Цели: Проверить усвоение учащимися пройденного материала по истории Древней Греции, проверить уровень овладения основных умений и навыков, развитие умения вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение.
Оборудование: Лототрон, карточки, карта "Древние государства мира", "Древняя Греция в пятом веке до нашей эры", таблицы и картины.
Ход урока
Вступительное слово учителя. Объявление темы и цели урока.
Заочное путешествие в Древнюю Грецию. (Гид-ученик рассказывает о местоположении Древней Греции о природных особенностях, о занятиях населения).
Слово учителя: Для греков, в их отношении к миру и друг другу очень важную роль играло всякого рода соперничество. Идея состязательности глубоко проникло во все области жизни эллинов. Они соревновались во всём: в бою, в спорте, в поэзии, в музыке, в живописи, в скульптуре. Мы тоже сегодня урок-игру построим в форме соревнований-состязаний, выясним, какая команда лучше знает историю Древней Греции. Соревнуются 4 команды, которые представят свою команду, название и девиз.
Работа команд.
- Каждая команда читает наизусть отрывки из "Илиады" и "Одиссеи".
- Древняя Греция подарила нам множество крылатых выражений. Какие крылатые выражения вы знаете и в каких случаях их можно употребить? (каждая команда называет выражение и объясняет его).
- Одна команда совершает заочное путешествие в
Олимпию,
Вторая команда совершает заочное путешествие на Акрополь,
Третья команда составляет рассказ "Один день в школе",
Четвертая - на "Агоре"
Задание-блиц.
- Боевой порядок греческого или македонского войска.
- Здание, в котором обитал минотавр.
- Второе название Спарты.
- Город в античном мире, состоящий из города и прилегающей к ней территории.
- Жена Зевса.
- Бог-властитель подземного царства.
- Форма государственного устройства, основы которой заложил Солон.
- Правление одного человека, который властвует бесконтрольно.
- Победитель Минотавра.
- Грек-раб в Спарте.
- Остров, севернее берегов острова Крит, где произошло извержение вулкана.
- Знаменитый законодатель в Спарте.
- Царь Крита, установивший власть на море.
- Весёлое, смешное произведение.
- Название полуострова на юге Балканской Греции.
- В какой степени родства были Посейдон, Зевс, Аид.
- В каком полисе не строили крепостных стен, запрещали ездить за границу, обедать дома.
- Кто построил на Олимпе золотой дворец для богов.
- Какую птицу называли посланником Зевса.
- В честь чего греки стали устраивать Олимпийские игры.
Задание для групп: (определяется по лототрону)
- В русском языке много слов греческого происхождения. Какие слова вы знаете? Есть ли имена греческого происхождения у ваших одноклассников?
- Кто и где мог произнести эти слова: "Я называюсь никто, мне такое имя дали мать и отец и товарищи так все меня величают".
- Кто и где мог произнести слова: "Друга не мог защитить я! Далеко от родины милой пал он, и в этой беде я на помощь не явился".
- Кто и где мог произнести эти слова: " Мы должны дать бой именно здесь, в узком проливе. Мы, эллины, знаем каждый подводный камень, знаем, где мелко и где глубоко, мы изучили каждое подводное течение, направление всех ветров".
- Кто и где мог произнести эти слова "Богатство мы ценим лишь потому, что употребляем его с пользой, а не ради пустой похвальбы - одним словом, я утверждаю, что наш полис - школа всей "Эллады!"
- Кто и где мог произнести эти слова: "В самой неприступной крепости найдётся калитка, через которую проникнет осел, груженый золотом".
- Афинский стратег - Перикл, узнав о том, что какой-то раб сломал ногу, воскликнул: "Вот ещё одним педагогом стало больше!" Что он имел в виду? Кого в Греции называли педагогами? Кого называют педагогом в наши дни?
- Афинский художник - Полигнот был переселенцем. В награду за его картины, украсившие один из портиков Агоры, Народное собрание даровало ему гражданские права. Подумайте, почему афиняне сочли возможным так поступить? Какую выгоду Полигнот мог извлечь из перемены в своём положении?
