КВН по басням И.А. Крылова

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Оформление: таблички с цитатами:

  • «Книга мудрости самого народа»… (Н.Гоголь)
  • «Его басни переживут века:::» (К.Батюшков)
  • «Кто не слыхал его живого слова?
  • Кто в жизни с ним не встретился своей?
    Бессмертные творения Крылова
    Мы с каждым годом любим все сильней.» (М.Исаковский)

Также следует украсить зал фотографиями и книгами писателя; иллюстрациями к басням, кроссворд на ватмане. Можно поместить детские рисунки к басням Крылова. В сценарий включены презентации.

Присутствуют: ведущие, учитель, учащиеся 4 классов (2 команды)

Мероприятие начинается с презентации о жизни и деятельности И.А.Крылова.

Ведущая 1: Вот уже больше ста лет дети читают басни Ивана Андреевича Крылова. Читают и любят их. И вы, ребята, знакомы с ними с самого детства. Еще до школы вы слышали грустную, но поучительную историю про Стрекозу и Муравья; смеялись над глупой Вороной, поддавшейся на лесть Лисицы; жалели бедного маленького Ягненка, возмущались злым, жадным Волком. В школе вы изучаете басни Крылова на уроках чтения и литературы. Творчество Крылова постоянно живо и драгоценно для нас, а в этом году особенно уместно вспомнить жизнь и творчество великого баснописца. Ведь13 февраля исполнилось 240 лет со дня его рождения.

Учитель: Он смог создать удивительный басенный мир. Прошло более полутора веков, как басни Крылова полюбились русскому сердцу, и, надо прямо сказать, пока он никем не превзойден. Когда кто-то спросил у писателя, почему он создает только басни, Крылов ответил: «Этот род понятен каждому: его читают и слуги, и дети». Ребята, вы сегодня вспомните некоторые басни Крылова и, может быть, в героях басен вы узнаете своих одноклассников и друзей. И засмеетесь… А может, обнаружите там себя и загрустите, и задумаетесь…

Ведущая 2: На протяжении полутора веков басни Крылова пользуются горячим признанием все новых и новых поколений читателей. «Книгой мудрости самого народа» назвал Гоголь крыловские басни, в которых, как в бесценной сокровищнице, сохраняется народная мудрость пословиц и поговорок, богатство и красота русской речи.

Ведущая 1: Иван Андреевич Крылов смог расслышать, как разговаривают между собой звери, птицы, рыбы… Оказывается, они говорят стихами, да еще пословицами и поговорками свою речь пересыпают. Я хочу увидеть, понимаете ли вы «крыловских» животных, с которыми сейчас вам предстоит встреча. У меня сегодня есть помощница, которая будет помогать нам.

Ведущая вызывает помощницу. По сцене важно вышагивает Ворона, держа в руках небольшие кусочки сыра.

Как видите, наша Ворона не расстается со своим любимым сыром. Она снова нашла ему оригинальное применение: сегодня эти сырки будут нам вместо жетонов. За правильные ответы Ворона будет одаривать вас своими сырками.

1 задание называется «Найди пару» Каждая команда получает по два комплекта карточек. Задача команды- найти начало и конец фразы (дается по 1 баллу за каждый правильный ответ).

  • А Васька слушает… (да ест). «Кот и повар»
  • Да только воз… (и ныне там). «Лебедь, Рак и Щука»
  • А ларчик просто… (открывался). «Ларчик»
  • Ты виноват уж тем… (что хочется мне кушать). «Волк и Ягненок»
  • Оглянуться не успела… (как зима катит в глаза). «Стрекоза и Муравей»
  • Чтоб музыкантом быть…(так надобно уменье) «Квартет»
  • А вы, друзья, как ни садитесь… (все в музыканты не годитесь) «Квартет»
  • Кукушка хвалит Петуха (за то, что хвалит он Кукушку) «Кукушка и Петух»
  • Чем кумушек считать, трудиться… (не лучше ль на себя, кума, оборотиться?) «Зеркало и Обезьяна»
  • Ай, Моська! знать, она сильна… (что лает на Слона) «Слон и Моська»

Ведущая 2: Величайший знаток русского слова И.А.Крылов обогатил наш литературный язык многими образными выражениями, ставшими пословицами, поговорками. Используя некоторые фразы, мы даже не задумываемся, что эти слова произнесли впервые герои Крылова. Здесь вас ждет задание 2. «Назови поговорку». Я буду зачитывать командам по очереди поговорки, а вы – отгадывать, из какой это басни. (За каждый правильный ответ получаете один балл.)

