Формирование ценности здорового образа жизни в младшем подростковом возрасте

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа, Классное руководство, Школьная психологическая служба


Пояснительная записка

Особенностью, отразившейся на современном состоянии здоровья детей, стало воздействие постоянных стрессовых перегрузок, приводящих к разрушению механизмов саморегуляции физиологических функций. Особую тревогу вызывает здоровье школьников, у многих из них зафиксировано дисгармоничное развитие.
Выходом из создавшейся ситуации служит реализация новой социально-культурной функции, которая заключается в формировании у населения нравственных ценностей и идеалов культуры здоровья.Формирование этих ценностей должно привести к ведению здорового образа жизни.
Известно, индивидуальный образ жизни активно формируется в раннем подростковом возрасте. Это связано с развитием у младших подростков таких важных психических новообразовании, как самоконтроль, внутренний план действий, абстрактно-логическое мышление, рефлексия, самосознание, самооценка. Эти новообразования обусловливают столь важную для младших подростков возможность самим определять свой образ жизни. Следовательно, именно на этом этапе взросления важно побудить подростков к формированию полезных привычек, научить их управлять своим поведением и таким образом актуализировать субъектность в сбережении и укреплении здоровья.
Отношение человека к своему здоровью, с одной стороны, отражает опыт индивида, а с другой – оказывает существенное влияние на его поведение, что отражается в ценности не только здоровья, но и здорового образа жизни. Поэтому из основных «мишеней» психокоррекционного воздействия является ценностно-смысловая сфера личности. При этом дифференцированный подход к психокоррекционной работе должен опираться на всестороннее изучение особенностей отношения людей к своему здоровью.

Цель программы – формирование ценности здорового образа жизни.

Ценность здорового образа жизни можно рассмотреть с позиции трех смысловых ракурсах – через эмоциональную, когнитивную и мотивационно-поведенческую сферы. Поэтому для решения поставленной цели, мы поставили  следующие задачи:

  • Формирование компетентности обучающегося в сфере здоровья –  понимание роли здоровья в обеспечении активной и продолжительной жизни;
  • Приобретений знаний об основных факторах риска, антириска;
  • Обучение навыкам сопротивления социальным влияниям, которые способствуют курению, употреблению алкоголя и наркотиков;
  • Моделирование поведения подростков, направленного на здоровый образ жизни,
  • Повышение значимости здоровья в индивидуальной иерархии ценностей (особенно терминальных);
  • Формирование мотивации на сохранение и укрепление здоровья.

В связи с возрастными особенностями, развивающая работа связана: с развитием мышления и интеллектуальных способностей; развитием и коррекцией эмоциональной сферы; с формированием навыков эффективного общения и взаимодействия; со снижением внутриличностных противоречий.

Концептуальные положения

1. Естественное развитие личности подростков первично.
Подросток не только и не столько объект психологического воздействия в процессе коррекционно-развивающей работы, но он в первую очередь – активный субъект взаимодействия с педагогом-психологом и сверстниками.   Реальные изменения в личностных образованиях, в характере подростка возможны только при  наличии у него желания и потребности к самоизменению и самосовершенствованию.
2. Развитие подростка проходит через его соприкосновение с окружающей средой и освоение этой среды.
В процессе реализации программы необходимо уделять внимание влиянию различных факторов среды на развитие и социализацию подростка. Не секрет, что факторы несут в себе много негативного, но пытаться изолировать учащегося от внешнего мира ни в коем случае нельзя. Педагог-психолог должен  тактично помочь подростку разобраться в том, что хорошо и что плохо.

Принципы реализации программы

1. Принцип исследовательской позиции.Это означает, в свою очередь, что коррекция начинается с обнаружения нами совместно со школьником наличия проблемы и поиска ее решения. Если же решение уже найдено – с обсуждения, взвешивания совместно со школьником его правильности.

2. Принцип партнёрского общения, основывающийся на признании ценности личности другого человека, его мнения, интересов, а также принятия решений с максимально возможным учётом интересов всех участников общения.