- Почему Греция - небольшая по размерам страна, к тому же разделённая на десятки государств, сумела дать отпор могущественной Персидской державе, а 150 лет спустя оказалась под властью Македонии?
- Однажды Ксеркс в гневе заметил, что людей у персов много, а мужей среди них мало. Что означают слова царя? Предположите, когда и почему он мог их произнести?
- Представьте себе, что вы оказались в Афинах во времена Перикла. Каких знаменитых людей можно было там встретить? Чем они были знамениты?
- Покажите на карте места сражения греков с персами. Почему греки гордились этими сражениями?
- Когда был сооружён Александрийский маяк, царь Египта - Птолемей приказал написать на нём своё имя. Строивший маяк архитектор Сострат начертал царское имя на покрывавшей каменную стену маяка непрочной штукатурке, а под ней на самой стене выбил собственное имя. Почему он так поступил? На что рассчитывал?
- Слово "фара" произошло от названия острова близ Александрии. Какая связь между автомобильными фарами названием острова?
- Назовите имена поэтов, писавших пьесы для театра. Какие произведения этих поэтов вы знаете?
- Чем отличалось воспитание детей в Афинах от спартанского воспитания? Что вам нравится и не нравится в этих воспитаниях?
- В чём, по мнению греков, свободный гражданин обретает счастье? А каково ваше мнение?
- Что нового внесли Древние греки в мировую цивилизацию?
- На кого из героев Гомера вы бы хотели быть похожи и почему?
- На берегах Средиземного и Чёрного морей сохранились развалины древних городов. Археологи обнаружили здесь остатки крепостных стен, храмы, а также монеты, изделия ремесленников, надписи на камнях, высеченные на греческом языке. Как греческие изделия могли попасть на берега Средиземного и Чёрного морей? Обоснуйте своё мнение.
- Мог ли Салон присутствовать в первой олимпийской игре? Аргументируйте свой ответ и покажите на линии времени.
- 7 самых знаменитых сооружений называли в старину "Чудесами Света". Какие сооружения "Чудеса Света" есть в Древней Греции?
- Укажите последовательность событий в
греко-персидский войнах:
- Битва у города Платеи.
- Марафонская битва.
- Образование Афинского морского союза.
- Битва у Фермопильского прохода.
- Саламинская битва.
- Мир между греческими городами-государствами и Персией.
- Соотнесите даты и события:
- Кому принадлежат слова:
"Мать - чёрная земля, многострадальная,
С которой сбросил я позорные столбы,
Рабыня раньше, а теперь свободная"
В чём значение реформ этого государственного деятеля? Докажите свою точку зрения. - Вспомните, с каким мифом связано это изображение. Подумайте и объясните, почему герои мифа вынуждены улететь с Крита по воздуху?
- Подчеркните имена греческих богов:
- Гера, Афина, Афродита, Патрокол, Андромаха, Зевс, Гектор, Одиссей, Посейдон, Ахилл, Пенелопа, Геракл, Гермес, Деметра, Олимпия, Гефест, Фетида, Дионис, Аполлон, Персефона, Цербер, Полидам, Плутон, Феаген.
- Гонец принёс в Афины весть о победе: "Радуйтесь, Афиняне, мы победили!"- воскликнул он. О какой победе известил афинских граждан гонец, когда она была одержана, каково значение этой победы?
- Из какого литературного произведения взят этот
отрывок:
"Когда же скучились суда в проливе,
Дать помощи друг другу не могли
И медными носами поражали
Своих же - все тогда они погибли,
А эллины искусно поражали
И под обломками судов разбитых,
Кругом их. И тонули корабли,
Под кровью мёртвых скрылась гладь морская.
