Конспект открытого урока
по обществознанию в 5 классе учителя высшей
категории Гориной Натальи Константиновны
Тема: Поколение вещей
Цели:
- Познакомить учащихся с понятием вещей.
- Формировать умение самостоятельно строить рассказ на основе различных источников информации, обобщать отдельные факты.
- Воспитывать чувство уважения к тем людям, которые создавали различные предметы материальной культуры.
- Способствовать развитию познавательных интересов.
Оборудование:
- Презентация к уроку «Поколение вещей».
- Дополнительный материал к уроку на каждого ученика.
Оформление доски:
Тема: «Поколение вещей».
План урока:
1. Понятие вещей.
2. Вещи в нашем доме.
3. Роль вещей в различные эпохи.
Словарь: вещь
Сетка кроссворда
Ожидаемые учебные результаты:
Учащиеся должны:
- описывать вещи, объединять различные вещи в поколения, давать им характеристику;
- объяснять роль вещей в разные исторические эпохи;
- объяснять значение терминов и понятий;
- давать личностную оценку отношению к вещам людей и в обществе в целом.
ХОД УРОКА
№ п/п |
Название этапа урока | Содержание этапа | Вспомогательный материал | Время этапа |
1. | Организационный момент | – Здравствуйте, ребята! Сегодня на
уроке у нас присутствуют гости. Посмотрите на
них. Улыбнитесь. Тихо садитесь! – Ребята, сядьте удобнее и закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох. Вспомните о вещах, которые когда-либо дарили тебе радость и хорошее настроение. Выбери что-нибудь, что тебе кажется в эту минуту особенно приятным. Возможно это будет капля дождя на лепестках розы, возможно – освежающий прыжок в прохладу реки жарким днём… Припомни свои чувства и мгновения счастья (пауза). Теперь образ этого события и предмета, подарившего тебе радость, начнет постепенно бледнеть, пока не растает. Но не забудь само ощущение радости, храни его. Теперь потянись, выпрямись и открой глаза. |
Музыка | 1,5 мин. |
2. | Сообщение темы урока | Тема нашего урока: «Поколение вещей». Сегодня мы с вами познакомимся с понятием «вещь», поговорим об истории возникновения различных вещей, об их значении для человека. На протяжении всего урока мы с вами будем разгадывать кроссворд, и вы будете рассказывать друг другу истории возникновения наиболее интересных вещей. В конце урока мы с вами должны будем ответить на главный вопрос: «О чем может рассказать история вещей?» |
Слайд № 1 На доске изображен кроссворд (Приложение 1) |
1 мин. |
3. | Работа в тетрадях | – Откройте тетради, запишите на полях
число, тему урока, план урока. – Кто запишет, сядет правильно. |
На доске – тема урока, план урока | 2,5 мин. |
4. | Актуализация знаний по предыдущей теме урока | – Прежде, чем мы начнем новую тему, мы с
вами повторим материал предыдущего урока. Я буду
задавать вам вопросы, если ответ на данный вопрос
«да», то вы в своей тетради поставите вот такой
знак: , если
ответ на данный вопрос «нет», то вы поставите вот
такой знак: __. (Один ученик выполняет работу у
доски). Вопросы: – Слово обществознание состоит из двух слов: общество и знание? (Да). – Человек миллионы лет тому назад тоже был продуктом природы? (Да). – В древности человек все делал в одиночку? (Нет). – Совершенствование орудий труда и техники называют техническим прогрессом? (Да) – Науки, которые изучают живую природу, – это общественные науки? (Нет). – Общество – это объединение людей для совместной деятельности? (Да). – Материальная культура включает в себя все созданное человеческими руками? (Да). Самопроверка: Посмотрите на полученный рисунок. Все ли согласны с ним? (В случае ошибок, графический рисунок исправляется, дети проверяют свои работы). |
5 мин. | |
5. | Физическая пауза | Пальчиковая гимнастика Гимнастика для глаз |
2 мин. | |
6. | Работа над новой темой | – Ну, что же приступим к работе. – Ребята, как вы понимаете слово «вещь» (Ответы детей). – В толковом словаре Ожегова слово «вещь» имеет несколько значений: 1. Вещь – это отдельный предмет, изделие. 2. Вещь – это то, что принадлежит к личному движимому имуществу (сдать вещи в багаж). – Запишем значение слова (дети записывают пояснение слова «вещь»). – Итак, первая загадка: 1. Надеваю на глаза (Тот, кто отгадал загадку, записывает ответ в кроссворд). Ученик рассказывает историю возникновения очков (Приложение 2). 2. Под крышей – ножки, (Тот, кто отгадал загадку, записывает ответ в кроссворд). Ученик рассказывает историю возникновения стола (Приложение 2). |
Приложение 2.
