Открытый урок "Образ Весны"

Разделы: МХК и ИЗО


Цель урока – развитие эмоционально-образного мышления детей посредством олицетворения весны в женском образе.

Задачи:

  • знакомство со зрительным рядом и поэтическим изложением образа весны;
  • знакомство с символическими образами весны посредством анализа картины С. Боттичелли «Весна»;
  • формирование экологической культуры ребенка, целостных представлений о природе как живом организме;
  • воспитание эстетического отношения к природе, уважительного отношения к женщине; развитие интереса к творчеству художников и поэтов;
  • развитие навыков рисования портрета человека с использованием различных художественных материалов.

Оборудование и материалы для учителя:

  • Авторская мультимедийная презентация «Образ весны».
  • Иллюстративный материал: репродукция картины «Весна» С. Боттичелли, фотографии весеннего пейзажа, детские работы.
  • Стихотворения А.С. Пушкина, Ю. Мориц и др.
  • Музыка П.И. Чайковского, П. Мориа, Э. Мориконе, Вангелиса.
  • Компьютер, интерактивная доска, проектор.

Оборудование и материалы для учеников: художественные материалы (бумага, карандаш, краски, фломастеры)

План урока:

1. Приветствие. Объявление темы и задач урока (Приложение, 1 слайд)
2. Просмотр изображений весенних пейзажей, прослушивание стихотворений и сравнение зрительных и литературных образов (Приложение, 2-5 слайды).
3. Прослушивание стихотворения Юнны Мориц «Весна» и отождествление весны с образом девушки (Приложение, 6-9 слайды)
4. Просмотр репродукции картины С.Боттичелли «Весна» и анализ символов, заложенных автором в работе (Приложение, 10-11 слайды)
5. Подведение итогов проведенного в ходе урока сравнения весны с образом девушки (Приложение, 12-15 слайды)
6. Обсуждение творческого задания. Показ детских работ (Приложение, 16-19 слайды)
7. Практическая работа: рисование портрета весны.
7. Подведение итогов. Выставка работ (Приложение, слайд 20)

Ход урока:

Дети входят в класс под звуки музыку П.И. Чайковского.

1. Приветствие. Объявление темы и задач урока.

2. Беседа с детьми по следующим темам:

  • Сравнение образа весны с молодой девушкой в искусстве (кино, музыка, литература).
  • Возможности изобразительного искусства в создании образа девушки-весны.

3. Рассказ о творчестве Сандро Боттичелли и анализ его картины «Весна».

Мировой шедевр, картина «Весна» была создана художником Сандро Боттичелли в конце 70-х годов XV века. Размер картины 203 x 314 см, дерево, темпера. Картина «Весна» была написана Боттичелли для виллы Кастелло под Флоренцией, принадлежащей Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Годом ее исполнения обычно считают 1478-й год.
Боттичелли на картине изобразил Зефира, преследующего нимфу Хлорис, из их союза возникает Флора; затем видим Венеру, танец Граций и, наконец, Меркурия, который, устремив взгляд ввысь, снимает кадуцеем пелену облаков, препятствующую созерцанию. Каково же содержание картины? Исследователи предложили несколько толкований. Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами. Центром построения является Венера — не воплощение низменной страсти, а благородная богиня цветения и всяческого благоволения на земле; это неоплатонический образ.
Грации, спутницы и служанки Венеры, — достоинства, порождаемые Красотой, их имена — Целомудрие, Любовь, Наслаждение. Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца. Стройные фигуры с удлиненными, плавно изгибающимися формами сплелись в ритмической последовательности кругового движения. Художник на редкость изобретателен в трактовке причесок, передавая волосы одновременно как природную стихию и как декоративный материал. Волосы Граций собраны в пряди, то мелко вьющиеся, то ниспадающие волной, то рассыпающиеся по плечам, словно золотистые струи. Легкие изгибы и повороты фигур, диалог взглядов, изящное соединение рук и постановка ступней — все это передает поступательный ритм танца. Взор Меркурия мечтательно устремлен в небо. Он пытается разорвать плотность облаков, мешающих лицезрению.
Венера, центральная фигура композиции, стоит под сенью деревьев в этом зачарованном пространстве весеннего леса. Ее платье из тончайшей ткани с золотыми нитями украшений и роскошный плащ алого цвета, символизирующего любовь, свидетельствуют о том, что перед нами богиня любви и красоты.

4. Беседа с детьми по следующим темам:

  • Цветовая гамма весны и ее сравнение с цветовыми гаммами других времен года.
  • Символическое отражение понятий «молодость», «нежность», «доброта», «задор» и др.
  • Возможности портрета как жанра изобразительного искусства в отображении «девушки-весны».
  • Закрепление знаний о технике рисования портрета.

5. Обсуждение творческого задания. Показ детских работ.

6. Практическая работа: рисование портрета весны.

7. Подведение итогов. Выставка работ.

Список используемой литературы:

  1. Алексеева В.В. Что такое искусство? М., 1991.
  2. Копцева Т.А. Природа и художник: Пособие для учителя. М., 1994.
  3. Неменский Б.М. Мудрость красоты.М., 1987.
  4. Современный словарь-справочник по искусству. М., 1999.
  5. Статья «Весна» (картина Боттичелли) – Википедия
  6. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.1. М., 1997.