План- конспект урока технологии
Тема раздела: Декоративно-прикладное творчество
Тема урока: Изготовление плетеной декоративной салфетки.
I. Дидактическое обоснование урока
Цели урока:
- образовательная: расширение знаний учащихся о различных видах декоративно-прикладного творчества, технологии выполнения декоративной салфетки, способах художественного оформления изделия;
- воспитательная: привлечь любовь к художественному творчеству, воспитать чувство красоты;
- развивающие: способствовать развитию двигательной сферы учащихся (овладение моторикой мелких мышц рук, развивать двигательную сноровку, соразмерность движений), способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету, самостоятельности учащихся.
Методическое оснащение урока:
1. Материально-техническая база:
- кабинет технологии,
- инструменты, приспособления: деревянная рама с набитыми гвоздями, нити синтетические, пряжа, ножницы.
2. Дидактическое обеспечение:
- рабочая тетрадь,
- учебно-техническая документация (УТД):
- технологические карты (ТК),
- образцы салфеток,
- инструкции по безопасным приемам труда при работе с ножницами.
Методы обучения:
- рассказ учителя,
- самостоятельная работа под контролем учителя;
- выставка работ.
Тип урока: комбинированный
Объект труда: изготовление салфетки из ниток путем плетения
II. Ход урока
1. Организационный момент:
приветствие,
проверка готовности учащихся к уроку,
доведение до учащихся плана урока.
2. Актуализация знаний учащихся
Проверка полученных ранее знаний (по вопросам):
- Какие виды декоративно-прикладного искусства вам известны?
- Какие из них относятся к традиционным на Руси?
- Какие изделия с использованием ниток можно изготовить руками?
- Изложение учителем нового материала
Нитяная графика как вид искусства впервые появился в Англии. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они вбивали в дощечки гвозди и в определённой последовательности натягивали на них нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища. В настоящее время это искусство находит широкое применение для украшения изделий и предметов быта, для оформления интерьера, для выполнения подарков и сувениров.
Декоративная салфетка выполняется на пяльцах. Для плетения используют деревянную раму любой формы (прямоугольную, квадратную, многоугольную и т.п.). На нее набиты через равные промежутки в 3-5 см гвозди, которые выступают над поверхностью на 2-3 см. Следует иметь в виду, что деревянная основа должна быть по размеру на одну треть больше предполагаемых размеров изделия, так как пряжа сжимается, уменьшая свой объем после снятия с рамы.
Предполагаемая технология плетения салфетки из синтетических ниток (пряжи) рассчитана на прямоугольную раму (смотрите Рисунок).
Технологическая карта
Изготовление плетеной декоративной салфетки.
1. Нить завязать на первом гвозде и провести к противоположному гвоздю.
2. Обогнуть его и соседний гвоздь, возвратиться ко второму гвоздю на первоначальной стороне.
3. Обогнуть второй и третий гвоздь на первой стороне, закрепить на гвозде напротив и т.д. - нити должны быть туго натянуты.
4. Выполняется по 6-8 рядов в обе стороны попеременно: сначала – в одну, затем – в другую.
5. Связать тугим узлом каждое место пересечения нитей (углы квадратов сетки) такими же нитками, оставляя концы, равные половине расстояния до следующего узла.
6. Сторону каждого квадрата завязанной узлами сетки разрезают на 2/3 нитей, т.е. 4 из 6 разрезать, чтобы получились мохнатые шишечки. Вокруг каждого узла образуются рассечки. Не разрезают лишь ту его сторону, которая заканчивается нитью, идущей от гвоздя.
Завершают работу, разрезав нити между гвоздями. Снятые с них, они образуют бахрому салфетки или скатерти. Остается их подровнять.
4.Практическая работа
- Вводный инструктаж
Демонстрация образца готового изделия и разбор по технологической карте последовательности изготовления.
Показ приемов выполнения плетения. Инструктаж по безопасным приемам труда при работе с ножницами.
2. Самостоятельная работа учащихся по УТД.
3. Текущий инструктаж учителя.
4. Заключительный инструктаж учителя:
- анализ выполнения самостоятельной работы учащимися.
5. Подведение итогов урока учителем:
сообщение учителя о достижении целей урока,
объективная оценка результатов труда учащихся на уроке.
Литература
1. Школа и производство №4 1987 Декоративные салфетки
2. Школа и производство №5 2003 Плетение салфеток на раме