  • «У сильного всегда бессильный виноват» (Волк и ягненок)
  • «Слона-то я и не приметил» (Слон и Моська)
  • «Да только воз и ныне там» (Лебедь, Щука и Рак)
  • «Когда в товарищах согласья нет,
    На лад их дело не пойдет» (Лебедь, Щука и Рак)
  • «Дело мастера боится» (Щука и Кот)
  • «Не стели языком – торопись делом» (Ларчик)
  • «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (Квартет)
  • «Кукушка хвалит Петуха?
    За то, что хвалит он Кукушку» (Кукушка и Петух)
  • «Вперед чужой беде не смейся, Голубок» (Чиж и Голубь)
  • «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна…» (Ворона и Лисица)

Ведущая 1: Человек и зверь живут у писателя в одном прекрасном мире сказки, разговаривают они на одном языке, великолепно понимая друг друга, по- одинаковому думают, хитрят, обманывают, вызывая наш негодование, сочувствие, жалость, смех.

3 задание называется «Кто сказал такие слова?» Каждой команде даются задания на карточках. К данным фразам надо подобрать соответствующего персонажа. (За каждый правильный ответ – по 2 балла)

1. «Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки» (Лисица, «Ворона и Лисица)

2. «Все про очки мне лишь налгали;
А проку на волос нет в них» (Мартышка, «Мартышка и очки»)

3. «Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?» (Муравей, «Стрекоза и Муравей»)

4. «Друзья! К чему весь этот шум?
Я ваш старинный сват и кум…» (Волк, «Волк на псарне»)

5. «Погодите! Как музыке идти?
Ведь вы не так сидите» (Мартышка, «Квартет»)

6. «Соседка, перестань срамиться,-
Тебе ль со Слоном возиться?!» (Шавка, «Слон и Моська»)

7. «Ведь кошка, говорят, попалась в когти льву?
Вот отдохнуть и нам пора настала!» (Мышь, «Мышь и Крыса»)

8. «Не стыдно ль средь бела дня попался!
Не провели бы так меня:
За это я ручаюсь смело» (Голубь, «Чиж и Голубь»)

Учитель: Басни Крылова обладают чудодейственной силой. Они заключают в себе мудрые, незыблемые истины, почерпнутые художником из «моря житейского».
Теперь вас ждет вопрос исторический. В 1812 году французы начали наступать на Москву.
(Небольшая презентация об Отечественной войне 1812 года)
К этому событию Крылов написал знаменитую басню и отправил ее Кутузову. Как она называлась? (Задание 4)
(«Волк на псарне». Пока игроки обдумывают вопрос, ведущая зачитывает басню.) (За правильный ответ команда получает 3 балла.)

Ведущая 2: Итак, ребята. Все мы понемногу вспомнили басни Крылова. Мы увидели, что он создал реальные картины жизни. И при этом добился чудесной простоты, ясности и вместе с тем наглядности и силы каждого образа. Подытоживая полученные знания о баснях Крылова, предлагаю командам сыграть следующую игру задание 5 «Угадай кроссворд» Представители команд должны по очереди подходить и заполнять кроссворд. ( Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.)
(Вниманию детей предоставляется кроссворд, выполненный на ватмане, который висит на доске).

Кроссворд «И.А.Крылов»

Слова в кроссворде пишем в именительном падеже.

1. «На ту беду… близехонько бежала» (Лиса)
2. «Проказница Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка затеяли сыграть… (Квартет)
3. «Знать она сильна, что лает на Слона.» Кто она? (Моська)
4. «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!» Кто это? (Ворона)
5. «Вороне где- то бог послал кусочек…» (Сыр)
6. «По улицам … водили, как видно на показ». (Слон)
7. «Мартышка тут с досады и с печали о камень так хватила их, что только брызги засверкали». Что это? (Очки)
8. «Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться: И надо же беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал …» (Волк)

Ведущая 1: К заданию вы все подготовились заранее. Ведь оно называется – домашнее. Итак, 6 задание – домашняя инсценировка басен. (Каждая команда получает по 3 балла.)

Игроки инсценируют басни Крылова в костюмах героев. Далее идет подведение итогов. Дети принимают в этом живое участие: они суммируют очки вместе с Вороной. В конце мероприятия учитель дарит всем участникам басни И.А.Крылова.