Повторительно-обобщающий урок по разделу "Древняя Греция" (урок-игра "Что? Где? Когда?")

Разделы: История и обществознание


Цели: Проверить усвоение учащимися пройденного материала по истории Древней Греции, проверить уровень овладения основных умений и навыков, развитие умения вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение.

Оборудование: Лототрон, карточки, карта "Древние государства мира", "Древняя Греция в пятом веке до нашей эры", таблицы и картины.

Ход урока

Вступительное слово учителя. Объявление темы и цели урока.

Заочное путешествие в Древнюю Грецию. (Гид-ученик рассказывает о местоположении Древней Греции о природных особенностях, о занятиях населения).

Слово учителя: Для греков, в их отношении к миру и друг другу очень важную роль играло всякого рода соперничество. Идея состязательности глубоко проникло во все области жизни эллинов. Они соревновались во всём: в бою, в спорте, в поэзии, в музыке, в живописи, в скульптуре. Мы тоже сегодня урок-игру построим в форме соревнований-состязаний, выясним, какая команда лучше знает историю Древней Греции. Соревнуются 4 команды, которые представят свою команду, название и девиз.

Работа команд.

  1. Каждая команда читает наизусть отрывки из "Илиады" и "Одиссеи".
  2. Древняя Греция подарила нам множество крылатых выражений. Какие крылатые выражения вы знаете и в каких случаях их можно употребить? (каждая команда называет выражение и объясняет его).
  3. Одна команда совершает заочное путешествие в Олимпию,
    Вторая команда совершает заочное путешествие на Акрополь,
    Третья команда составляет рассказ "Один день в школе",
    Четвертая - на "Агоре"

Задание-блиц.

  1. Боевой порядок греческого или македонского войска.
  2. Здание, в котором обитал минотавр.
  3. Второе название Спарты.
  4. Город в античном мире, состоящий из города и прилегающей к ней территории.
  5. Жена Зевса.
  6. Бог-властитель подземного царства.
  7. Форма государственного устройства, основы которой заложил Солон.
  8. Правление одного человека, который властвует бесконтрольно.
  9. Победитель Минотавра.
  10. Грек-раб в Спарте.
  11. Остров, севернее берегов острова Крит, где произошло извержение вулкана.
  12. Знаменитый законодатель в Спарте.
  13. Царь Крита, установивший власть на море.
  14. Весёлое, смешное произведение.
  15. Название полуострова на юге Балканской Греции.
  16. В какой степени родства были Посейдон, Зевс, Аид.
  17. В каком полисе не строили крепостных стен, запрещали ездить за границу, обедать дома.
  18. Кто построил на Олимпе золотой дворец для богов.
  19. Какую птицу называли посланником Зевса.
  20. В честь чего греки стали устраивать Олимпийские игры.

Задание для групп: (определяется по лототрону)

