Конспект комплексного занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с элементами народно-прикладного искусства и рисования

Разделы: Работа с дошкольниками


Программные задачи:

  • знакомить детей с мастерством народных умельцев художественных промыслов: Хохломы, Жостова, Городца;
  • учить, рассматривая узоры, выделять элементы росписи;
  • продолжать обучать детей рисованию узоров из двух элементов Городецкой росписи: бутонов и листьев в виде гирлянды, изображать гирлянду в указанной последовательности - от центра к краям, сочетать в окраске бутонов два цвета: розовый с красным, голубой с синим, использовать в росписи "оживку" белого и черного цвета;
  • воспитывать интерес к народным традициям, народному достоянию;
  • воспитывать аккуратность в работе, вырабатывать умение доводить начатое дело до конца, радоваться своим результатом и работой товарищей.

Материал к занятию:

Предметы хохломской, городецкой, жостовской росписи и другие предметы народно-прикладного искусства. На каждого ребенка гуашь красного, синего, белого, зеленого и черного цвета, кисти на подставке, вода, салфетки.

Предварительная работа:

Рассматривание ширм, иллюстраций с узорами декоративной росписи на предметах, чтение рассказов ,преданий о народных умельцах, выделение значимых элементов росписи.

Место проведения занятия : музыкальный зал, центральная стена которого украшена предметами народно-прикладного искусства, у стены расположены деревянные столы и лавки, на столах предметы хохломской, городецкой и жостовской росписи.

Ход занятия

Воспитатель (в русском народном костюме):

На ярмарку, на ярмарку
Спешите все сюда
Здесь шутки, песни, сладости
Давно вас ждут, друзья

Выходят двое детей с павлово- посадскими платками, образуя из платков ворота.

1 ребенок:

Ото всех дверей
Ото всех ворот
Проходи скорей
Торопись, народ.

2 ребенок:

Открываются ворота,
Заходи, кому охота.

В зал заходят дети в русских народных костюмах под народную мелодию "Коробейники".

В руках у детей изделия народных промыслов- ложки, матрешки, разделочные доски, бочонки, дети садятся на лавки.

Воспитатель

День добрый, гости дорогие! Как в погожий день гости съехались, как трудились здесь все на славу, сколько радости нам доставили! История ремесел, промыслов наших народов уходит корнями в седую древность. Из поколения в поколение передавали они лучшие качества своих народов. Доброй славой пользовались мастера-ремесленники. И вот сегодня на нашей ярмарке мы собрали изделия и предметы разных мастеров и умельцев.

Вы только взгляните вокруг,
Вся наша жизнь - дела наших рук.

3 ребенок:

Села, мосты,
Города, виадуки
Все наши руки,
Все наши руки.

4 ребенок:

Умные руки
Основа успеха
Руки это лицо человека ребенок:
Руки, о многом они говорят.
Глаз только видит
А руки творят.

Воспитатель: Да, руки народа поистине создают чудеса. Как про такие руки говорят в народе? Золотые, трудовые, умелые.

А кто знает пословицы о труде?

6 ребенок: Труд человека кормит, а лень портит.

7 ребенок: Умелые руки не знают скуки.

8 ребенок:

Кто любит трудиться,
Тому без дела не сидится.

Воспитатель: Молодцы! Замечательные пословицы вы знаете, А известно ли вам, какие народные художественные промыслы славятся на Руси?

Дети показывают изделия.

- У меня семеновская матрешка

- У меня дымковская барышня

- А у меня жостовский поднос

- У меня Городецкая доска

Воспитатель: как много различных красивых и нужных изделий выполнили мастера. Давайте заглянем к ним в мастерские и посмотрим, как они работают.

Звучит русская народная мелодия. Дети подходят к первому столику, где "работает мастер"- ребенок в фартуке. Имитирует выполнение хохломской росписи ложки. Около него выставлены хохломские изделия.

Дети здороваются. Здравствуйте! Какая у вас красивая посуда!

Воспитатель: Дети, из какого материала сделана эта посуда?

Дети: Из дерева.

Воспитатель, какие цвета использовали художники в росписи?

Дети: Красный, черный, желтый, зеленый.

Воспитатель: обратите внимание на элементы росписи, из которых состоит узор: травка, завиток, лист, ягодка, цветок .А роспись эта называется хохломской.

