Урок по чтению в классе для детей с нарушением интеллекта

Разделы: Начальная школа


Тема урока: Н.М. Барская «Белочка и зайчик».

Задачи:

  • развитие техники плавного, слогового чтения;
  • работать над последовательностью воспроизведения умением устанавливать причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями.
  • коррекция обьема внимания, памяти, дифференцирование восприятия по цвету;
  • уточнение и расширение предложений о диких животных, активизация словаря;
  • воспитание мотивации к учению, любовь к животным.

Оборудование: карточки с буквами; карточки со словарными словами; карточки с незаконченными предложениями; картинки с изображением: белки, зайца, гнезда, елки, овощей : капусты, моркови; картинки в цвете (серый, рыжий); карточка с зашифрованным названием темы урока; простые и цветные карандаши.

ХОД УРОКА

I. Организационный  момент

а) Артикуляционная гимнастика – упражнения на координацию движений. (Развитие кинестетических ощущений (коррекция нарушения звукопроизношения).

  • «Улыбка»;
  • «Хоботок»;
  • «Лягушка»;
  • «Обезьянка»;
  • «Бульдог»;
  • «Кружок»;
  • «Шарики»;
  • «Толстячки-худышки».

б) Чистоговорка (упражнения в звукопроизношении).

(Развитие мимических движений, отработка интонационной стороны речи, фонематический слух).

Са-са-са – вот голодная лиса.
Ут-ут-ут – и зайчата убегут.
Жа-за, жа-за, жа-за-за – от лисы бежит коза.
Задрожали зайки, увидев волка на лужайке.

II. Проверка домашнего задания. (Развитие логического мышления, анализа и синтеза, речи).

Мы сейчас вспомним с какими животными познакомились на предыдущем уроке.

а) Игра «Слово рассыпалось» – составление из букв слов.

Слово рассыпалось, буквы смешались
Слоги и буквы совсем растерялись.
Очень прошу вас, друзья помогите,
Буквы скорее на место верните!

(Дети поочередно выходят к доске и составляют слова. Составленное слово прочитывают и учитель вывешивает это слово на доске).

медведь, заяц,  лиса, белка, ворона.

б) Исключение лишнего слова

– Какое слово здесь лишнее? (Ворона)
– Почему? (Ворона – это птица, а медведь, лиса, заяц– это дикие животные)

в) Практическая работа. (Развитие внимания, мышления, речи, пространственная ориентировка).

– А сейчас мы с вами отправимся на поиски диких животных, где каждый найдет свое животное и расскажет о нем. Кто находит животное подходит ко мне.
(Детям  поименно дается задание находить по классу животных. После того, когда дети нашли картинки с животными, они становятся в круг и рассказывают о своем найденном  животном).

  • прямо пойдет к доске –
  • влево к окну пойдет –
  • прямо пойдет к аквариуму –
  • ко мне подойдет –

(Когда дети рассказали о своих животных, которых нашли – им предлагаются загадки о этих животных).
Молодцы! Мы с вами вспомнили с какими животными познакомились на прошлом уроке, а с какими продолжим знакомство, вы сейчас отгадаете.

III. Подготовка к новому материалу

а) Упражнение «Внимательные глазки». (Развитие зрительного восприятия, логического мышления, памяти)

– Расшифруйте название рассказа, который мы будем сегодня читать на уроке.

БУЕУЛУКУА И ЗУАУЙУЧУИУК

– Написала  этот рассказ Н. Барская. В нем встречаются трудные слова, давайте мы с вами их прочитаем и разберем.

б) Словарная работа. (Обогащение и уточнение словаря)

Показ картинки дерева – дуба.

Желуди – плод дуба.

VI. Новый материал

1.  Первичное чтение учителем. (Развитие восприятия и осмысливания услышанного текста).

– Я сейчас прочитаю 1 часть рассказа, а вы внимательно его прослушаете и скажите, каких животных встретили в рассказе? (Белочку и зайчика).

2. Работа по учебнику. (Дифференцированное восприятие по цвету)

а) Чтение детьми 1абзаца по цепочки.

После прочтения вопросы (вывешивание картинок в цвете).

– В какое время года встретились белочка и зайчик? (Летом)
– Какого цвета была белочка? (Рыжего).
– Какого цвета был зайчик? (Серого).

б) Работа у доски с картинками

– Что приносила белочка? (Шишки и желуди).
– Что приносил зайчик? (Морковку и капусту).

V. Физминутка «Зайчики»

Применение здоровьесберегающих технологий для снятия умственного и психического напряжения у учащихся путем переключения на другой вид деятельности. Умения соотносить речь с движениями.

Скок-поскок, скок-поскок,
Зайка прыгнул на пенек.
В барабан он громко бьет,
В чехарду играть зовет.
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки подтянись.
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем в присядку,
Чтоб не мерзли лапки.

3. Словарная работа. (Обогащение и уточнение словаря)

Гнездо – место жилья, кладки яиц, выведение детенышей у птиц, насекомых, грызунов.

4. Чтение 2 абзаца детьми

Прием «Учитель – ученик» (работа с карандашом подчеркивание слово по команде учителя. После прочтения вопросов, дети отвечают на них, если затрудняются – обращаются к учебнику к подчеркнутым словам и затем вывешивать картинки в цвете (изменение окраски животных). (Дифференцированное задание с целью развития внимания. Взаимосвязь учитель – ученик, ученик – ученик).

а) 2 часть рассказа

Перед началом чтения задается вопрос.

– В какое время года встретились белочка и зайчик? (Летом).
(После прочтения детьми  задается снова этот же вопрос – если дети не отвечают обратится к 1 предложению 2 части).
– Почему белочка не узнала зайчика? (Он поменял шубку).
– Какого он был цвета? (Он поменял шубку – серую на белую).
– А зайчик узнал белочку? (Нет).
– Какого она была цвета? (Серого).
– А зачем они поменяли свои шубки? (Потому что они так прячатся от своих врагов. Зайчик зимой белый – прижмется к снегу его и не видно. И белочка среди деревьев спрячется ее и не видно.)

б) Употребление предлогов

Развитие речи, согласование слов. Показ картинок где спрятались животные.

– Где спряталась белочка? (В гнезде).
– Где спрятался зайчик? (Под елкой).

VI. Гимнастика для глаз

Здоровьесберегающие технологии для снятия зрительного утомления.

VII. Закрепление нового материала

а) Составление предложений по 1 части рассказа. (Построение предложений).

– Давайте ребята вспомним наш рассказ с самого начала. Я вам раздам незаконченные предложения, а вы их попробуете восстановить и прочитать. (Все дети составляют предложения. Составленные предложения дети прочитывают.)

б) Работа в цвете – раскрасить животных. (Сенсорное восприятие, развитие  мелкой моторики).

– Какого цвета будем раскрашивать зайчика? (Белого).
– Каким цветом – белочку? (Серого).

VIII. Итог урока

Формирование интереса к предмету, умения сравнивать и делать собственные выводы.

– О каких животных мы сегодня говорили? (О белке и зайце).
– Что нового о них узнали? (Подвести к тому, чтобы дети ответили, что белочка и зайчик меняют на зиму шубки: белочка – рыжую на серую, а зайчик – серую на белую).

IХ. Оценивание. Похвала