  1. В русском языке много слов греческого происхождения. Какие слова вы знаете? Есть ли имена греческого происхождения у ваших одноклассников?
  2. Кто и где мог произнести эти слова: "Я называюсь никто, мне такое имя дали мать и отец и товарищи так все меня величают".
  3. Кто и где мог произнести слова: "Друга не мог защитить я! Далеко от родины милой пал он, и в этой беде я на помощь не явился".
  4. Кто и где мог произнести эти слова: " Мы должны дать бой именно здесь, в узком проливе. Мы, эллины, знаем каждый подводный камень, знаем, где мелко и где глубоко, мы изучили каждое подводное течение, направление всех ветров".
  5. Кто и где мог произнести эти слова "Богатство мы ценим лишь потому, что употребляем его с пользой, а не ради пустой похвальбы - одним словом, я утверждаю, что наш полис - школа всей "Эллады!"
  6. Кто и где мог произнести эти слова: "В самой неприступной крепости найдётся калитка, через которую проникнет осел, груженый золотом".
  7. Афинский стратег - Перикл, узнав о том, что какой-то раб сломал ногу, воскликнул: "Вот ещё одним педагогом стало больше!" Что он имел в виду? Кого в Греции называли педагогами? Кого называют педагогом в наши дни?
  8. Афинский художник - Полигнот был переселенцем. В награду за его картины, украсившие один из портиков Агоры, Народное собрание даровало ему гражданские права. Подумайте, почему афиняне сочли возможным так поступить? Какую выгоду Полигнот мог извлечь из перемены в своём положении?
  9. Почему Греция - небольшая по размерам страна, к тому же разделённая на десятки государств, сумела дать отпор могущественной Персидской державе, а 150 лет спустя оказалась под властью Македонии?
  10. Однажды Ксеркс в гневе заметил, что людей у персов много, а мужей среди них мало. Что означают слова царя? Предположите, когда и почему он мог их произнести?
  11. Представьте себе, что вы оказались в Афинах во времена Перикла. Каких знаменитых людей можно было там встретить? Чем они были знамениты?
  12. Покажите на карте места сражения греков с персами. Почему греки гордились этими сражениями?
  13. Когда был сооружён Александрийский маяк, царь Египта - Птолемей приказал написать на нём своё имя. Строивший маяк архитектор Сострат начертал царское имя на покрывавшей каменную стену маяка непрочной штукатурке, а под ней на самой стене выбил собственное имя. Почему он так поступил? На что рассчитывал?
  14. Слово "фара" произошло от названия острова близ Александрии. Какая связь между автомобильными фарами названием острова?
  15. Назовите имена поэтов, писавших пьесы для театра. Какие произведения этих поэтов вы знаете?
  16. Чем отличалось воспитание детей в Афинах от спартанского воспитания? Что вам нравится и не нравится в этих воспитаниях?
  17. В чём, по мнению греков, свободный гражданин обретает счастье? А каково ваше мнение?
  18. Что нового внесли Древние греки в мировую цивилизацию?
  19. На кого из героев Гомера вы бы хотели быть похожи и почему?
  20. На берегах Средиземного и Чёрного морей сохранились развалины древних городов. Археологи обнаружили здесь остатки крепостных стен, храмы, а также монеты, изделия ремесленников, надписи на камнях, высеченные на греческом языке. Как греческие изделия могли попасть на берега Средиземного и Чёрного морей? Обоснуйте своё мнение.
  21. Мог ли Салон присутствовать в первой олимпийской игре? Аргументируйте свой ответ и покажите на линии времени.
  22. 7 самых знаменитых сооружений называли в старину "Чудесами Света". Какие сооружения "Чудеса Света" есть в Древней Греции?
  23. Укажите последовательность событий в греко-персидский войнах:
    1. Битва у города Платеи.
    2. Марафонская битва.
    3. Образование Афинского морского союза.
    4. Битва у Фермопильского прохода.
    5. Саламинская битва.
    6. Мир между греческими городами-государствами и Персией.
  24. Соотнесите даты и события:
  25. 490 г. до н.э. Реформа Солона
    334 г. до н.э. Первые Олимпийские игры
    594 г. до н.э. Расцвет Древнегреческих полисов
    338 г. до н.э. Саламинская битва
    V век до н.э. Марафонская битва
    480 г. до н.э. Битва при Херонеи
    2000 лет до н.э. Начало похода Александра Македонского
    776 г. до н.э. Возникновение цивилизации на острове Крит
    VIII-VI века до н.э. Великая греческая колонизация
  26. Кому принадлежат слова:
    "Мать - чёрная земля, многострадальная,
    С которой сбросил я позорные столбы,
    Рабыня раньше, а теперь свободная"
    В чём значение реформ этого государственного деятеля? Докажите свою точку зрения.
  27. Вспомните, с каким мифом связано это изображение. Подумайте и объясните, почему герои мифа вынуждены улететь с Крита по воздуху?
  28. Подчеркните имена греческих богов:
  29. Гера, Афина, Афродита, Патрокол, Андромаха, Зевс, Гектор, Одиссей, Посейдон, Ахилл, Пенелопа, Геракл, Гермес, Деметра, Олимпия, Гефест, Фетида, Дионис, Аполлон, Персефона, Цербер, Полидам, Плутон, Феаген.
  30. Гонец принёс в Афины весть о победе: "Радуйтесь, Афиняне, мы победили!"- воскликнул он. О какой победе известил афинских граждан гонец, когда она была одержана, каково значение этой победы?
  31. Из какого литературного произведения взят этот отрывок:
    "Когда же скучились суда в проливе,
    Дать помощи друг другу не могли
    И медными носами поражали
    Своих же - все тогда они погибли,
    А эллины искусно поражали
    И под обломками судов разбитых,
    Кругом их. И тонули корабли,
    Под кровью мёртвых скрылась гладь морская.

