Цели:
- формирование понятий "цифра 5", "число 5"; формирование умений писать цифру 5; умения писать по образцу; находить состав чисел; называть последующие и предыдущие числа (числа 5);
- развитие учебно-познавательной мотивации, развитие интереса к истории математики и потребности познавать мир чисел;
- воспитание гуманных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; любви к животным.
Компетентность - умение организовывать, контролировать и оценивать учебную деятельность при работе с цифрой и числом первого десятка; формирование учебного сотрудничества.
Содержание и ход урока.
Организационный момент.
Учитель:
Внимание!
Проверь, дружок!
Готов ли ты начать урок.
Есть у нас девиз такой:
Все что надо под рукой.
Подарите улыбки нашим гостям, друг другу, учителю. Вы заметили, как в классе стало светлее, теплее, уютнее?! Это заслуга ваших улыбок. Улыбайтесь чаще, ребята! Дарите окружающим вас людям тепло и хорошее настроение.
Знакомство с планом урока. Целеполагание.
Учитель:
-Эта история произошла с моим очень хорошим знакомым, именно сегодня.
Однажды я встретил бездомную кошку. <Рисунок 1>
Рисунок 1.
- Как ваши дела?
- Ничего, понемножку.
- Я слышал, что вы тяжело заболели?
- Болела.
- Так значит лежали в постели?
- Лежала на улице много недель:
Бездомной мне некуда ставить постель.
- Послушайте, кошка,
Пойдёмте со мной.
Темнеет, а значит, пора нам домой.
Мы шли с ней по улицам,
Гордо и смело.
Я - молча, а кошка тихонечко пела.
О чём она пела?
Возможно о том, что каждому нужен
Свой собственный дом.
Учитель:
-О чём мечтала кошка?
Дети:
О теплом и уютном доме.
Учитель:
Мы сможем, ребята, здесь и сейчас на нашем с вами уроке построить такой дом, но надо потрудиться. Вы согласны?!
Дети:
- Конечно же, да.
Учитель:
- А с чего начинается строительство дома?
Дети:
- Строительство дома начинается с фундамента.
Учитель:
- Правильно. И для этого познакомимся с планом урока, узнаем тему урока, определим цель нашего занятия.
Знакомство с планом урока (см. Приложение1. Презентация)
Определение темы урока. (см. Приложение1. Презентация)
Учитель:
- Над какой темой мы будем сегодня работать?
Дети:
- Цифра 5. Число 5. Состав числа 5.
Целеполагание. (см. Приложение1. Презентация)
Учитель:
- Что нового узнаем, чему научится каждый из вас?
Дети:
- Сегодня на уроке мы научимся писать цифру 5, находить состав числа 5, называть предыдущие и последующие числа (числа 5)
Учитель:
- Молодцы, ребята! Мы смогли все вместе заложить фундамент будущего дома. <Рисунок 2>
Рисунок 2.
- Но впереди нас ждет нелегкая работа по "возведению" стен. Поэтому приглашаю вас в удивительную страну "Историю чисел"
Подготовительный этап к изучению новой темы.
Учитель:
Как и большинство людей для счета небольшого количества предметов египтяне 4000 лет назад использовали палочки. Если палочек нужно изобразить несколько, то их изображали в два ряда, причем в нижнем ряду должно быть столько же палочек, сколько и в верхнем, или на одну больше. Именно так записывалось число 5: <Рисунок 3>
Рисунок 3.
Римская система записи чисел, наверное, самая известная система, после "арабской", она возникла более двух с половиной тысяч лет назад в Древнем Риме. И выглядела именно так:
I 1
V 5
X 10
L 50
C 100
D 500 M 1 000
В древнейшее время в Греции числа 1, 2, 3, 4 изображались соответствующим количеством вертикальных полосок. А вот число 5 записывалось знаком <Рисунок 4>
Рисунок 4.
Это древнее начертание буквы "Пи", с которой начиналось слово "пять" - "пенте".
В славянской кириллической алфавитной системе счисления числа записывались с помощью букв, и число 5- не исключение <Рисунок 5>
Рисунок 5.
Даже Пушкин предложил свой вариант изображения чисел. Он решил, что все десять арабских цифр, включая нуль, помещаются в магическом квадрате. <Рисунок 6>
Рисунок 6.