3. Принцип активности участников – проявляется в том, что в ходе проведения мероприятий и занятий учащиеся постоянно вовлекаются в различные действия (проигрывание и обсуждение ролевых ситуаций в ходе тренинговых занятий, выполнение специальных заданий и т.д.).

4. Принцип конфиденциальности.

5. Принцип гуманизма – проявляется в использовании системы взглядов, признающих ценность человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие и проявление его способностей.

6. Принцип целостности.

Целенаправленное воздействие на клиента осуществляется через психокоррекционный   комплекс,   состоящий   из   нескольких   взаимосвязанных   блоков.
Каждый блок направлен на решение различных задач и состоит из особых методов и приемов.

Психокоррекционный комплекс включает в себя четыре основных блока:
1. Диагностический.
2. Установочный.
3. Коррекционный.
4. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий.

Диагностический  блок

Цель:диагностика  особенностей  ценостно-смысловой сферы личности и состояния здоровья, определение степени ведения здорового образа жизни,    формирование    общей    программы    психологической коррекции.

Установочный блок

Цель:побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, повышение уверенности подростков в себе, формирование желания сотрудничать с психологом и что-либо изменить в своей жизни.

Коррекционный блок

Цель:гармонизация и оптимизация развития клиента, переход к фазе развития со значимой ценностью здорового образа жизни, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой, определенными способами деятельности.

Блок оценки эффективности коррекционных воздействий

Цель: измеренение динамики формирования ценности здоровья и здорового образа жизни, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки.

Формы и методы работы: обучающая психодиагностика, психологическая игра, использрвание метафор, тренинговые занятия, дискуссии, метод проектов.

Продолжительность программы: 15 встреч по 40 минут или 7-8 занятий по 2 астрономических часа.

Предполагаемые результаты:

  • расширение объема знаний о здоровье;
  • улучшение поведения, направленное на здоровый образ жизни;
  • оптимальный уровень тревожности по отношению к здоровью, умение наслаждаться состоянием здоровья и радоваться ему;
  • высокая значимость здоровья в индивидуальной иерархии ценностей (особенно терминальных).

Содержание занятий

Программа разработана на основе работ С.Ф. Савченко (тренинг личностного роста «Стрела времени/жизни» [18. с. 92]), В. Родионова и М. Ступницкой «Я и они» (занятия для учащихся 8–9-х классов по формированию социальных навыков и навыков здорового образа жизни) [23].

Конспекты занятий см. в Приложении 1.

Таблица 1. Тематический план занятий


п/п
Блок Тема Кол-во часов Задачи Формы и методы работы
1. Диагностический Вводная диагностика

2

  • выяснить, какой образ жизни ведут подростки и насколько их жизнедеятельность соответствует здоровому образу жизни (ЗОЖ), включающему следующие компоненты: режим сна–бодрствования, режим труда–отдыха, питание, двигательная активность, закаливание, лечебные процедуры, привычки;
  • анализ иерархии ценностей;
  • мотивация учащихся на размышления, что такое «здоровье» и что значит «вести здоровый образ жизни».
Обучающая психодиагностика
2. Установочный Вводное занятие

1

  • формирование  у учеников мотивацию на самопознание;
  • развитие самопознания и рефлексии учащихся;
  • знакомство с целями занятий;
  • принятие правил проведения занятий.
Тренинговое занятие
Мои увлечения

2

  • становление в человеке образа "Я" через познавательную деятельность (знание себя), эмоциональную (оценка себя), поведенческую (отношение к себе);
  • формирование ценности «Я» и другого человека;
  • самовыражение;
  • осознание смысла своей жизни.
Тренинговое занятие, использование метафоры.

Метод проектов.

3. Коррекционный Что же такое ЗОЖ?

