Цель: выявлять и развивать глобальную способность постижения и переживания красоты в разных её проявлениях и формах.
Задачи: способствовать
- формированию хорошего вкуса,
- стремлению к самосовершенствованию и утверждению прекрасного в себе и вокруг себя,
- развитию умения восхищаться и наслаждаться высшими образцами рукотворной красоты, высшими духовными ценностями.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Звучит музыка.
Красота… Что значит она для каждого из нас? Закройте глаза. Попробуйте погрузиться в мир грез, ощущений, звуков, в мир красоты. Что вы почувствовали, какие ассоциации со словом «Красота» у вас возникли? Какие эпитеты соответствуют понятию «Красота»?
(Приложение 1, слайды 1–15)
Скажи мне: что есть красота?
Судьбы случайное дыханье,
Иль вдохновенье мирозданья?
Души прекрасной чистота?
Иль красота – закон природы?
Венец творения богов?
А может быть, в конце концов, –
Последний писк вселенской моды?
Нам не дано узнать ответ;
Истоки красоты не зримы.
Или они неисчислимы.
Быть может, их и вовсе нет…
В наше время вопросы из категории "вечных"
не очень занимают умы людей, в том числе и такой:
"Что есть красота?" Чуть ли не у каждого
имеются свои собственные представления о
красоте, о Боге, об истине и т.п. К тому же, как
правило, все эти идеи сейчас задвинуты далеко в
запасники нашего сознания. А ведь только задавая
себе "вечные" вопросы, человек может жить
духовной жизнью.
Давайте поразмышляем о том, как неодинаково в
различные исторические эпохи воспринимались
лики Красоты.
(Приложение 1, слайд 16)
«ОГОНЬ, МЕРЦАЮЩИЙ В СОСУДЕ» так
называется наш мастер – класс, именно наш, ведь
без вас, без вашего активного участия, ваших
размышлений и эмоций он не состоится.
Итак, добро пожаловать в мир снов, мир грёз, мир
КРАСОТЫ…
Первое, что бросается в глаза, – удивительное
разнообразие вещей, которые человек называет
прекрасными. Здесь небо и горы, реки и озера, леса,
цветы, сам человек, продукты его труда...
Прекрасными нередко являются мысль, поступок.
Как формулируют слово «Красота» словари, что
говорят о ней великие?
(Приложение 1, слайд 17)
Давайте попробуем восстановить некоторые слова в цитатах знаменитых людей о красоте.
- Красивое, прекрасное – всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение (словарь С.И. Ожегова)
- Красота – это вечность, длящаяся мгновение.(Альбер Камю)
- Прекрасное – манифестация сокровенных сил природы... (Иоганн Вольфганг Гете)
- Голос красоты звучит тихо: он проникает только в самые чуткие уши.(Фридрих Ницше)
- Смотреть на что-то далеко не то же самое, что видеть. Не видишь ничего, пока не научишься видеть красоту.(Оскар Уайльд)
- Истина и прекрасное – одно и тоже. (Галилео
Галилей)
Красота всегда была и будет великой силой. (Александр Дюма)
Красота широко разлита в окружающем нас мире.
(Приложение 1, слайд 18)
«Прекрасное, – сказал когда-то Гете, –
манифестация сокровенных сил природы...»
Разумеется, человек и человеческая красота, т. е.
порожденная обществом, окажутся более высокими
ступенями в развитии жизни (а значит, и красоты),
но окажутся именно продолжением того процесса,
который могуче и постоянно совершается в
природе.
Когда человек восхищается зарей или звездным
небом, необозримым видом полей или лесов, – он
наслаждается силами природы, продолжением
которых, в конечном счете, является сам.
(Приложение 1, слайд 19)
Красивы восход солнца в горах лицо и женщины.
(Приложение 1, слайд 20)
Идеалы женской красоты меняются со временем (Венера Милосская в глазах современного мужчины значительно уступает, скажем, Клаудии Шиффер), зависят от национальности, расы, социального слоя, навязываются средствами массовой информации и так далее.
Задания группам: по опорным материалам (Приложение 2) подготовить сообщения о том, как менялось представление о женской красоте.