9 ребенок:

Как за Волгой яр хмель
Над кусточком вьется
Перевился яр хмель
На нашу сторонку
Как на нашей сторонке
Шитье пребогато:
Серебряные листья
Цветы золотые.

Мастер (ребенок):

Звонкие, резные
Ложки расписные.
От зари до зари
Веселятся ложкари.
Подходи, разбирай
С ними пляску начинай.

Выступает группа ложкарей под русскую народную мелодию "Ах вы сени, мои сени".

Дети и воспитатель благодарят мастера: - Спасибо за расписные ложки.

Выходят два кузнеца

1 кузнец:

Идет Кузьма из кузницы,
Несет Кузьма два молота

2 кузнец:

Тук-тук-тук!
Вот ударит разом вдруг
Для всех людей накуем гвоздей

Воспитатель: а что вы еще можете сделать ?

Кузнецы: топора, подковы

Воспитатель: а подносы можете?

Кузнецы: Можем (показывает поднос не расписанный)

Воспитатель: А кто же нам его распишет? А вот и мастер, который нам поможет. Посмотрите, какие у него красивые подносы, различные по форме, цвету, орнаменту.

Дети здороваются, рассматривают подносы.

Воспитатель: Дети, давайте пригласим кузнецов и художника в наш хоровод, да исполним русскую народную песню " Во кузнице"

Воспитатель: Дети, посмотрите на эту мастерскую, в ней и мастера нет. А какие в ней нужные предметы лежат. Это и доски, и ложки, и лошадка- качалка .Из какого материала они сделаны?

Дети: из дерева.

Воспитатель: В каком городе изготавливают эти предметы?

Дети: в городе Городец.

Воспитатель: да, в этом городе делают много красивых и полезных вещей. Посмотрите на узоры и расскажите ,какими элементами они украшены?

Дети: бутоны, розаны, листья.

Воспитатель: Правильно, все эти цветы придуманы художниками. Такие цветы называются декоративными. Чтобы создать узоры, мастера объединяют их в гирлянды. Гирлянда- это расположение цветов друг за другом. Самый крупный цветок находится в середине гирлянды.

Слева и справа расположены цветы поменьше, а в конце гирлянды рисуют маленькие бутоны. Между бутонами и цветами располагаются листья. Какие цвета применяются в Городецкой росписи?

Дети: Красный, розовый, синий, голубой, зеленый, а для оживки белый и черный цвет.

Воспитатель: молодцы, вот и вам нашлась работа. Видите, мастера не успели расписать кухонные доски, Они надеются на вас .Вы им поможете ? Для вас приготовлены краски, кисти, вода. Обратите внимание, что вам нужно только дорисовать гирлянду, так как в середине центральный цветок уже нарисован. Вам нужно расположить бутоны так, чтобы с одной стороны цветка и с другой стороны цветка были бы нарисованы одинаковые по цвету бутоны. Работать надо аккуратно.

Дети садятся за столы, рисуют. Воспитатель оказывает помощь.

Воспитатель: вот вы и закончили свои работы. Какие яркие и нарядные у вас получились доски, у каждого свой рисунок, свой орнамент. Такие доски можно подарить маме, украсить кухню вашего дома. Кончил дело - гуляй смело!

Пришло время и нам погулять смело!

Споем-ко мы частушки.

Исполнение частушек про Городецкую роспись.

Рисовали мы цветы
Не бывалой красоты
Красоте той нет конца
Это все из Городца

Кто рисует Городец
Ах, какой он молодец
И листочки и цветы
Это все для красоты

Коль букет, как солнце ясный
Очень яркие тона -
Цвет зеленый, синий, красный
Вновь работа их видна!

Воспитатель:

На ярмарку, на ярмарку
Спешите все сюда
Здесь шутки, песни, сладости
Давно вас ждут, друзья.

Примите угощение конфеты и баранок связки с нашей ярмарки в награду за труд ваш!

До свидания! Пока!

Приходите вновь сюда!

Используемая литература

  1. А. Рогов "Село игрушек", Москва, издательство "Малыш" 1987.
  2. А. Рогов "Про филимоновские свистульки" Москва, издательство "Малыш" 1988.
  3. Л. Яхнин " Веселое слово хохлома" Москва, издательство "Малыш" 1987.