Учитель:
- Но нам, ребята, надо научиться писать цифру 5 так, как того требует наше время и принятые нормы той страны в которой мы с вами живем.
Изучение нового материала.
Письмо цифры 5
Повтор написания цифры 5 в воздухе (следим за волшебным карандашиком). <Рисунок 7>. Написание цифры 5 в тетради.
Рисунок 7.
Стихотворения о цифрах: 1. 2, 3, 4, 5
Ученики рассказывают стихотворения, демонстрируя все названные цифры. <Рисунок 8>
1 ученик:
Вот лентяйка единица.
Не хочу я с ней водиться.
Не люблю и цифру 2.
Цифру 3 терплю едва.
Ай да умница 4.
Ну а всех любимей 5.
Вот всегда бы 5 в тетрадь
Рисунок 8.
1 ученик:
Перед нами цифра 5 <Рисунок 9>
Любит петь и танцевать.
Радость, свет, успех, удачу
Принесёт:, решай задачу:
Громко, ясно, чётко, в срок
Выполняй-ка все, дружок!
Рисунок 9.
Учитель:
- Молодцы, ребята! Вот и мы все вместе смогли (чётко и в срок) "возвести" стены будущего дома. <Рисунок 10>
Рисунок 10.
Состав числа 5.
Учитель:
- Но домику для нашей удивительной кошки не хватает:
Дети:
- Крыши.
Учитель:
- Для появления крыши для домика нашей кошки необходимо найти состав числа 5. Справимся?
Дети:
- Да!
Дети знакомятся с составом числа 5. Заполняют пустые клетки в "домике" числа 5. <Рисунок 11>
Рисунок 11.
Учитель:
- Молодцы, ребята! В процессе работы по составу числа 5 мы смогли в будущем домике для нашей кошки накрыть крышу. И домик уже выглядит так: <Рисунок 12>
Рисунок 12
Учитель:
- Вы рады!?
Дети:
- Да!
Предыдущие и последующие числа (числа 5)
Учитель:
- Домику для нашей удивительной кошки необходима:
Дети:
- Дверь
Учитель:
- Для появления двери и красивого крыльца в домике нашей кошки необходимо назвать "соседей" числа 5 - предыдущие и последующие числа. Справимся?
Дети:
- Да!
Дети называют предыдущее и последующее числа.
Учитель:
- Вот и крыльцо, и дверь есть в домике, но забыли :
Дети:
- Про окна.
Учитель:
- Правильно. Постараемся "вставить" окна. Для этого очень внимательно напишем графический диктант.
Дети с помощью учителя находят исходную точку. Поэтапно, под его руководством (например: 6 клеток - вниз, 3 клетки - вправо, 3 клетки - вниз,: и т.д. и т.п.), графически выводят изображение цифры 5 и раскрашивают свой результат цветными карандашами. <Рисунок 13>
Рисунок 13.
Учитель:
- Молодцы, ребята! Окошки в домике нашей знакомой кошки светятся всеми цветами радуги, приветствуя вас, ребята. <Рисунок 14>
Рисунок 14.
Первичное осмысление, закрепление и применение изученного материала.
Работа в парах и индивидуальная работа с учеником
Учитель:
- Вот и готов наш дом, но как скучно, грустно: около него. У кого есть какие-либо предложения?
Дети:
Давайте посадим цветы.
Учитель:
- Хорошо, но надо выполнить последнее задание: запомнить все предметы и их количество, которые будут появляться на экране. Нам это задание посильно?!
Дети:
- Да.
Учитель:
- Тогда - вперёд!!!
(учитель уточняет правила работы в паре, напоминает о знаке, который должны показать ребята по окончанию работы: поднять вверх руку)
Итог инд. работы
(с учеником у доски):
5 4 3 2 1 2 3 4 5
Итог работы в паре:
1 2 3 4 5 4 3 2 1
Рефлексия урока.
Учитель:
- Чему же новому вы научились, что интересное узнали? Чему сегодня на уроке научился каждый из вас?
Дети:
- Мы познакомились с новой цифрой 5, числом 5; узнали состав числа 5; записали предыдущие и последующие числа (числа 5). Но, главное, мы смогли построить самый настоящий Кошкин дом.
Учитель: - Ребята, вы хорошо поработали сегодня на уроке. Молодцы!