СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ОБУЧЕНМММ
1.1. Развитие познавательной активности
учащихся на среднем этапе обучения
1.2. Психолого-педагогические основы рефлексии
ГЛАВА 2. РЕФЛЕКСНЫЙ КОМПОНЕНТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА…………………………………………………………………..10
2.1. Приемы рефлексии настроения и
эмоционального состояния
2.2. Приемы рефлексии содержания учебного
материала
2.3. Приемы рефлексии деятельности
2.4. Языковой портфель как средство рефлексивного
обучения иностранному языку
ГЛАВА 3. ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В современной языковой политике, в том числе в
области иностранных языков, в последние годы
утвердился личностно-ориентированный подход к
обучению. Одними из основных положений данного
подхода являются направленность на развитие
личности учащихся как активного субъекта
учебной деятельности и всесторонняя подготовка
его к непрерывному процессу образования,
саморазвития и самосовершенствования в течение
всей жизни.
Развитие рефлексивной самооценки в области
изучения иностранного языка предполагает
формирование умений оценивать цель
коммуникативной деятельности и оценку
успешности учебной деятельности, то есть
результата и способов изучения языка.
Таким образом, учитель, готовясь к уроку, должен
включать в него различные элементы рефлексии с
целью поддержания интереса учащихся, развития их
мыслительной и творческой активности.
Актуальность и недостаточная практическая разработанность данной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Использование рефлексивного компонента деятельности как условия развития познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка на среднем этапе обучения».
Объект исследования: познавательная активность учащихся.
Предмет исследования: рефлексивный компонент деятельности.
Цель работы: определить эффективность использования рефлексивного компонента деятельности на среднем этапе обучения иностранному языку.
Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
- Дать психолого-педагогическую характеристику познавательной деятельности учащихся, проанализировать особенности познавательной активности личности в подростковом возрасте.
- Изучить психолого-педагогические основы рефлексии.
- Рассмотреть виды рефлексии на уроках иностранного языка, дать оценку языковому портфелю как средству рефлексивного овладения иностранным языком.
- Разработать и апробировать в опытно-экспериментальной работе систему учебных занятий с использованием рефлексивного компонента деятельности на среднем этапе обучения иностранному языку.
- Проанализировать собственный опыт использования рефлексивного компонента деятельности в системе учебных занятий на среднем этапе обучения иностранному языку, выявить эффективность рефлексивного обучения.
Для решения вышеперечисленных задач был сделан обзор методической литературы, включающий работы и исследования отечественных лингвистов, методистов и преподавателей иностранного языка, таких как Н.Д.Гальскова, Е.С.Полат, Е.Н.Соловова, Н.Ф.Коряковцева, Л.А.Соколова, О.Г.Полякова, А.С. Бикеева, С.В.Перкас и другие.