Слайд № 2 Толковый словарь Ожегова
Слайд № 3
Слайд № 4 |
3 мин.
2,5 мин.
2,5 мин. |
7. | Физическая пауза | Комплексы упражнений для снижения утомления глаз | 2 минуты | |
8. | Продолжение работы над новой темой | 3. Хоть у нас четыре ножки, мы не мышки и
не кошки. Хоть мы все имеем спинки, мы не овцы и не свинки. Мы не кони, хоть на нас вы садились сотни раз. Чтобы ноги отдохнули, отдохни-ка ты на ... (стуле) (Тот, кто отгадал загадку, записывает ответ в кроссворд). Ученик рассказывает историю возникновения стула (Приложение 2). 4. Стоит солнцу в тучах скрыться, (Тот, кто отгадал загадку, записывает ответ в кроссворд). Ученик рассказывает историю возникновения зонта (Приложение 2). 5. Перед тем, как в стену лечь, (Тот, кто отгадал загадку, записывает ответ в кроссворд). 6. Открыть свои тайны любому готова. (Тот, кто отгадал загадку, записывает ответ в кроссворд). 7. Может и разбиться, (Тот, кто отгадал загадку, записывает ответ в кроссворд). 8. Греет руки пара печек (Тот, кто отгадал загадку, записывает ответ в кроссворд). 9. На черном поле – (Тот, кто отгадал загадку, записывает ответ в кроссворд). 10. Если день стоит погожий, (Тот, кто отгадал загадку, записывает ответ в кроссворд). 11. Я увидел свой портрет, (Тот, кто отгадал загадку, записывает ответ в кроссворд). Ученик рассказывает историю возникновения зеркала (Приложение 2). 12. Из горячего колодца (Тот, кто отгадал загадку, записывает ответ в кроссворд). |
Слайд № 5
Слайд № 6
Слайд № 7
Слайд № 8
Слайд № 9
Слайд № 10
Слайд № 11
Слайд № 12
Слайд № 13
Слайд № 14 |
2,5 мин.
2,5 мин.
0,5 мин. 0,5 мин. 0,5 мин.
0,5 мин.
0,5 мин.
0,5 мин.
2,5 мин.
0,5 мин. |
9. | Обобщение по новой теме | – Итак, ребята, мы с вами разгадали весь
кроссворд. Давайте посмотрим, какие ключевые
слова у нас получились в заштрихованных
клеточках. (История вещей) – Так давай те ответим на главный вопрос урока: «О чем может рассказать история вещей?» (Ответы детей) – Для чего нужны вещи в наших домах? (Ответы детей) – Как нужно относиться к вещам? (Ответы детей) – Какова роль вещей в различные эпохи? (Ответы детей) |
4 мин. | |
10. | Домашнее задание | Составить рассказ на тему «История одной вещи нашей семьи» | Запись домашнего задания в тетради и дневниках | 1,5 мин. |
11. | Итог урока | – Вот и подошел наш урок к концу,
давайте вспомним, о чем мы говорили на уроке? – Что интересного вы узнали? – Молодцы! На уроке вы работали активно. – Отметки, полученные вами за проверку домашнего задания, пойдут в журнал. – Все встали. Спасибо за работу! Урок окончен! |
1,5 мин. | |
Дополнительный материал к уроку |
Для каждого ученика готовится раздаточный материал, представляющий собой набор картинок, на которых изображены различные предметы. Ученикам необходимо соотнести два предмета: современный вид вещи и вид вещи в различные исторические эпохи. |