О каком сражении идёт речь? Когда это было и чем закончилось? - На месте одного из сражений греко-персидских войн был поставлен памятник с надписью "Путник, скорей передай гражданам Лакедемона, здесь мы в могиле лежим, свято исполнили свой долг". Кому поставлен этот памятник? Где и когда произошло это сражение?
- Заполните пропуски: Марафонская битва была :::. лет назад. Сражение при Саламине произошло :::. лет назад. Фермопильское сражение произошло :::. лет назад. Эти события были в :::. половине :::. века до н.э.
- Какая существует связь между соперничеством полисов и упадком Греции в IV веке до н .э.
- Какие события произошли в Древней Греции в указанные годы: 776 г. до н.э., 594 г. до н. э., 490 г. до н.э., 480 г. до н.э., 338 г. до н.э., ЗЗ4-325 г. до н.э.
- В "Илиаде" рассказывается о том, что самым сильным среди греческих юношей был "быстроногий" Ахилл. Ему было предсказано, что он прославит родину великими подвигами в войне с Троей, но погибнет молодым. Что вы об этом знаете? Вспомните, как мать его хотела уберечь от беды. Какое крылатое выражение возникло в связи с этим мифом? Объясните его смысл.
- В "Илиаде" описана сцена, в которой обезумевшие от горя жена и отец Гектора пришли ночью в лагерь ахейцев просить Ахилла отдать тело Гектора, убитого в поединке. Тронут был Ахилл мужеством царя Приама и не смог отказать ему в просьбе. Вспомните, какие события Троянской войны предшествовали этому эпизоду. Кому вы сочувствуете в этой сцене?
- Об Афинах в V веке до н.э. говорили: "Так ты чурбан, если не видел Афин, осёл если видел их и не восторгался, а если по своей воле покинул их, то ты верблюд". О чём свидетельствует эта оценка? Каковы причины богатства и могущества Афин в V веке до н.э?
- Сосчитайте, когда происходили первые Олимпийские игры в Греции. В каком городе, году, веке, половине века. Что было раньше - реформа Солона или олимпийские игры? На сколько лет? Обозначьте их на линии времени. Сколько лет прошло от первых Олимпийских игр в Греции до последних игр в наше время? Объясните, как вы считали.
- Вставьте в текст пропущенные слова:
"Греки относились к спорту как к священному действию. Олимпийские игры проводились в честь :::., проходили они в области :::. в :::. части Греции. Первые игры состоялись в :::. В состязаниях могли участвовать все :::. полиса, :::. на игры не допускались. Для женщин устраивался отдельный праздник - Герайя. Он проводился, так же как и Олимпийские игры, один раз в :::. и посвящался супруге Зевса :::. На время Олимпийских игр во всей Греции объявлялся священный :::.". - Как эти высказывания характеризуют Александра
Македонского?
- Он быстро бегал, и отец предложил ему выступить на Олимпийских играх. "Согласен, ответил Александр", - "если соперниками будут цари";
- Готовясь к битве при Гранике, он распорядился, чтобы македоняне плотно поужинали, выставивши все свои запасы, потому что завтра им предстоит угощаться вражескими;
- Когда войско строилось перед сражением, он увидел одного воина, который прилаживал ремень на дротике, и прогнал его из строя: "Негоден тот, кто готовит оружие, когда его пора уже пускать в ход";
- Когда Александру сказали, что кто-то говорит о нем дурное, он ответил: "Участь царя делать хорошее, а слышать дурное".
490 г. до н.э. | Реформа Солона |
334 г. до н.э. | Первые Олимпийские игры |
594 г. до н.э. | Расцвет Древнегреческих полисов |
338 г. до н.э. | Саламинская битва |
V век до н.э. | Марафонская битва |
480 г. до н.э. | Битва при Херонеи |
2000 лет до н.э. | Начало похода Александра Македонского |
776 г. до н.э. | Возникновение цивилизации на острове Крит |
VIII-VI века до н.э. | Великая греческая колонизация |
Подведение итогов игры-урока, награждение команду-победителя оливковыми венками.
Оценка знаний учащихся.