Урок географии (экономики) в школе. Тема: "Индекс развития человеческого потенциала (ИЧЗП)"

Разделы: География, Экономика


Тип урока: урок-лекция с элементами практической работы.

Эпиграфом  к уроку являются слова:

«Благо народа – высшая цель, благополучие народа – показатель прогресса» – девиз древних римлян.

Цели урока:

  • Познакомить учащихся  с новым показателем , введённым ООН характеризующим качество жизни населения.
  • Показать, как  происходит подсчёт  индексов( относящихся к ИРЧП), на конкретных примерах.
  • Сформировать понятия: ИРЧП, Индекс бедности, душевой  доход.

Задачи урока:

  • Практически закрепить  полученные в ходе урока знания, путём решения простейших задач  и анализа статистических данных.
  • Научить учащихся выделять группы стран  по уровню ИЧРП (включённых в этот список).

Место урока в системе уроков, связь с последующими уроками:

В теме «Политическая карта мира», изучаемой в 10-м, по некоторым программам в 11-м классе,  в курсе  «Экономической и социальной географии мира»,  в процессе выяснения типологии стран современного мира  по  уровню социально – экономического развития, учащиеся знакомятся  с новым для них понятием  ИРЧП. В учебной литературе( учебниках географии, экономики, истории) по данному вопросу  дается довольно скудная информация, да и то , в начале, в качестве ознакомления, в сносках. Тем не менее, данный «синтетический показатель», разработанный ООН  для характеристики  качества жизни населения планеты в последнее  время является решающим, т.к. он показывает возможность выбора отдельного индивидуума, а также обеспечение его безопасности. По нему судят  не только о качестве жизни населения страны, но и о перспективах  социально-экономического развития государства, т.к. население(соответственно уровень его жизни) будет играть решающую роль в становлении постиндустриального общества.

Анализ данной темы поможет учащимся  лучше  ориентироваться в изучении последующих тем, расширит  и углубит их знания о социально-экономическом и политическом устройстве стран мира.

В процессе раскрытия темы чётко прослеживаются  межпредметные  связи  с историей, политической географией, экономикой, статистикой , математикой. Материал урока может применяться как на уроках географии, истории, обществознания, экономики, так и на занятиях элективных  предметов, внеклассных мероприятиях по названным дисциплинам.

Средства применяемые на уроке:

  • Мультиемедиа, КП
  • Политическая карта мира;
  • Школьные  атласы;
  • Справочники, статистические данные, ресурсы Интернет;
  • Алгоритмы для фиксирования основных этапов лекции (бортовые журналы)

Методы, применяемые  на  уроке:

  • Словесный,
  • Наглядный,
  • Исследовательский,
  • Частично-поисковый.
  • Информационный ( в сочетании, с другими, на разных этапах урока)

Содержание (структура) урока:

  • Организация  (знакомство со структурой урока и темой ) – 5 мин.
  •  Актуализация знаний(организация учащихся) и настройка их на восприятие учебной лекции( используя фронтальную и индивидуальную работу) – 5 мин.
  • Основная лекция учителя( учащиеся по ходу лекции заполняют бортовой журнал), используется  Мультимедиа – 5 мин.
  • Выполнение  практической работы: «Подсчёт индекса ИРЧП  по формулам.» Вывод – 10 мин.
  • ИРЧП для населения России, Саратовской области – 8 мин.
  • Выполнение теста – 5 мин.
  • Вывод.  Выполняется учащимися, совместно с учителем( как будет учтён в будущем опыт этого урока) – 5 мин.
  • Домашнее задание – 2 мин.

Планируемый результат:

Учащиеся должны знать/понимать:

  • Типологию стран по уровню социально-экономического развития,
  • Свободно ориентироваться в политической карте мира,
  • Владеть навыками (простейшими) подсчёта индекса ИРЧП,
  • На основе статистических данных, делать выводы, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, включаться в дискуссию,
  • Устанавливать взаимосвязи между тремя видами показателей, учитываемых при подсчёте  ИРЧП – средней продолжительности жизни, уровня образования в стране, материальным уровнем,
  • Уметь объективно оценивать ИРЧП   РФ и его роль в концепции развития человеческого потенциала.

