Цель урока – развитие эмоционально-образного мышления детей посредством олицетворения весны в женском образе.
Задачи:
- знакомство со зрительным рядом и поэтическим изложением образа весны;
- знакомство с символическими образами весны посредством анализа картины С. Боттичелли «Весна»;
- формирование экологической культуры ребенка, целостных представлений о природе как живом организме;
- воспитание эстетического отношения к природе, уважительного отношения к женщине; развитие интереса к творчеству художников и поэтов;
- развитие навыков рисования портрета человека с использованием различных художественных материалов.
Оборудование и материалы для учителя:
- Авторская мультимедийная презентация «Образ весны».
- Иллюстративный материал: репродукция картины «Весна» С. Боттичелли, фотографии весеннего пейзажа, детские работы.
- Стихотворения А.С. Пушкина, Ю. Мориц и др.
- Музыка П.И. Чайковского, П. Мориа, Э. Мориконе, Вангелиса.
- Компьютер, интерактивная доска, проектор.
Оборудование и материалы для учеников: художественные материалы (бумага, карандаш, краски, фломастеры)
План урока:
1. Приветствие. Объявление темы и задач урока (Приложение, 1 слайд)
2. Просмотр изображений весенних пейзажей,
прослушивание стихотворений и сравнение
зрительных и литературных образов (Приложение,
2-5 слайды).
3. Прослушивание стихотворения Юнны Мориц
«Весна» и отождествление весны с образом девушки
(Приложение, 6-9
слайды)
4. Просмотр репродукции картины С.Боттичелли
«Весна» и анализ символов, заложенных автором в
работе (Приложение,
10-11 слайды)
5. Подведение итогов проведенного в ходе урока
сравнения весны с образом девушки (Приложение,
12-15 слайды)
6. Обсуждение творческого задания. Показ детских
работ (Приложение, 16-19
слайды)
7. Практическая работа: рисование портрета весны.
7. Подведение итогов. Выставка работ (Приложение,
слайд 20)
Ход урока:
Дети входят в класс под звуки музыку П.И. Чайковского.
1. Приветствие. Объявление темы и задач урока.
2. Беседа с детьми по следующим темам:
- Сравнение образа весны с молодой девушкой в искусстве (кино, музыка, литература).
- Возможности изобразительного искусства в создании образа девушки-весны.
3. Рассказ о творчестве Сандро Боттичелли и анализ его картины «Весна».
Мировой шедевр, картина «Весна» была создана
художником Сандро Боттичелли в конце 70-х годов XV
века. Размер картины 203 x 314 см, дерево, темпера.
Картина «Весна» была написана Боттичелли для
виллы Кастелло под Флоренцией, принадлежащей
Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Годом ее
исполнения обычно считают 1478-й год.
Боттичелли на картине изобразил Зефира,
преследующего нимфу Хлорис, из их союза
возникает Флора; затем видим Венеру, танец Граций
и, наконец, Меркурия, который, устремив взгляд
ввысь, снимает кадуцеем пелену облаков,
препятствующую созерцанию. Каково же содержание
картины? Исследователи предложили несколько
толкований. Тема композиции — весна с
сопутствующими ей античными божествами. Центром
построения является Венера — не воплощение
низменной страсти, а благородная богиня цветения
и всяческого благоволения на земле; это
неоплатонический образ.
Грации, спутницы и служанки Венеры, —
достоинства, порождаемые Красотой, их имена —
Целомудрие, Любовь, Наслаждение. Изображение
Боттичелли прекрасной триады — само воплощение
танца. Стройные фигуры с удлиненными, плавно
изгибающимися формами сплелись в ритмической
последовательности кругового движения. Художник
на редкость изобретателен в трактовке причесок,
передавая волосы одновременно как природную
стихию и как декоративный материал. Волосы
Граций собраны в пряди, то мелко вьющиеся, то
ниспадающие волной, то рассыпающиеся по плечам,
словно золотистые струи. Легкие изгибы и
повороты фигур, диалог взглядов, изящное
соединение рук и постановка ступней — все это
передает поступательный ритм танца. Взор
Меркурия мечтательно устремлен в небо. Он
пытается разорвать плотность облаков, мешающих
лицезрению.
Венера, центральная фигура композиции, стоит под
сенью деревьев в этом зачарованном пространстве
весеннего леса. Ее платье из тончайшей ткани с
золотыми нитями украшений и роскошный плащ алого
цвета, символизирующего любовь, свидетельствуют
о том, что перед нами богиня любви и красоты.
4. Беседа с детьми по следующим темам:
- Цветовая гамма весны и ее сравнение с цветовыми гаммами других времен года.
- Символическое отражение понятий «молодость», «нежность», «доброта», «задор» и др.
- Возможности портрета как жанра изобразительного искусства в отображении «девушки-весны».
- Закрепление знаний о технике рисования портрета.
5. Обсуждение творческого задания. Показ детских работ.
6. Практическая работа: рисование портрета весны.
7. Подведение итогов. Выставка работ.
Список используемой литературы:
- Алексеева В.В. Что такое искусство? М., 1991.
- Копцева Т.А. Природа и художник: Пособие для учителя. М., 1994.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты.М., 1987.
- Современный словарь-справочник по искусству. М., 1999.
- Статья «Весна» (картина Боттичелли) – Википедия
- Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.1. М., 1997.