С тех пор как разум стал для человека превыше авторитета церкви, возникло общее влечение к точному знанию, стремление раскрыть тайны природы, и в первую очередь тайну жизни, смерти и красоты. Ведь жизнь, смерть и красота сплелись воедино, как вечная смена тени и света на лике бессмертной природы, имя которой – Флора.
(Приложение 1, слайд 21) Боттичелли «Весна»
Она бела и в белое одета;
Убор на ней цветами и травой
Расписан; кудри золотого цвета
Чело венчают робкою волной.
Улыбка леса – добрая примета:
Никто, ничто ей не грозит бедой.
(Полициано)
И вот оно, царство Флоры. Посмотрите, как все здесь таинственно и мистично. Деревья стоят как колонны неба, образуя беседки и арки, словно сказочные декорации лесного храма. Здесь все цветет, но никогда не увядает, здесь существуют рядом весна и позднее лето. Но кто же дает царству природы такую волшебную силу? Его покровительница, богиня любви и красоты Венера.
(Приложение 1, слайд 22) Боттичелли «Рождение Венеры».
Венера – богиня любви и красоты, родившаяся, по
преданию, из морской пены. Образ Венеры у
Боттичелли стал воплощением одухотворенной
красоты, возвышенной поэзии. Перед вами не просто
воплощенный в зрительных образах миф о рождении
богини, это не просто возвышенная красота нагого
женского тела, это – воплощение в идеальном
гармоничном образе духовной культуры
человечества, это – рождение человеческой души.
Ибо, как пишет Марсилио Фичино, «душа... сама из
себя создает красоту, направленную к
сверхъестественным предметам. Это обращение к
Красоте и ее рождение в душе и есть Венера». «Ты
должен обратить свой взгляд к Венере, то есть к
человечности». Этими словами поэт начинал письмо
к пятнадцатилетнему Лоренцо ди Пьерфранческо
Медичи, но кажется, что они обращены к нам.
Именно они, Флора и Венера, символизируют
поэтическую слитность человека и природы,
красоту жизни, возвышающую силу искусства.
(Приложение 1, слайд 23)
Давайте совершим небольшой экскурс в историю и проследим ЖЕНСКУЮ КРАСОТУ В ЗЕРКАЛЕ ВРЕМЕН
(Приложение 1, слайд 24)
Первобытные люди в своих представлениях об
идеале женской красоты были предельно
прагматичны. Главная их забота – продолжение
племени. Поэтому идеальный образ
женщины-прародительницы, был такой: широкое,
крепкое и тучное тело с огромной грудью, которой
она должна вскармливать крепких и здоровых детей
– будущее племени, гарантию его продолжения.
Об этом свидетельствуют женские изображения,
найденные в различных местах нашей планеты.
(Приложение 1, слайд 25)
Идеалом красоты Древнего Египта была стройная
и грациозная женщина. Тонкие черты лица с полными
губами и огромными миндалевидными глазами, форма
которых подчеркивалась специальными контурами,
контраст тяжелых причесок с изящной вытянутой
фигурой вызывали представление об экзотическом
растении на гибком колышущемся стебле.
Три с половиной тысячи лет назад идеалом женской
красоты была жена фараона Нефертити – худенькая
женщина с фигурой мальчика.
(Приложение 1, слайд 26)
В древнем Китае идеалом красоты была маленькая,
хрупкая женщина с крошечными ногами. Чтобы ножка
оставалась маленькой, девочкам вскоре после
рождения туго бинтовали стопу, добиваясь
прекращения ее роста.
В Индии красивой считали женщину, свободную от
телесных недостатков, имеющую приятное имя,
походку лебедя или слона, нежные волосы на теле и
голове, красивые зубы, нежные члены.
