в ходе дискуссии.
Раздаточный материал. Приложение 4

1. Стр. 24 учебника « Государство и партии» – дискуссия.
Проблема: Партийная борьба – миф или реальность?