2

  • актуалиация понятия «здоровый образ жизни»;
  • сформировать позитивное отношение к своему здоровью;
  • моделирование жизненной перспективы с позиций ценностного отношения к здоровью;
  • создать условия для развития   коммуникативных умений учащихся в процессе групповой работы.
Игра

Создание проекта «Трамплин»

Ценности

1

  • осознание собственной иерархии ценностей;
  • развитие навыков самоанализа;
  • осознание ценности «Жизнь».
Тренинговое занятие Обучающая психодиагностика
Вся правда про табакокурение

1

  • профилактика курения среди учащихся;
  • создать предпосылки для курящих учеников задуматься о последствиях этой привычки;
  • развитие у учащихся навыков совместной деятельности, коммуникативных умений; развитие навыков работы с различными источниками информации, умений выбирать главное; способствовать расширению кругозора учащихся;
  • развивать навыки публичных выступлений; способствовать формированию творческого отношения к выполняемой работе.
Игра ролевая
Умение принимать решение

1

  • обучение эффективному поведению в процессе поиска согласия в группах;
  • получение информации о коммуникативных процессах в группе и о существующих в ней отношениях доминирования и руководства;
  • сплочение участников группы.
Игра
Обучающая психодиагностика
Говоря наркотикам «нет», ты говоришь здоровью «да»

1

  • формирование у учащихся навыков отказа от употребления психоактивных веществ (ПАВ), навыков критического осмысления информации, получаемой в неформальных группах;
  • формирование у учащихся убеждения в том, что отказ от ПАВ является признаком зрелого поведения, представления о механизмах возникновения зависимости от ПАВ и возможности противостоять этому
Тренинговое занятие
Дискуссия
Стресс в жизни человека

2

  • показать учащимся возможности человека к адаптации в сложных жизненных ситуациях; научить эффективно противостоять стрессу;
  • научение планировать свою деятельность в период повышения нагрузок; владеть техниками быстрого снятия стресса; противостоять физическим и интеллектуальным перегрузкам;
  • формирование у учащихся способов оптимального поведения в состоянии стресса и при переживании острых негативных эмоций.
Тренинговое занятие
Обучающая психодиагностика
Дискуссия
4. Оценка эффективности коррекционных воздействий Итоговое занятие

2

 
  • получить обратную связь от участников группы;
  • создание позитивной атмосферы прощания;
  • измеренение динамики формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.
Тренинговое занятие

Краткое содержание занятий

Вводная диагностика. Обучающая диагностика: Тест «Какое у тебя здоровье?», Измененная Методика ценностных ориентации М. Рокича, Опросник «Отношение к здоровью»  (Р. А. Березовская), Тест «Индекс отношения к здоровью» (Дерябо С., Ясин В.),  Психолого-педагогическая квалиметрия здорового образа жизни школьников (авторы А. С. Галицкий, Е. Ю. Березняк)

Вводное занятие. Упражнения, направленные на сплочение и определение ролей учащихся в классе: "Связующая нить", «Молекулы». Знакомство с целями занятий. Принятие правила проведения занятий.

Мои увлечения. 1 занятие. Упражнения, направленные на анализ своих целей, желаний, способностей:«Пожелания», “Коленки”, «20 желаний», «Мой талисман», «Мои достижения». Притча. 2 занятие состоит из защиты проектов учащихся «Мои увлечения»

Что же такое ЗОЖ?
1 час. Упражнения, направленные на актуализацию знаний о здоровье. Презентация теоретического материала – выступление обучающихся с заранее подготовленными информационными сообщениями о составляющих здорового образа жизни. Выполнение работы в группах «Что же такое ЗОЖ?».
2 час. Обучающая психодиагностика «Психогеометрия». Работа в микрогруппах по составлению журнала «Трамплин». Каждая группа оформляет лист по заданному составляющему здорового образа жизни.

Ценности. Представление о ценностях: терминальных, инструментальных; и желаниях, как целей жизни личности, их влиянии поведение. Обучающая и развивающая психодиагностика – упражнение «Ценности».

Вся правда про табакокурение. Ролевая игра в «Устный журнал». Предоставление информации для размышления: об истории возникновении табакокурения, о составляющих сигареты, мифы о курении (о пользе курения), материальная выгода продавцов сигарет (реклама), влияние курения на организма человека (медицинские данные). Демонстрация опыта табакокурильщика.

Умение принимать решение. Информация о правилах принятия персонального и группового решения. Игра «Кораблекрушение».  Обсуждение результатов игры. Рекомендации об достижении соглашения в группе.

