Цели и задачи:
- развитие у школьников мотивации к чтению;
- способствовать включению чтения в структуру приоритетных культурных потребностей учащихся;
- помочь детям выяснить причины возникновения детской литературы;
- формировать читательскую деятельность.
Оснащение: ноутбук, экран, флэшка, диски, на которые записаны детьми материалы к уроку(было дано задание поискового характера), портреты, книги детских писателей.
УРОК ЧТЕНИЯ. 4 КЛАСС (с ИКТ).
- Организационно- мотивационный этап.
2.Сообщение темы, целей урока.
-Сегодня мы вспомним, что знаем о древней русской литературе и выясним причину возникновения детской литературы.
3. Актуализация имеющейся базы ЗУН учащихся.
(Беседа в вопросно-ответной форме)
-Обратимся к истории нашего государства 11- 17 веков.
-Что вы знаете о древних книгах? Что представляли собой древнерусские рукописи?
(типы почерков, материал письма)
4. Расширение знаний.
- Прочитайте историческую справку в рабочих тетрадях по чтению стр. 26 –27.
- Что нового для себя каждый из вас нашел в этом тексте?
-Какое отношение к древним русским книгам имеют эти люди?
(на экране- портреты Кирилла и Мефодия - создателей славянской азбуки.)
5. Сообщение ученика о Кирилле и Мефодии, об их деятельности? их роли в деле развития русской литературы. (Моравские братья, философы, знали славянский язык, составили славянскую азбуку, перевели с греческого языка на славянский религиозные книги Апостол, Евангелие, Псалтырь).
- дополнение учителя:
Литературные произведения Древней Руси “завораживают” читателя привычностью, прикреплены к конкретному историческому факту, к конкретному историческому лицу. Это повести о битвах (о победах, поражениях), о князьях- полководцах, об иконах, о строительстве церквей. Вымысел тогда был равен лжи, а ложь была недопустима. Поэтому в древнерусских книгах описывались реальные события. К таким произведениям относятся прежде всего “ Повесть временных лет”, “ Поучение Владимира Мономаха”, “Слово о полку Игореве”, “ Слово о погибели Русской земли”, “ Житие протопопа Аввакума” и др.
6. Сообщение ученицы о собирателях древнерусских рукописей (граф Румянцев, митрополита Евгения Болховитинова, Строева и др.)
7. –Что читали дети в те времена? (Библию, Ветхий и Новый Завет, Псалтырь, Жития Святых).
-Каких древнерусских писателей, поэтов вы знаете?
(правщик Савватий, Симеон Полоцкий, Карион Истомин).
-К какому жанру относятся их произведения? (нравоучения, наставления, речи).
8. Об одном из этих древнерусских писателях послушаем сообщение…(ученик).
(на экране – портрет Симеона Полоцкого и текст сообщения).
9. Проверка домашнего задания - чтение наизусть стихов Симеона Полоцкого (3-5 учеников).
-Чему же учил Симеон царских детей? (Учил почитать родителей, учил добрым семейным отношениям).
10. – В те далекие времена еще не было понятия “ детская литература”. Эта обширная область общей литературы выделилась позже, на рубеже 17- 18 веков.
- Подумайте и ответьте: каковы, по- вашему, причины возникновения русской детской литературы? (осознание роли и значения ребенка в обществе, необходимость защиты его прав- ведь дети – это будущее страны, воспитание культурного человека, трудность понимания детьми литературных произведений для взрослых и т.п.).
-А каких русских писателей 19-20 веков вы знаете?
- Сообщение учителя: Вольф Маврикий Осипович, Новиков Николай Иванович, Лев Кассиль(на экране- портреты и тексты с сообщениями о писателях).
(по желанию учителя можно использовать календарь знаменательных дат на 2007 год, портреты, книги детских писателей:
11 сентября: 125 лет со дня рождения Б. Житкова
31 октября: 105 лет со дня рождения Е. Пермяка
3 ноября: 120 лет со дня рождения С. Я. Маршака
6 ноября: 155 лет со дня рождения Д. Н. Мамина-Сибиряка
27 декабря: 60 лет со дня рождения Г. Остера.
- А о чем любите читать вы? (о приключениях, о героях войны, о животных, смешные истории о детях, сказки, стихи для детей и т. п.)
11. Итог урока - выберите утверждения-причины возникновения литературы для детей:
1. Нечего было читать.
2. Книги были только для взрослых.
3. Детям нужны книги, которые им интересны и понятны.
4. Другое.
12. Домашнее задание: подготовить чтение понравившегося отрывка из любой книги для детей и подумать, в чем отличие произведений, которые читали дети раньше, до 17века, от произведений для детей современных писателей.
Использованная литература
- Уроки чтения по книге “В океане света” 4 класс. Е. В. Бунеева, О. В, Чиндилова (Методические рекомендации лдя учителя).
- Большая детская энциклопедия.
- Е. А. Смирнова Литературное чтение по учебнику Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой
“В океане света” 4 класс.