Цель занятия: освоить один из видов цветной глади, способствуя этим возрождению русской народной вышивки.
Задачи:
- научить детей правильному, последовательному выполнению листьев
- художественной гладью;
- правильному подбору ниток по тону для данной техники;
- воспитывать любовь к народному творчеству;
- развивать художественный вкус, точность и аккуратность в исполнении данной техники;
- закреплять навыки выполнения гладьевых швов.
Оборудование и материалы:
- выставка работ, выполненных художественной гладью;
- схема последовательности выполнения листьев;
- иллюстрации рисунков на художественную гладь;
- инструменты и приспособления, необходимые для работы;
- магнитофон и носители с аудиозаписями мелодий.
Форма проведения занятия:
- часть занятия - теоретическая - объяснение темы, с использованием наглядных пособий, образцов.
- часть занятия - практическая работа детей, а также индивидуальная работа; обобщение отдельных моментов изучаемой темы, ее закрепление.
Ход занятия
Организационный момент.
Сообщение темы детям.
Художественная гладь - один из видов цветной глади. Она представляет собой шов, покрывающий ткань сверху плотно прилегающими друг к другу стежками. Своеобразие вышивки заключается в мягком, незаметном переходе одного тона к другому. Стежки шва одного тона как бы вливаются в другой. Шов выполняется по нарисованному на ткань рисунку. Для выполнения художественной глади нужны различные тона ниток, хорошо сочетающихся друг с другом.
Рисунок, главным образом, состоит из растительных форм. Показ иллюстраций. Впечатление вливания тонов достигается различными тонами ниток и стежками различной длины. Вышивка эта очень красива, но трудоемка. Выполняется чаще в одну нить, реже в две нити мулине.
Этим швом можно выполнить как самостоятельные большие узоры, так и в сочетании с такими техниками, как мережки, счетно-строчевые швы. Показ образцов с использованием данного вида глади.
Послушайте последовательность выполнения листьев художественной гладью. Показ по схеме. Вышивка начинается с первого тона, который располагается ближе к середине листа. Выполняем стежки глади разной длины первым тоном, продвигаясь вдоль середины листа, к его вершине. Дойдя до вершины листа первым тоном, не продолжаем, оставляем эту нить. Готовим нить второго тона, темнее по тону, начинаем вышивать от основания к вершине листа, также стежками разной длины, при этом закалываем между стежками первого тона. На вершине листа опять оставляем нить второго тона, а готовим нить третьего тона, еще более темную, ей необходимо прометать контур листа швом назад иглу. Теперь выполняем гладьевые стежки разной длины третьим тоном, также от основания к вершине листа, закалывая между стежками второго тона. При этом направление стежков первого, второго, третьего тонов должно соответствовать направлению прожилок в листе, а выполнение стежков производится от края к середине листа.
При выполнении второй половины листа, от вершины к его основанию, первым выполняется третий тон, самый темный, который располагается у середины листа. Вслед за ним выполняются соответственно второй и первый тон, не забудьте прометать контур второй половины листа первым тоном
Обращаю ваше внимание на ошибки, возможные при выполнении работы:
- отклонение от рисунка при прометывании контура, что ведет к искажению форм;
- неправильный подбор нитей первого, второго, третьего тонов;
- плохое "вливание" стежков последующего тона, стежки должны быть разной длины;
- сбито направление стежков, редкая гладь, не закрыт прометочный шов;
- не качественное выполнение закрепки;
- слабо натянута ткань в пяльцах, что ведет к деформации и стягиванию ткани стежками глади.
Прежде чем приступить к работе спрашиваю - есть ли вопросы по теме, все ли понятно? Напоминаю о соблюдении правил техники безопасности.
Предлагаю приступить к работе - запялить и натянуть ткань в пяльцах, подготовить иглу и нить к вышивке, начать выполнение глади первым тоном. В процессе практической работы, можно включить негромкую музыку. Индивидуально провожу повторное объяснение и показ детям, испытывающим затруднения при выполнении листьев.
После проверки правильности выполнения глади первым тоном, можно приступить к выполнению глади вторым тоном.
Перед окончанием первого часа занятия делаю обход детей, подвожу итог занятия, справились ли с заданием, вслух отмечаю положительные и отрицательные моменты, заостряя внимание на ошибках.
Предлагаю сделать перемену, отдохнуть, посмотреть образцы на художественную гладь, рисунки и литературу по теме.
Выполнение листьев художественной гладью