Говоря наркотикам нет, ты говоришь здоровью да. Причины употребления психоактивных веществ. Анализ наиболее часто встречаемых причин. Развенчание мифов применения психоактивных веществ (упражнение «Мифы»). Определение особенностей состояния зависимого человека через игру «Марионетка». Выработка стратегий уверенного отказа от применения психоактивных веществ «Как сказать «НЕТ»».

Стресс в жизни человека. 1 занятие. Актуализация знаний обучающихся о физической и психологической адаптации. Вводится понятие стресс и определяется значимость стресса для обучающихся. Обучающая диагностика – анкета «Умеете ли вы справляться со стрессом?». Актуализация знаний о способах борьбы со стрессом. 2 занятие. Актуализация знаний учащихся о негативных эмоциональных и стрессовых состояниях. Анализ способов борьбы со стрессом, выделение наиболее приемлемого способа для каждого обучающегося. Практическое применение позитивного настроя на учебную деятельность (упражнение «Позитивное мышление»). (Приложение 2)

Итоговое занятие.
1 занятие. Получение обратной связи, настрой на позитивное расставание через упражнения и игры: «Спасибо, что ты рядом!»,  «Волшебный сундук» «Послание потомкам», «Подарки».
2 занятие. Повторная диагностика: Измененная Методика ценностных ориентации М. Рокича, Опросник «Отношение к здоровью»  (Р. А. Березовская), Тест «Индекс отношения к здоровью» (Дерябо С., Ясин В.).

Развивающая работа психолога имеет разные формы в реализации поставленных нами задач:

  • психологическая игра,
  • тренинговое занятие,
  • обучающая психодиагностика,
  • дискуссия.

Как показывают наблюдения, наиболее успешно реализуются профилактические программы, в которых обучение социальным и здоровьесберегающим навыкам осуществляется через игру, через проигрывание и переживание ситуации, а не заучивание «правильных ответов». При этом следует помнить, что игра – это средство, которое изначально входило в арсенал педагогов, и только потом его взяли на вооружение и психологи.

Игра, споектированная и реализованная как целостная деятельность, несет в себе колоссальный развивающий потенциал.Итак, соотнесем особенности игры как деятельности и ее психолого-педагогические возможности. Игра:

  • Внутренне мотивированная самоценная для человека деятельность.
  • Человек включается в нее целиком: всем своим интеллектуальным, личностным, эмоциональным потенциалом, всем своим жизненным опытом и творческими ресурсами.
  • Задает участнику правила поведения, границы дозволенного, временные пределы самореализации в данном игровом пространстве.
  • Является «экспериментальной площадкой» личности, позволяет чувствовать себя свободным от всех ограничений (стереотипов, шаблонов мышления и привычных вариантов решения проблемы), не наложенных самой игрой.
  • По сути своей деятельность совместная, предполагающая коллективную взаимозависимость и расширение личных возможностей за счет привлечения потенциала других участников.

В программе использованы проектные и ролевые игры.

Игры плавно входят в качестве средства в некоторые тренинговые занятия. Это не тренинг в качестве методологии, где требуется высокий уровень доверия и раскрепощенности, что не возможно в условиях обычного классного коллектива. Но от тренинга в тренинговом занятии сохраняется особенности организационной и содержательной части: работа в круге, наличие определенных правил общения и взаимодествия, структура занятий.

В структуру входят:

  • ритуал приветствия;
  • разминка;
  • основное содержание;
  • рефлексия;
  • ритуал прощания.

К принципам-нормам тренингового занятия относятся:

1. Откровенность и искренность. В группе необходимо быть искренним и не скрывать своих чувств, даже если они кажутся "неприличными". Нельзя говорить неправду. Если кто-нибудь не хочет о чем-то говорить, то ему следует просто отказаться от высказывания.

2.Отказ от использования "ярлыков". Участники группы должны стремиться к пониманию, а не к оценке. Оценки – это ярлыки, которыми мы обозначаем человека в целом. Вместо того чтобы глобально оценивать личность человека, лучше говорить об отдельных ее аспектах, о поведении. Тогда можно избежать оскорблений и унижения достоинства другого человека.

