Тема урока: Н.М. Барская «Белочка и зайчик».
Задачи:
- развитие техники плавного, слогового чтения;
- работать над последовательностью воспроизведения умением устанавливать причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями.
- коррекция обьема внимания, памяти, дифференцирование восприятия по цвету;
- уточнение и расширение предложений о диких животных, активизация словаря;
- воспитание мотивации к учению, любовь к животным.
Оборудование: карточки с буквами; карточки со словарными словами; карточки с незаконченными предложениями; картинки с изображением: белки, зайца, гнезда, елки, овощей : капусты, моркови; картинки в цвете (серый, рыжий); карточка с зашифрованным названием темы урока; простые и цветные карандаши.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
а) Артикуляционная гимнастика – упражнения на координацию движений. (Развитие кинестетических ощущений (коррекция нарушения звукопроизношения).
- «Улыбка»;
- «Хоботок»;
- «Лягушка»;
- «Обезьянка»;
- «Бульдог»;
- «Кружок»;
- «Шарики»;
- «Толстячки-худышки».
б) Чистоговорка (упражнения в звукопроизношении).
(Развитие мимических движений, отработка интонационной стороны речи, фонематический слух).
Са-са-са – вот голодная лиса.
Ут-ут-ут – и зайчата убегут.
Жа-за, жа-за, жа-за-за – от лисы бежит коза.
Задрожали зайки, увидев волка на лужайке.
II. Проверка домашнего задания. (Развитие логического мышления, анализа и синтеза, речи).
– Мы сейчас вспомним с какими животными познакомились на предыдущем уроке.
а) Игра «Слово рассыпалось» – составление из букв слов.
Слово рассыпалось, буквы смешались
Слоги и буквы совсем растерялись.
Очень прошу вас, друзья помогите,
Буквы скорее на место верните!
(Дети поочередно выходят к доске и составляют слова. Составленное слово прочитывают и учитель вывешивает это слово на доске).
медведь, заяц, лиса, белка, ворона.
б) Исключение лишнего слова
– Какое слово здесь лишнее? (Ворона)
– Почему? (Ворона – это птица, а медведь, лиса,
заяц– это дикие животные)
в) Практическая работа. (Развитие внимания, мышления, речи, пространственная ориентировка).
– А сейчас мы с вами отправимся на поиски диких
животных, где каждый найдет свое животное и
расскажет о нем. Кто находит животное подходит ко
мне.
(Детям поименно дается задание находить по
классу животных. После того, когда дети нашли
картинки с животными, они становятся в круг и
рассказывают о своем найденном животном).
- прямо пойдет к доске –
- влево к окну пойдет –
- прямо пойдет к аквариуму –
- ко мне подойдет –
(Когда дети рассказали о своих животных,
которых нашли – им предлагаются загадки о этих
животных).
– Молодцы! Мы с вами вспомнили с какими
животными познакомились на прошлом уроке, а с
какими продолжим знакомство, вы сейчас
отгадаете.
III. Подготовка к новому материалу
а) Упражнение «Внимательные глазки». (Развитие зрительного восприятия, логического мышления, памяти)
– Расшифруйте название рассказа, который мы будем сегодня читать на уроке.
БУЕУЛУКУА И ЗУАУЙУЧУИУК
– Написала этот рассказ Н. Барская. В нем встречаются трудные слова, давайте мы с вами их прочитаем и разберем.
б) Словарная работа. (Обогащение и уточнение словаря)
Показ картинки дерева – дуба.
Желуди – плод дуба.
VI. Новый материал
1. Первичное чтение учителем. (Развитие восприятия и осмысливания услышанного текста).
– Я сейчас прочитаю 1 часть рассказа, а вы внимательно его прослушаете и скажите, каких животных встретили в рассказе? (Белочку и зайчика).
2. Работа по учебнику. (Дифференцированное восприятие по цвету)
а) Чтение детьми 1абзаца по цепочки.
После прочтения вопросы (вывешивание картинок в цвете).
– В какое время года встретились белочка и
зайчик? (Летом)
– Какого цвета была белочка? (Рыжего).
– Какого цвета был зайчик? (Серого).
б) Работа у доски с картинками
– Что приносила белочка? (Шишки и желуди).
– Что приносил зайчик? (Морковку и капусту).
V. Физминутка «Зайчики»
Применение здоровьесберегающих технологий для снятия умственного и психического напряжения у учащихся путем переключения на другой вид деятельности. Умения соотносить речь с движениями.
Скок-поскок, скок-поскок,
Зайка прыгнул на пенек.
В барабан он громко бьет,
В чехарду играть зовет.
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки подтянись.
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем в присядку,
Чтоб не мерзли лапки.
3. Словарная работа. (Обогащение и уточнение словаря)
Гнездо – место жилья, кладки яиц, выведение детенышей у птиц, насекомых, грызунов.
4. Чтение 2 абзаца детьми
Прием «Учитель – ученик» (работа с карандашом подчеркивание слово по команде учителя. После прочтения вопросов, дети отвечают на них, если затрудняются – обращаются к учебнику к подчеркнутым словам и затем вывешивать картинки в цвете (изменение окраски животных). (Дифференцированное задание с целью развития внимания. Взаимосвязь учитель – ученик, ученик – ученик).
а) 2 часть рассказа
Перед началом чтения задается вопрос.
– В какое время года встретились белочка и
зайчик? (Летом).
(После прочтения детьми задается снова этот
же вопрос – если дети не отвечают обратится к 1
предложению 2 части).
– Почему белочка не узнала зайчика? (Он поменял
шубку).
– Какого он был цвета? (Он поменял шубку –
серую на белую).
– А зайчик узнал белочку? (Нет).
– Какого она была цвета? (Серого).
– А зачем они поменяли свои шубки? (Потому что
они так прячатся от своих врагов. Зайчик зимой
белый – прижмется к снегу его и не видно. И
белочка среди деревьев спрячется ее и не видно.)
б) Употребление предлогов
Развитие речи, согласование слов. Показ картинок где спрятались животные.
– Где спряталась белочка? (В гнезде).
– Где спрятался зайчик? (Под елкой).
VI. Гимнастика для глаз
Здоровьесберегающие технологии для снятия зрительного утомления.
VII. Закрепление нового материала
а) Составление предложений по 1 части рассказа. (Построение предложений).
– Давайте ребята вспомним наш рассказ с самого начала. Я вам раздам незаконченные предложения, а вы их попробуете восстановить и прочитать. (Все дети составляют предложения. Составленные предложения дети прочитывают.)
б) Работа в цвете – раскрасить животных. (Сенсорное восприятие, развитие мелкой моторики).
– Какого цвета будем раскрашивать зайчика? (Белого).
– Каким цветом – белочку? (Серого).
VIII. Итог урока
Формирование интереса к предмету, умения сравнивать и делать собственные выводы.
– О каких животных мы сегодня говорили? (О
белке и зайце).
– Что нового о них узнали? (Подвести к тому,
чтобы дети ответили, что белочка и зайчик меняют
на зиму шубки: белочка – рыжую на серую, а зайчик
– серую на белую).
IХ. Оценивание. Похвала