Урок литературного чтения по теме "Устное народное творчество". 2-й класс (учебник "Чтение и литерат", автор О.В. Джежелей)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: обобщить знания детей по теме "Устное народное творчество", учить различать виды устного народного творчества, совершенствовать навыки чтения, развивать языковую наблюдательность.

Оборудование: картинки из сказок, отрывки из сказок в записи, цветные полоски, вопросы для блиц-турнира.

Ход урока

1. Орг. момент.

Начинается урок
Он пойдет ребятам впрок
Постарайтесь все понять
И внимательно читать.

2. Рефлексия:

Уч.:Сегодня у нас необычный урок. Чтобы на него настроиться закройте глазки и представьте цвет, который соответствует вашему настроению. Поднимите полоски,с цветом. Почему разный цвет? (У всех разное настроение, так как каждый видит мир по своему.)

Итак сегодня на уроке мы подведем итог изучения темы "Устное народное творчество, работать мы будем в командах, за правильные ответы получать жетоны, чья команда соберет больше жетонов будет являться командой победительницей.

Устное народное творчество, что это такое?(Оно создано не одним человеком и не сразу, а на протяжении жизни всех людей.)

Какие виды устного народного творчества вы знаете?

Сейчас мы проверим домашнее задание, у каждой команды было задание, составить свои:

1 команда-дразнилки.

2 команда-считалки.

3 команда-потешки.

4 команда-небылицы.

Прочитайте, составленные вами четверостишья

1 этап. Блиц-турнир.

Каждая команда выбирает вопросы из волшебного ларца и отвечает на них.

Что такое считалка?

Что такое сговорка?

Что такое скороговорка?

--------дразнилка?

------небылица?

------потешка?

-------сказка?

-------загадка?

Что ж команды молодцы, получили первые жетоны. А теперь на практике примените свои знания, при помощи какого вида устного народного творчества можно выбрать водящего?

(Выбор водящего, это капитан в команде)Отличительный знак.

2 этап. "У наших у ворот всегда хоровод"

Уч.: Сейчас вы должны определить вид устного нар. творчества:

(Чтение в лицах)

- Кто ты будешь?
-Елизар
-Куда едишь?
-На базар
-Что везешь?
-Грош
-Что купишь?
-Блин
-С кем съешь?
-Один
-Не ешь один, не ешь один.

Уч.:Что это за вид уст. нар. твор. ?

(потешка)

Уч.:Какое наставление дается в этой потешке?

(Нельзя жадничать, нужно делиться с товарищами)

Ученик:

Уж ты, Катенька
Разрумяненькая
В печку лазила
Щеки мазала
Выходила за ворота
Всем показала
(дразнилка)

А кто вспомнит пословицы- наставления по применению пословиц:

  1. Шути, шути, а людей не обижай.
  2. Умей пошутить, умей и перестать.

Ученик:

Секу, секу три
Высеку я три
Люди скажут: три
Я скажу: тринадцать
(сечка)

Так для чего нужна сечка?

Ученик:

Долгоносый журавль
Ты не с мельницы теперь?
Я на мельницу летал
Там диковинку видал
Козел муку мелет
Коза подсыпает
А маленькие козлятки
Работает без оглядки мешки насыпают,
Домой отправляют.
(небылица)

уч.: о чем еще не говорили?

3 этап. "Спешить, не спеши, а поторапливайся"

Скороговорки.

Для чего они нужны7

Каждая команда должна вспомнить скороговорки.

- А сейчас, у вас на столах слова, соберите из них скороговорку:

1) Дали Глаше простокваши, а у Глаши-каша.

2) Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.

3) Пошла Поля полоть петрушку в поле.

4) Варвара караулила цыплят, а ворона воровала.

4 этап. "Испокон веку книга растит человека"

На четвертый этап я пригласила гостью. Она окружена книгами со всех сторон. Она помогает любит их, учит на нужной полочки. С ней часто встречаются люди, которые любят и читают книги.

Кто это? (библиотекарь.)

Библиотекарь: Здравствуйте, дети! Кто на вопросы мне ответит ?Кто расскажет про дела вокруг? Да, такой волшебник есть на свете, книга- лучший спутник твой и друг.

(Знакомство с выставкой книг)

А. теперь загадки командам:

  1. -"У туши уши, а головы нет"(подушка)
  2. Стоит Трошка
    На одной ножке,
    Его ищут, а он молчит. (Гриб)
  3. Маленький шарик под столом шарит. (Мышь)
  4. Четыре братца под одним шатром стоят. (Стол)

Вы, молодцы. Жду вас в гости.

Физминутка.

5 этап. "Где лад, там и клад."

У вас на столах картинки и к ним прилагается текст Ушинского, в котором он описывает данного животного. Вы прочитав описание должны составить свою загадку про данного животного, а кому будет трудно вспомните готовую загадку.

1 г. -"Васька" с. 74.

2 г. -"Петушок" с. 75.

3 г-Коровка с. 76.

4 г. - Лошадка с. 77.

2 мин. . Звучит музыка.

Ответы детей.

6 этап.

Уч.: О чем пойдет речь, вы угадаете, когда прочитаете данные предложение

Жилибылидеддабаба

Жилибылистариксостарухой

Какая часть сказки здесь написана?

(Зачин)

Сейчас вы послушаете отрывки и попытаетесь определить из какой они сказки?

(Отрывки из сказок "Колобок", Репка. Волк и семеро козлят, Машенька и медведь)

Хорошо, в командах вы умеете работать, а сейчас проверим знания каждого.

Тест:1, 2

Из какой сказки эти герои? Из какой сказки эти слова
Петушок, курочка, хозяин. Битый Небитого везет
Кот, петух и лиса Лиса и волк
Петушок и бобовое зернышко Колобок
Теремок Маша
Бременские музыканты. Теремок

3. В какой сказке есть короб с пирожками?

1. Маша имедведь

2 колобок

3. Репка

4. Маша и медведь

4. В какой сказке мышка помогла вытащить овощ из земли?

1. Колобок

2. Лиса и волк

3. Теремок

4. Морозко

В какой сказке дед и баба плакали над разбитым яйцом? В какой сказке птицы унесли на крыльях мальчика?

1. Лиса и волк 1. Лиса и тетерев
2. Курочка-ряба 2. Заячья избушка
3. Гуси- лебеди 3. Гуси-лебеди
4. Заячья избушка 4. Теремок

7 этап

Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой нашей поговорке! А. С. Пушкин

Уч.:Многие поговорки и пословицы вошли в нашу жизнь еще в 17 веке.

Знает ли вы их?

Сейчас проверим:

Вспомните пословицы и поговорки по началу их фразы и продолжите их:

1. Век живи- ::::(век учись)

2. Когда больше двух говорят:::. .

3. Язык мой- (Враг мой)

4. Делу время,а :::. (потехе час)

Блиц-опрос

1. Укого глаза велики? (У страха)

2. Чем горю не поможешь?(Слезами)

3. Кого по осени считают? (цыплят)

4. Без чего не вынешь рыбку из пруда?(Без труда)

Проверка

Пока капитаны считают жетоны, послушайте сказку "Репка"

Итог, награждение.

Рефлексия. А сейчас закройте глазки, какой цвет соответствуют вашему настроению в конце урока? Изменилось ли ваше настроение за урок? Почему?

Какое задание было самым интересным? Какое трудным?

Вы, молодцы, спасибо за урок.