ХОД УРОКА

На  школьной доске записан эпиграф  к уроку  и план урока.

План урока:

1) Определение ИРЧП, составные части, для чего введён.
2) Методы  расчёта.
3) Роль ИРЧП  в концепции развития человеческого потенциала.
4)  Индекс  бедности.  
5) ИЧРП по странам.
6) Лучший и худший показатель ИРЧП.
7) ИЧРП  России и отдельных регионов РФ.
8) ИЧРП по Саратовской области.

I. Организационный момент

Учитель. Как вы думаете, по каким показателям можно судить об уровне развития государства?

(Дети формулируют разные ответы, в ходе  выясняется, что одним из показателей  уровня развития страны является ИРЧП)

Учитель. Наш сегодняшний урок  посвящён  данной интересной теме – ИРЧП. Вам предлагается прослушать лекцию с заполнением бортового журнала (т.к. такая работа выполняется в системе, нет нужды тратить время на  объяснение, что такое БЖ). Лекция сопровождается просмотром мультимедийной презентации.    (Приложение 1)

II. Лекция    (Приложение 2)

III. Методика расчёта ИРЧП. Выполнение практической работы

Для перевода  любого показателя,  скажем  Х, в индекс, значение которого заключено между 0 и 1 (это позволит складывать различные показатели), используется следующая формула:

X –  индекс,

где min (x) и max (x) являются минимальными и максимальными значениями показателя X   среди всех исследуемых стран.
Таким образом, индекс  развития человеческого потенциала (ИЧРП) определённой страны представим  средним арифметическим от  трёх следующих  показателей:

1. Индекс продолжительности жизни

Индекс ожидаемой продолжительности жизни – фиксированные значения (определённые Программой  развития ООН): максимальное – 85 лет, минимальное – 25 лет.

формула

2. Индекс образования   * GEI

Совокупный индекс достигнутого уровня образования:

Индекс
Достигнутого
Уровня
Образования 
=   значения
индекса 
грамотности
+     значения
индекса 
образования

3. Индекс грамотности взрослого населения (ALI) =

Индекс грамотности – (15 лет и старше)
Максимальное  – 100%
Минимальное – 0%

Формула: 

4. Индекс  совокупной доли учащихся (GEI) =

Индекс совокупной доли учащихся в численности населения соответствующей возрастной группы населения (6-24 года), охватывает % образованием:
Максимальное – 100%, минимальное – 0%

Формула: 

5. GDP Index=

Индекс реального ВВП на душу населения (по ППС в дол. США):

Максимальное –  40000 долл. по ППС
Минимальное – 100 дол. по ППС
Формула:  –   

6. Индекс развития человеческого потенциала

ИЧРП = Значения
индекса
продолжительности
жизни
Значения
+ индекса
достигнутого
уровня образования
Значения
+  индекса
реального
ВВП по ППС

Таким образом, максимально возможное значение ИРЧП – 1, минимальное – 0, где:

LE – средняя продолжительность жизни;
ALR – уровень грамотности взрослого населения в процентах;
CGER – совокупная  доля учащихся;
GDPpc – ВВП на душу населения при ППС в долларах США.

IV. Роль ИЧРП в концепции развития человеческого потенциала

Учитель. Назовите страны, в которых средняя продолжительность жизни равна 85 годам, ВВП на душу населения равен 40000 долларам США, 100% населения являются грамотными, а все, кто достиг соответствующего возраста посещают школу, или учатся в среднем или высшем учебном заведении?