    О каком сражении идёт речь? Когда это было и чем закончилось?
  32. На месте одного из сражений греко-персидских войн был поставлен памятник с надписью "Путник, скорей передай гражданам Лакедемона, здесь мы в могиле лежим, свято исполнили свой долг". Кому поставлен этот памятник? Где и когда произошло это сражение?
  33. Заполните пропуски: Марафонская битва была :::. лет назад. Сражение при Саламине произошло :::. лет назад. Фермопильское сражение произошло :::. лет назад. Эти события были в :::. половине :::. века до н.э.
  34. Какая существует связь между соперничеством полисов и упадком Греции в IV веке до н .э.
  35. Какие события произошли в Древней Греции в указанные годы: 776 г. до н.э., 594 г. до н. э., 490 г. до н.э., 480 г. до н.э., 338 г. до н.э., ЗЗ4-325 г. до н.э.
  36. В "Илиаде" рассказывается о том, что самым сильным среди греческих юношей был "быстроногий" Ахилл. Ему было предсказано, что он прославит родину великими подвигами в войне с Троей, но погибнет молодым. Что вы об этом знаете? Вспомните, как мать его хотела уберечь от беды. Какое крылатое выражение возникло в связи с этим мифом? Объясните его смысл.
  37. В "Илиаде" описана сцена, в которой обезумевшие от горя жена и отец Гектора пришли ночью в лагерь ахейцев просить Ахилла отдать тело Гектора, убитого в поединке. Тронут был Ахилл мужеством царя Приама и не смог отказать ему в просьбе. Вспомните, какие события Троянской войны предшествовали этому эпизоду. Кому вы сочувствуете в этой сцене?
  38. Об Афинах в V веке до н.э. говорили: "Так ты чурбан, если не видел Афин, осёл если видел их и не восторгался, а если по своей воле покинул их, то ты верблюд". О чём свидетельствует эта оценка? Каковы причины богатства и могущества Афин в V веке до н.э?
  39. Сосчитайте, когда происходили первые Олимпийские игры в Греции. В каком городе, году, веке, половине века. Что было раньше - реформа Солона или олимпийские игры? На сколько лет? Обозначьте их на линии времени. Сколько лет прошло от первых Олимпийских игр в Греции до последних игр в наше время? Объясните, как вы считали.
  40. Вставьте в текст пропущенные слова:
    "Греки относились к спорту как к священному действию. Олимпийские игры проводились в честь :::., проходили они в области :::. в :::. части Греции. Первые игры состоялись в :::. В состязаниях могли участвовать все :::. полиса, :::. на игры не допускались. Для женщин устраивался отдельный праздник - Герайя. Он проводился, так же как и Олимпийские игры, один раз в :::. и посвящался супруге Зевса :::. На время Олимпийских игр во всей Греции объявлялся священный :::.".
  41. Как эти высказывания характеризуют Александра Македонского?
    1. Он быстро бегал, и отец предложил ему выступить на Олимпийских играх. "Согласен, ответил Александр", - "если соперниками будут цари";
    2. Готовясь к битве при Гранике, он распорядился, чтобы македоняне плотно поужинали, выставивши все свои запасы, потому что завтра им предстоит угощаться вражескими;
    3. Когда войско строилось перед сражением, он увидел одного воина, который прилаживал ремень на дротике, и прогнал его из строя: "Негоден тот, кто готовит оружие, когда его пора уже пускать в ход";
    4. Когда Александру сказали, что кто-то говорит о нем дурное, он ответил: "Участь царя делать хорошее, а слышать дурное".

Подведение итогов игры-урока, награждение команду-победителя оливковыми венками.

Оценка знаний учащихся.