(Приложение 1, слайд 27)
Красавицы Японии густо белили кожу, замазывая все дефекты на лице и груди, лоб по краю роста волос обводили тушью, брови сбривали и вместо них рисовали короткие толстые черные черточки. Замужние женщины покрывали зубы черным лаком. Идеальным считалось собирать волосы в высокий тяжелый узел, который поддерживался длинной узорчатой палочкой. Чтобы спать с такой прической, под шею подкладывали специальные подушечки на деревянной подставке
(Приложение 1, слайд 28)
В античной философии учение о Красоте и о бытие
были нераздельны. Кроме того, Красота и Гармония
были синонимами разумного, ибо было ясно, что
устроенный по законам красоты мир не может быть
устроен неразумно.
В моде была красота строгая и благородная. Прежде
всего, ценились голубые глаза, златокудрые
волосы и светлая, блестящая кожа.
Эталоном женской красоты в античные времена
являлась Венера. Рослая (по тем понятиям) женщина
с развернутыми плечами, тонкой талией, широким
тазом, плоским животом и стройными ногами.
(Приложение 1, слайд 29)
Наивысшим проявлением Красоты в эпоху
средневековья признавался Бог. Важным атрибутом
стремления к Красоте было следование слову
Божьему. И на первый план философами выдвигалась
Красота души, а не тела.
Что касается телесной (материальной) Красоты, то
нельзя не вспомнить знаменитые «охоты на ведьм»,
когда очарование и Красоты женского тела
становилась атрибутом не Божественного, а увы
«сатанинского».
Типичный образ западноевропейской
девушки-горожанки: бледная, худая, чахоточного
вида. Тем более, когда физическое совершенство
рассматривалось как страшный грех, идеалом
женской красоты считалась затянутая в корсет
дама с миниатюрными ручками.
(Приложение 1, слайд 30)
Пройдя сквозь сумерки «догматов христианства» во Времена эпохи Возрождения внешняя Красота, вновь становится проявлением Истинной Красоты. На этот раз на первый план вышла Красота Человека. В эпоху раннего Возрождения бледный цвет лица и длинные шелковистые пряди белокурых волос стали канонами красоты женщин Флоренции. Идеальными считались стройная «лебединая шея» и высокий чистый лоб.
На нас глядят два озера печали,
И в каждом по звезде отражено,
В эпоху Возрождения писали
Так лишь мадонн на фоне синей дали,
Земных или небесных – все равно.
Вот почему извечный лик мадонны,
Лик женщины с младенцем на руках,
Сияньем материнства озаренный,
Стал обликом не фрески иль иконы,
А вечности, земной презревшей прах
(Приложение 1, слайд 31)
Где ангелу земному краски взять,
Чтоб красоту прославить неземную.
Он должен был, покинув мастерскую,
На небе – в царстве божьем побывать.
Он светлой сделал вьющуюся прядь,
Заняв у солнца краску золотую,
Он горных духов благодать живую
Сумел во взгляде ясном передать.
Он сделал взор божественный открытым,
Зарю и млечность звездного пути
Соединил и подарил ланитам.
Помог лучу улыбки расцвести
И навсегда пребудет знаменитым,
Дерзнув на землю рай перенести. (Джамбаттисты Марино)
(Приложение 1, слайд 32)
Высокое Возрождение приносит совсем иное понимание красоты. Вместо тонких, стройных подвижных фигур торжествуют пышные формы, могучие тела с широкими бедрами, с роскошной полнотой шеи и плеч.
(Приложение 1, слайд 33)
Мода на пышные формы присутствовала до конца
XVIII века включительно. Эталоном женской красоты
считалась фигура с маленькой изящной головкой,
узкими плечами, тонкой талией и округлой линией
бедер.
С приходом эпохи романтизма мода на здоровье
заканчивается. Теперь привлекает бледность –
знак глубины сердечных чувств. Женщина должна
быть мечтательной, грустной, хорошо, если в ее
печальных голубых глазах блестят слезы и она,
читая стихи, уносится душой куда-то вдаль – в мир
более идеальный, чем тот, который ее окружает.
На рубеже XIX–XX веков идеал женской красоты на
Западе приближается к восточному идеалу. Изящная
дама теперь выглядит так: небольшая голова с
высокой прической переходит в удлиненный торс,
сжатый, как стебелек цветка, корсетом; узкие
рукава и поникшие плечи напоминают листья;
высокие каблуки сообщают всей фигуре хрупкость.
