Урок с использованием ИКТ. 3-й класс. Тема: "Золотое кольцо России"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Тема урока: «Золотое кольцо России»

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.

Вид урока: заочное путешествие.

Методы урока: частично-поисковый.

Форма работы: групповая.

Цели урока:

  • Сформировать у учащихся представление о том, что «Золотое кольцо России» является национальным достоянием русского народа.
  • Создать условия для развития мыслительных операций, логики, речи;
  • развития познавательной самостоятельности и творческих способностей.
  • Воспитывать учащихся в духе подлинного патриотизма; стремление самостоятельно мыслить и применять свои знания в жизни.

Оборудование:

  1. Карта России, карта-схема «Золотое кольцо России».
  2. Слайды, фотографии с изображениями городов «Золотого кольца России».
  3. Проектор, компьютер.
  4. Толковый словарь, атлас.
  5. Макеты соборов.
  6. Гербы городов.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам  впрок.
Постараюсь всё понять,
Многое хочу узнать!

II. Сообщение темы и цели урока, актуализация

Учитель: Мы продолжаем изучать тему «Золотое кольцо России» и отправляемся в путешествие – побываем в малых и крупных древних русских городах. Посмотрите. Что нас ждёт? (Учитель читает загадку)

Что за чудо – яркий дом!
Ребятишек много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином.

(Открывается слайд-автобус).

Учитель: Он поможет нам побывать в древних городах, которые расположены по маршруту «Золотого кольца». К любой экскурсии надо готовиться.  Подготовили программу путешествия  экскурсоводы нашего класса (1 группа учащихся) и их помощники – знатоки русского языка (2 группа), которые по ходу экскурсии будут пояснять смысл непонятных слов из толкового словаря Даля (записаны на доске):

Лавра –
Текстильные мануфактуры –
Бурлаки –
Иноки –
Дань –
Языческое изображение –
Летопись –
Летоисчисление –  

Учитель: Макеты соборов приготовили на уроке технологии ученики нашего   класса:

  • Владимирские «Золотые ворота» – 3 группа.
  • Ярославская «Церковь Ильи Пророка» – 4 группа
  • «Ростовский  кремль» – 5 группа.

Учитель: Карту путешествия составили 6 группа учащихся. Если в процессе путешествия будут вопросы и дополнения, пожалуйста, поднимайте руки – участвуйте!
Итак, всё готово к путешествию – счастливого пути.

(Открывается слайд-автобус, под песню «Когда мои друзья со мной …» выезд из Балаково)

III. Путешествие по городам «Золотого кольца России» – детская презентация (Приложение)

Слайд 1. Выступает составитель презентации Гуторина Люба.

Около 30 лет назад несколько древних городов России к северо-востоку от Москвы были объединены в туристический маршрут, получивший название «Золотое кольцо России». 

Слайд 2.  Проблемный вопрос

Учитель: Почему туристический маршрут  «Золотое кольцо России» назван «золотым кольцом»? В конце урока вы сами сможете ответить на этот вопрос.

Работа с картой.

Учитель: В путешествие по «Золотому кольцу» мы отправляемся из Москвы. Покажите на карте столицу нашей Родины.

(После показа города  на карте России, учитель прикрепляет герб Москвы на карте «Золотого кольца»)

Учитель: Мы с вами посмотрели фильм «Московский Кремль», что запомнилось больше всего? (Дети делятся впечатлениями)

Слайд 3. Открывается первая половина – Кремль, Спасская башня.

Учитель: Кто основал Москву? (Ответы детей)

(Открывается вторая половина слайда – памятник Юрию Долгорукому в Москве)

Выступления детей – 1 группа, каждый выступающий  показывает город, близпротекающие реки  и прикрепляет герб города на карте-схеме «Золотого кольца России».

Слайд 4. Александров

На полпути от Троице-Сергиевой Лавры  к Переславлю-Залесскому
издавна существовало поселение, называвшееся Великой, или Старой Слободой. В начале XVI века недалеко от Великой Слободы выросло большое село, названное Александровской Слободой.