3. Конструктивная обратная связь выражается в передаче своих чувств, даже негативных. Например: "Я испытываю сильное раздражение, когда ты с таким пренебрежением говоришь о товарищах по работе".

4. Контроль поведения. Этот принцип выражается в формулах: "Обо всем можно говорить, но не все можно делать"; "Нельзя бесконтрольно проявлять свои эмоции, прежде всего агрессивные и сексуальные". Во время специальных групповых занятий иногда позволяется или поощряется реализация своих чувств, но только при условии контроля.

5. Ответственность. Каждый участник группы берет на себя ответственность за других членов группы.

6.  Правило "Стоп". Каждый участник имеет право без каких-либо объяснений остановить любой разговор, касающийся его личности. Остальные члены группы обязаны уважительно отнестись к его просьбе

7. Соблюдение конфиденциальности. Это требование невынесения за пределы группы информации интимного характера.

В ходе занятий применялась дискуссия от латинского "discussion" (рассмотрение, исследование) – метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность процесса восприятия за счет активного включения обучаемых в коллективный поиск истины.Она относится к одному из эффективных способов активизации группы для решения многих других задач, достижение иных аффектов и результатов.

В ходе работы примянались:

  • Тематическая  – ориентация дискуссии концентрирует внимание группы на актуальных для большинства участников общих темах. Дискуссия организуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и теоретико-практических проблем.
  • Ролевая дискуссия в форме ролевой игры..

На некоторых встречах использовался метод метафор. Их включение в программу дает ключи для размыкания оков скорбей и гнета воспоминаний, позволяет взлететь над границами обыденности. Метафора, как пароль, то самое волшебное слово из сказки, открывает выходы в иное – “тридевятое” измерение – в мир многомерных психосемантических пространств бессознательного. Это способ расширения сознания, дающий доступ к внутренним ресурсам, скрытым источникам энергии, информационным “архивам”.
Для исследования особенностей ценностной системы  и в качестве обучающего фактора использовали метод – опросники, методики – опросники ценностей и анкетирование.
Набор методик включает в себя личностные опросники и опросники – анкеты.

Личностные опросники можно рассматривать как стандартизированные самоотчеты, которые по форме бывают групповыми и индивидуальными, чаще всего письменными, бланковыми или компьютерными. По характеру ответов они делятся на опросники с предписанными ответами (закрытые опросники) и со свободными ответами (открытые опросники).

Опросники-анкеты служат для получения информации о человеке, не имеющей непосредственного отношения к его психологическим особенностям. Они предполагают жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, четкое указание формы ответов. Ответы могут даваться опрашиваемым наедине с самим собой (заочный опрос) либо в присутствии экспериментатора (прямой опрос). Анкетные опросы классифицируются прежде всего по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают следующие виды анкет:
1) с открытыми вопросами (отвечающий дает свой собственный ответ);
2) с закрытыми вопросами (отвечающий может выбрать ответ из числа приведенных);
3) с полузакрытыми вопросами (отвечающий может выбрать из числа приведенных или дать свой собственный)

Набор методик:

  • Тест «Какое у тебя здоровье?»[10];
  • Измененная Методика ценностных ориентации М. Рокича (Приложение 2);
  • Опросник «Отношение к здоровью»  (Р. А. Березовская) [2];
  • Тест «Индекс отношения к здоровью» (Дерябо С., Ясин В.) [9].

Также в работе использован метод количественной оценки – квалиметрия. Методика Психолого-педагогическая квалиметрия здорового образа жизни школьников (авторы А. С. Галицкий, Е. Ю. Березняк) [19].
Из перечисленных выше методик, наибольшую значимость, представляют тест «Индекс отношения к здоровью», опросник «Отношение к здоровью», методика ценностных ориентации М. Рокича.