(Приложение 1, слайд 34)
После Первой мировой войны каноны в Европе
изменялись: модным стало заниматься спортом,
загорать. Автомобиль вытеснил из обихода длинные
юбки, и красавицы стали демонстрировать свои
ножки.
В 60-х годах идеалом женской красоты сделали
Твигги (по английски – веточка). У бесполого
создания были «ручки тоньше лютика», острые
коленки и выпирающие ключицы. А в начале 1970-х были
внесены коррективы в этот образ. Характерные
черты нового эталона красоты были
сформулированы владелицей крупнейшего в
Нью-Йорке бюро фотомоделей. Суть их сводится к
следующему: минимум метр семьдесят роста,
маленькая грудь, шелковые волосы, нежные плечи,
длинная шея, узкая талия, красивые руки, широко
расставленные глаза и пухлые губы.
(Приложение 1, слайд 35)
"Градус" эстетики в нашем обществе
неустанно повышается… Индустрия красоты
совершенствуется: появляются новые
косметические изыски, наряды «от кутюр»,
развивается пластическая хирургия и дают
надежду омолаживающие эликсиры будущего… Все
это и многое другое вызывает конкуренцию, не
всегда здоровую, среди женского населения во
всем мире.
Имидж, красота и сексуальность становятся
превалирующими над другими составляющими образа
женщины…
Мифы о красоте не более чем заблуждения, в
которые многие продолжают верить вопреки логике
и здравому смыслу.
(Приложение 1, слайд 36)
Люди похожи на оконные стекла. Они сверкают и сияют, когда светит солнце, но, когда воцаряется тьма, их истинная красота открывается лишь благодаря свету, идущему изнутри.Э.Кюблер-Росс
(Приложение 1, слайд 37)
- Кто чувствует собственную привлекательность, тот и становится привлекательным.(И.В. Гёте)
- Привлекательными нас делает хорошее настроение.(Ефим Шпигель)
- Статую красит вид, а человека – деяния его.(Пифагор)
- Гибкость ума может заменить красоту.(Стендаль)
- Красота без доброты умирает невостребованной.(Бенджамин Франклин)
(Приложение 1, слайд 38)
«Было создано слово, и Бог каждый день посылал в
мир новые вещи. Однажды он послал в мир Красоту и
Уродство. Путешествие из рая на землю долго – в
то мгновение, как они прибыли, было раннее утро, и
восходило солнце. Они приземлились у озера и
решили искупаться, потому что все их тела, все их
одежды были запылены.
Ничего не зная о мире, они сняли одежду и,
совершенно голые, прыгнули в прохладную воду
озера. Солнце взошло, стали появляться люди», – так
начинается притча Ошо о красоте и уродстве,
попробуйте угадать её продолжение.
«Уродство сыграло шутку: когда Красота заплыла
далеко в озеро, Уродство выбралось на берег,
надело одежду Красоты и убежало. К тому времени,
как Красота осознала: «Эти люди собрались вокруг,
а я голая», – и начала оглядываться по сторонам в
поисках одежды… её одежда исчезла!
Уродство скрылось, и Красота стояла обнажённая
на солнце, и вокруг неё собиралась толпа. Не найдя
ничего лучшего, она надела одежду Уродства и
пошла искать его, чтобы снова обменяться одеждой.
Эта история говорит, что она всё ещё ищет. Но
Уродство коварно и продолжает ускользать.
Уродство по-прежнему носит одежду Красоты,
маскируется под Красоту, а та ходит в одежде
Уродства.
Все вещи, которые уродливы, нестерпимы, если
увидеть их реальность. Поэтому они не позволяют
тебе видеть их реальности».
(Приложение 1, слайд 39)
Мне кажется, что красота есть то, что делает
людей умнее, добрее, счастливее. Вспоминается
удивительная страничка жизни всеми любимого
нами с детства сказочника Андерсена. Он страстно
любил Женни Ланд, редкую красавицу и
замечательную певицу. Ее звали «шведским
соловьем». Однажды Андерсен решился на признание
ей в любви... Она не отвечала взаимностью, вместо
бережного ответа-отказа на его признание подала
ему зеркало со словами: «Ты только взгляни на
себя!» В этот миг и кончилась ее красота...