Слайд 5. Владимир

В 1108 году князь Владимир Мономах построил мощную крепость, защищенную с юга крутыми берегами реки Клязьмы, с севера речкой Лыбедью, с востока и запада – глубокими оврагами. Новая крепость была названа в честь основателя – Владимир.
Дополнение: рассказ учащихся 3-й группы о создании  макета «Золотые ворота Владимира».

Слайд 6. Гусь-Хрустальный

Летоисчисление Гусь-Хрустального начинается с середины XVIII века. В 1756 году орловский купец Аким Мальцев, облюбовав мещерские  леса, основал «во Володимирском уезде Московской губернии» хрустальную фабрику, с постройки которой началось бурное развитие российского стеклоделия, которое стало уникальным явлением художественной культуры не только владимирской земли, но и России.

Слайд 7. Иваново

В 1971 году город Иваново отметил свой столетний юбилей. Но село Иваново известно довольно давно. Первое письменное упоминание о нём относится к 1561 году. Уже в XVII веке здесь появляются текстильные мануфактуры. Полотняные и набивные ткани пользовались большим спросом и в России, и за границей. В XVIII веке в Иванове возникает хлопчатобумажное и ситценабивное производство. Ивановские ситцы известны во всём мире.

Слайд 8. Калязин

Калязин – один из старинных городов Тверской земли, выросших на Волге. Первое известное поселение, упомянутое в одной из русских летописей на месте современного г. Калязина, называлось «Никола на Жабне». Располагалось поселение в устье реки Жабни. Его появление относится ещё к концу XII столетия.

Слайд 9. Плёс

Плёс был основан в 1410 году князем Василием I, как военное укрепление на Волге, охранявшее подступы к Москве и приволжским городам. Однако сама история города началась задолго до этого времени. Народное предание гласит, что вначале на этом месте был древний город Чувиль.

Слайд 10. Ростов-Великий (Вначале прослушивается колокольный звон)

Ростов-Великий – один из древнейших русских городов – известен с 862 года. В X веке Ростов был столицей обширного Ростово-Суздальского княжества. В XVII веке Ростов, прозванный Великим, стал религиозным центром православия. Он активно застраивался соборами и монастырями, имел дивные княжеские палаты. Здесь возникла собственная школа иконописи. Через него проходил торговый путь на север из Москвы в Архангельск.
Дополнение: рассказ учащихся 5 группы о создании макета «Ростовского Кремля».

Дополнение: рассказ Зеленовой Нади о ростовской финифти, медных сплавах.

Слайд 11. Рыбинск

Рыбинск – это рыбная слобода. С основания Петербурга Рыбная слобода оказалась на пересечении хлебного пути – именно, до неё  поднимались огромные баржи с низовьев Волги. Дальше к северной столице могли идти только небольшие лёгкие суда. Большинство приезжавших были бурлаками. Оттого и прозвали Рыбинск «бурлацкой столицей».

Слайд 12. Сергиев Посад (Вначале прослушивается колокольный звон)     

Сергиев Посад назван в честь Преподобного Сергия, основавшего крупнейший в России монастырь – Троице-Сергиева лавра. Слава Преподобного Сергия и основанного им монастыря влекли к обители иноков и богомольцев. Постепенно вблизи монастыря стали селиться и крестьяне.

Слайд 13. Суздаль

Суздаль появился на страницах русских летописей в 1024 году.  
В XI веке Суздаль – крупный город на северо-востоке могущественной Киевской державы, в середине XI века Суздаль достигает наивысшего расцвета: он становится столицей Ростово-Суздальского княжества, крупным торгово-ремесленным центром.
Здесь 33 церкви, 5 монастырей, 17 часовен.
В городе есть знаменитый Музей деревянного зодчества, где собраны старинные постройки из дерева – церкви, избы, мельницы.

Физминутка

Долго ехали,
           устали…
Так, давайте,
           дружно встанем!
Оглядимся,
           разомнёмся,
Вкруг себя мы
           обернёмся.
И вернёмся
           в чудо-дом –
Здесь свои места
           займём!