Список литературы:

1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. – М.: Физкультура и спорт, 1987.–64 с.
2. Березовская Р.А., Никифоров Г. С. Отношение к здоровью // Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова.  СПб.: 2003. – С. 100 – 110
3. Битянова М.Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития.: Научно-методическое пособие для психологов и педагогов. – М.: МГППУ, 2006. – 96 с.
4. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. Москва. Институт психологии РАН. 1994. – 109 с.
5. Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Вып.3. – Владивосток: Дальнаука, 1996. – 212 с.
6. Васильева О.С. Валеология – актуальное направление современной психологии // Психологический вестник РГУ. Ростов-на-Дону.: 1997. Вып.3. с. 406-411.
7. Васильева О. С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2001. – 352 с.
8. Возрастная и педагогическая психология: Тексты /Сост. и коммент. Шуаре Марта О. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.– 272с.
9. Дерябо С., Ясин В. Отношение к здоровью и к здоровому образу жизни: методика измерения //Директор школы, 1994 №2 С.7–16.
10. Истратова О.Н. Большая книга подросткового психолога / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 636С.
11. Казакова Т. Технология здоровьясбережения в образовательном учреждении: методическое пособие / Татьяна Казакова. – М.: Чистые пруды, 2007. – 32 с.
12. Крайг Г., Бокум Д.  Психология развития. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 940 с.
13. Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. М., 1982. – 40 с.
14. Лисицын Ю.П., Полунина И.В. Здоровый образ жизни ребенка. М.,1984.
15. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с.
16. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. М.: СФЕРА, 2002. – 510 С.
17. Пахальян В.Э. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст. – СПб.; Питер, 2006. – 240с.
18. Профилактика аддиктивного поведения школьников.  –  СПб.:КАРО, 2006. –  288с.
19. Практикум по психологии здоровья. Под ред. Г. С. Никифорова. ПИТЕР'Москва  • Санкт-Петербург • Нижний Новгород • Воронеж Ростов-на-Дону • Екатеринбург•  Самара  •Новосибирск Киев • Харьков • Минск, 2005. – 352 с.
20. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. –160 с.
21. Психология человека от рождения до смерти / Под общей редакцией Реан А.А.– СПб.: ПРАЙМ – ЕВРОЗНАК, 2002. – 656с.
22. Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под ред М.К. Екимовой, К.М. Гуревича. – СПб.: Питер, 2008. – 652с.
23. Родионова В., М. Ступницкой «Я и они» – занятия для учащихся 8–9-х классов по формированию социальных навыков и навыков здорового образа жизни.// Школьный психолог.: издательский дом "Первое сентября". – 2001, № 22.
24. Семенов В.Е. Ценностные ориентации российской молодежи и проблемы воспитания // Социологическое исследования // http://nravstvennost. info/library/news_detail.php?ID=2200
25. Сергиенко Е.А. (Москва, ИП РАН) Природа субъекта: онтогенетический аспект Проблема субъекта в психологической науке. Отв. Ред. член-корреспондент РАН, профессор А. В. Брушлинский, канд психол наук М. И. Воловикова, профессор В. Н. Дружинин – М Издательство «Академический проект», 2000 – 320 с.
26. Серый А. В., Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности / Учебное пособие. – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999 – 92 с.
27. Сизанов А.Н. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака: 5-11 классы, ПТУ – М. “ВАКО”, 2004. – 272с.
28. Соковня И. Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. М..: Академия, 1997. – 205с.
29. Соковня И., Семенова Ф. Понятие о здоровье// Основы безопасности жизнедеятельности, 2003 г.,  № 8-9, с. – 18-23
30. Степанов А.Д., Изуткин Д.А. Критерии здорового образа жизни и предпосылки его формирования // Советское здравоохранение. 1981. №5. с.6.
31. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/Пер. с нем. – М.: Генезис, 2002. – 240 с.
32. Хухлаева О.В. Психология подростка. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 106с.
33. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). – СПб. Питер Пресс, 1997. – 608 с.
34. Чарлтон Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни // Вопросы психологии. 1997,  № 2, с. 3-14.
35. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система // http://hpsy.ru/

Интернет-ресурсы:

www.zdobr.ru – описание составляющих здорового образа жизни, статистика.
www.ami-tass.ru – формирование здорового образа жизни молодого поколения должно стать одним из приоритетов властей всех уровней – Путин ВВ.  (http://www.ami-tass.ru/article/45897.html)