А Андерсен спустя некоторое время написал две
сказки: «Гадкий утенок» и «Снежная королева»,
заставив миллионы маленьких (да и взрослых!)
читателей проливать над этими сказками
прекрасные слезы, очищая ими свою душу, вознося
ее к высотам совершенства, а значит, красоты,
«мерцающей в сосуде»...
Давайте вспомним самые яркие литературные
произведения о красоте человека, внешней и
внутренней.
Итак, «Что есть красота?». Душа или ее оболочка?
Самовлюбленный Нарцисс, превращающийся в цветок,
и Суламифь, погибающая во имя возлюбленного;
Ларра, ставший тенью, и Данко, осветивший путь
людям своим горящим сердцем; бунтующий Родион
Раскольников и смиренная Сонечка Мармеладова –
кого из них можно назвать по-настоящему красивым?
Что предпочтительнее и выше в наших рассуждениях
– красота души или тела?
Об этом размышляет О. Уайльд в романе «Портрет
Дориана Грея». Главный герой романа отдает душу
дьяволу в обмен на вечную молодость и красоту.
Дориан, как Нарцисс, влюблен в себя, восхищается
своим портретом, даже целует его.
Грея пугает сама мысль о том, как прекрасная его
кожа покроется морщинами и он утратит свое
физическое совершенство и очарование молодости.
Потому он решается на страшную сделку. Зеркалом
души Дориана Грея становится его портрет, и герой
имеет возможность лицезреть, как
обезображиваются черты его лица, как страшно
становится оно после того, как был убит художник
Бэзил, написавший портрет. Зловещий старикашка
на полотне свидетельствует о содеянном.
Красота, не озаренная светом духовности,
превращается в уродство – вот трагический финал
романа.
(Приложение 1, слайд 40)
Не знает себе равных красота Иисуса Христа, его
самопожертвования во имя людей.
Он устоял перед сатаной, диктовавшем ему
сомнительные способы завоевания доверия людей,
их любви и благодарности.
На совет накормить голодных, сделав камни
хлебами, Христос возразил: «Не хлебом единым жив
человек».
Он отверг и путь Кесаря, который правил миром
через власть золота; Христос не принял совета о
совершении чудес на глазах людей, чтобы
завоевать их доверие. Он ратовал за большую
духовную работу каждого христианина, за истинную
веру во Всевышнего, за вечное и постоянное
совершенствование себя во благо ближнего.
Образ Иисуса Христа, запечатленный на иконах,
поражает нас напряженными поисками истины,
глубиной размышлений над человеческими
судьбами. Почти физически мы ощущаем громаду
ноши на плечах и в душе Христа: Он мучительно
всматривается в грядущую судьбу мира и людей в
нем.
Одна есть в мире красота –
Любви, печали, отреченья
И добровольного мученья
За нас распятого Христа.
(Приложение 1, слайды 41-42)
Что было бы, если бы в нашей жизни не стало
красоты – красоты окружающей нас
природы, красоты музыки и живописи, красоты
человеческой души?
Разве можно себе представить нашу жизнь без
красоты утреннего восхода и вечернего заката
солнца, без дорожки лунного серебра на тёмной
глади моря, без дрожащей капли росы на зелёном
листке травы, к которому так и хочется припасть
губами, без волшебно-сказочной снежинки на
рукавице. Без всего того, что заставляет нас
снова и снова восклицать: “Боже мой, какая
красота”!
(Приложение 1, слайд 43)
Человек, «видя земную красоту, вспоминает
красоту истинную». Ее зов пробуждает в душе
встречное стремление, «любовь к узренной красоте
прорезывает у души крылья и побуждает ее
взлететь»
Постижение истины, смысла – восхождение по «лестнице
любви и красоты» – вплоть до красоты как
таковой: вот каким путем надо идти в жизни: начав
с отдельных проявлений прекрасного, надо все
время, словно бы по ступенькам, подниматься ради
самого прекрасного вверх. (Платон)