Слайд 14. Углич

Углич – древнейший русский город на Волге. Местные летописи сообщают, что город основал в 937 году Ян Плескович, родственник  княгини Ольги Киевской, посланный на Верхнюю Волгу «ради сбора дани». Археологические раскопки подтвердили, что эти места обжиты людьми много тысяч лет назад. Здесь чеканили монеты, вели летоисчисление, писали книги.

Слайд 15. Юрьев-Польский

До Юрьева-Польского от Владимира 68 км шоссе проходит близ села Сновицы. Здесь на берегах реки Содышки, стоял Сновицкий монастырь, основанный в XV веке. От его построек до нас дошло лишь здание Благовещенской церкви.

Слайд 16. Ярославль

Ярославль раскинулся на высоком берегу реки Волги. Там, где Которосль сливается с Волгой, находилось когда-то поселение под названием Медвежий угол. Легенда гласит, что 1010 году князь Ярослав Мудрый с дружиной захватил это селение, разрубив боевым топором языческое изображение медведя.
Дополнение из личных впечатлений от поездки к бабушке в г. Ярослав Золотухиной Оксаны.Она ознакомила с серией открыток – достопримечательностей г. Ярослава.
Дополнение: рассказ учащихся о создании макета «Ярославской церкви Ильи Пророка»

IV. Закрепление знаний

Учитель: Мы с вами вернулись в Москву. Кольцо замкнулось. Много впечатлений остаётся от путешествий. А теперь едем в г. Балаково СОШ № 19 и проверим, как вы запомнили материал о «Золотом кольце России».

Слайд 16. Автобус – песня «Если с другом вышел в путь…»

Слайд 17. Разгадайте кроссворд.

Самопроверка.

V. Итог урока

Учитель: Посмотрите на карту-схему и перечислите города «Золотого кольца». Объясните название «Золотое кольцо России». (Ответы детей)

Слайд 18. «Золотым кольцом» города названы потому, что их памятники бесценны и могут быть сравнимы с этим дорогим металлом.

Дополнение: Рассказ Щеглова Вани о прочтённой статье из еженедельника «Шмель» №5 от 30 января 2008 года
«Золотое кольцо России» – так называется маршрут по древним русским городам, сохранившим уникальные памятники российской духовности, живописи и архитектуры. Среди них – Владимир, Суздаль, Кострома, Ярославль, Ростов Великий, Переславль-Залесский, Сергиев Посад, Боголюбово, Мышкин, Александров, Гусь-Хрустальный, Муром…

Учитель: О каких городах мы не говорили на уроке? (Боголюбово, Мышкин, Муром)
Учитель: Почему древние города строились на берегах рек и озёр? (Ученики читают вывод на стр. 99 учебника)

VI. Домашнее задание

Слайд 19.

Учитель: Выполнить письменные задания в тетради на печатной основе «Проверь себя» с.24-25. Подготовить сообщения о городах Боголюбово, Мышкин, Муром (по желанию).

VII. Заключение. Оценивание

Слайд 20.

Учитель: Всем спасибо за подготовку, участие, дополнения.

Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет!
Пусть будет добрым ум у вас,
А сердце добрым будет!

С. Я. Маршак.

Звучит песня «Когда мои друзья со мной…»

Литература.

1. Детский журнал об искусстве «Эскиз» № 8 2006 г.
2. Плешаков А.А. учебник для 3-го класса «Мир вокруг нас», Москва «Просвещение»      2007 г.
3. Плешаков А.А. тетрадь на печатной основе Мир вокруг нас. Проверь себя», Москва   «Вита» 2007 г.
4. Г.В.Сёмин «Страна, в которой я живу», Москва «РОСМЭН» 2008 г.
5. Т.Ю. Целоусова, Т. В. Максимова «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», Москва «ВАКО» 2008 г.
6. Интернет-ресурсы: vision.rambler.ru,  «Ростов Великий», www.zolotoe-koltso.ru