(Дети делают вывод  о том, что  вышеперечисленные критерии максимальны в тех странах, которые являются,  экономически развитыми, величина ИЧРП служит критерием разделения стран на группы с разным уровнем человеческого развития. Вне зависимости от уровня экономического развития(будь это индустриальные или развивающиеся страны) к странам с высоким уровнем человеческого развития относятся те, в которых ИЧРП > 0,8; к странам со средним уровнем человеческого развития – те, в которых 0,5 < ИЧРП < 0,8; к странам с низким уровнем человеческого развития – те, в которых ИЧРП < 0,5.)

Учитель. ИЧРП не является показателем, который может быть максимизирован обычным способом, т.е. допуская отставание какого-то  «малозначимого» компонента. Концепция человеческого развития исходит из  стремления к сбалансированности различных измерений и отрицает целесообразность какой-либо избыточности.     При этом, главной задачей исчисления ИЧРП является не определение его величины, как таковой, а ранжирование на его основе различных стран и сопоставление рейтинга стран по ИЧРП и ВВП на душу населения. Если рейтинг по ИЧРП выше, чем  по среднедушевому ВВП, это позволяет судить о большой ориентированности экономики страны на цели человеческого развития, и наоборот.

Индекс бедности

Альтернативным индексом является  ИНДЕКС БЕДНОСТИ. Он служит для оценки качества жизни населения в какой-либо стране.  Рассчитывается он по трём основным показателям : ожидаемая продолжительность жизни, уровень образованности населения, уровень реальных доходов населения. Недостатком его является то, что  невозможно судить   по его величине об относительной важности  составляющих его элементов    Место занимаемоё той или иной страной мира, по данному показателю может существенно отличаться  от её места в списке стран, распределённых по величине ВВП на душу населения. Это свидетельствует о тм, что в разных странах результаты экономического роста преобразуются в рост благосостояния их граждан с неодинаковым успехом.

ИЧРП по странам

Лучший и худший показатели стран по ИРЧП  – анализируются по  статистическим  данным   настенной политической карты мира (можно использовать интерактивную акрту) (Приложение 3)

ИЧРП регионов России и Саратовской области оцениваются с помощью компьютерной презентации.

V. Выполнение тестового задания, которое является итогом урока и судит о степени усвоения материала урока учащимися

Тест

Вариант I

1) Какова средняя продолжительность жизни граждан страны, при ИЧРП =1?

А) 79 лет; 
Б) 85 лет;
В) 90 лет;
Г) 82 года.

2) Альтернативным критерием величины  ИРЧП служит:

А) индекс богатства;
Б) индекс бедности;
В) ожидаемая средняя продолжительность жизни;
Г) ВВП на душу населения.

3) Какая страна является лидером по ИРЧП в 2009 году?

А) Япония;
Б) Исландия;
В) Норвегия;
Г) Канада.

4) В каком, из перечисленных регионов  России,  ИЧРП  наименьший?

А) Кировская область;
Б) Ростовская область;
В) Магаданская область;
Г) Саратовская область.

Вариант II

1)  Какова средняя продолжительность жизни граждан страны, при ИЧРП =0?

А) 85 лет;
Б) 79 лет;
В) 25 лет;
Г) 82 года.

2) К странам, с высоким уровнем  развития человеческого  потенциала относятся те, в которых ИЧРП:  

А) > 0,5;
Б) > 0,8;
В) > 0,1;
Г) > 0,1

3) Какое место в мировом рейтинге ИЧРП занимает Россия?

А) 28;
Б) 69;
В) 1;
Г) 67.

4) Саратовская область относится к регионам Российской Федерации с:

А) показателем   ИРЧП 0,7 (выше среднего по России);
Б) 0,575 – 0,600 (ниже среднего по России);
В) ниже  0,575 (самому низкому);
Г) 0,600 – 0,650.

VI. Домашнее задание

Просмотреть  бортовой журнал.  На контурную карту нанести 10 стран с  самым высоким показателем  ИРЧП в 2009 году и  10 стран  с самым низким показателем ИРЧП