Программные задачи:
- знакомить детей с мастерством народных умельцев художественных промыслов: Хохломы, Жостова, Городца;
- учить, рассматривая узоры, выделять элементы росписи;
- продолжать обучать детей рисованию узоров из двух элементов Городецкой росписи: бутонов и листьев в виде гирлянды, изображать гирлянду в указанной последовательности - от центра к краям, сочетать в окраске бутонов два цвета: розовый с красным, голубой с синим, использовать в росписи "оживку" белого и черного цвета;
- воспитывать интерес к народным традициям, народному достоянию;
- воспитывать аккуратность в работе, вырабатывать умение доводить начатое дело до конца, радоваться своим результатом и работой товарищей.
Материал к занятию:
Предметы хохломской, городецкой, жостовской росписи и другие предметы народно-прикладного искусства. На каждого ребенка гуашь красного, синего, белого, зеленого и черного цвета, кисти на подставке, вода, салфетки.
Предварительная работа:
Рассматривание ширм, иллюстраций с узорами декоративной росписи на предметах, чтение рассказов ,преданий о народных умельцах, выделение значимых элементов росписи.
Место проведения занятия : музыкальный зал, центральная стена которого украшена предметами народно-прикладного искусства, у стены расположены деревянные столы и лавки, на столах предметы хохломской, городецкой и жостовской росписи.
Ход занятия
Воспитатель (в русском народном костюме):
На ярмарку, на ярмарку
Спешите все сюда
Здесь шутки, песни, сладости
Давно вас ждут, друзья
Выходят двое детей с павлово- посадскими платками, образуя из платков ворота.
1 ребенок:
Ото всех дверей
Ото всех ворот
Проходи скорей
Торопись, народ.
2 ребенок:
Открываются ворота,
Заходи, кому охота.
В зал заходят дети в русских народных костюмах под народную мелодию "Коробейники".
В руках у детей изделия народных промыслов- ложки, матрешки, разделочные доски, бочонки, дети садятся на лавки.
Воспитатель
День добрый, гости дорогие! Как в погожий день гости съехались, как трудились здесь все на славу, сколько радости нам доставили! История ремесел, промыслов наших народов уходит корнями в седую древность. Из поколения в поколение передавали они лучшие качества своих народов. Доброй славой пользовались мастера-ремесленники. И вот сегодня на нашей ярмарке мы собрали изделия и предметы разных мастеров и умельцев.
Вы только взгляните вокруг,
Вся наша жизнь - дела наших рук.
3 ребенок:
Села, мосты,
Города, виадуки
Все наши руки,
Все наши руки.
4 ребенок:
Умные руки
Основа успеха
Руки это лицо человека ребенок:
Руки, о многом они говорят.
Глаз только видит
А руки творят.
Воспитатель: Да, руки народа поистине создают чудеса. Как про такие руки говорят в народе? Золотые, трудовые, умелые.
А кто знает пословицы о труде?
6 ребенок: Труд человека кормит, а лень портит.
7 ребенок: Умелые руки не знают скуки.
8 ребенок:
Кто любит трудиться,
Тому без дела не сидится.
Воспитатель: Молодцы! Замечательные пословицы вы знаете, А известно ли вам, какие народные художественные промыслы славятся на Руси?
Дети показывают изделия.
- У меня семеновская матрешка
- У меня дымковская барышня
- А у меня жостовский поднос
- У меня Городецкая доска
Воспитатель: как много различных красивых и нужных изделий выполнили мастера. Давайте заглянем к ним в мастерские и посмотрим, как они работают.
Звучит русская народная мелодия. Дети подходят к первому столику, где "работает мастер"- ребенок в фартуке. Имитирует выполнение хохломской росписи ложки. Около него выставлены хохломские изделия.
Дети здороваются. Здравствуйте! Какая у вас красивая посуда!
Воспитатель: Дети, из какого материала сделана эта посуда?
Дети: Из дерева.
Воспитатель, какие цвета использовали художники в росписи?
Дети: Красный, черный, желтый, зеленый.
Воспитатель: обратите внимание на элементы росписи, из которых состоит узор: травка, завиток, лист, ягодка, цветок .А роспись эта называется хохломской.
9 ребенок:
Как за Волгой яр хмель
Над кусточком вьется
Перевился яр хмель
На нашу сторонку
Как на нашей сторонке
Шитье пребогато:
Серебряные листья
Цветы золотые.
Мастер (ребенок):
Звонкие, резные
Ложки расписные.
От зари до зари
Веселятся ложкари.
Подходи, разбирай
С ними пляску начинай.
Выступает группа ложкарей под русскую народную мелодию "Ах вы сени, мои сени".
Дети и воспитатель благодарят мастера: - Спасибо за расписные ложки.
Выходят два кузнеца
1 кузнец:
Идет Кузьма из кузницы,
Несет Кузьма два молота
2 кузнец:
Тук-тук-тук!
Вот ударит разом вдруг
Для всех людей накуем гвоздей
Воспитатель: а что вы еще можете сделать ?
Кузнецы: топора, подковы
Воспитатель: а подносы можете?
Кузнецы: Можем (показывает поднос не расписанный)
Воспитатель: А кто же нам его распишет? А вот и мастер, который нам поможет. Посмотрите, какие у него красивые подносы, различные по форме, цвету, орнаменту.
Дети здороваются, рассматривают подносы.
Воспитатель: Дети, давайте пригласим кузнецов и художника в наш хоровод, да исполним русскую народную песню " Во кузнице"
Воспитатель: Дети, посмотрите на эту мастерскую, в ней и мастера нет. А какие в ней нужные предметы лежат. Это и доски, и ложки, и лошадка- качалка .Из какого материала они сделаны?
Дети: из дерева.
Воспитатель: В каком городе изготавливают эти предметы?
Дети: в городе Городец.
Воспитатель: да, в этом городе делают много красивых и полезных вещей. Посмотрите на узоры и расскажите ,какими элементами они украшены?
Дети: бутоны, розаны, листья.
Воспитатель: Правильно, все эти цветы придуманы художниками. Такие цветы называются декоративными. Чтобы создать узоры, мастера объединяют их в гирлянды. Гирлянда- это расположение цветов друг за другом. Самый крупный цветок находится в середине гирлянды.
Слева и справа расположены цветы поменьше, а в конце гирлянды рисуют маленькие бутоны. Между бутонами и цветами располагаются листья. Какие цвета применяются в Городецкой росписи?
Дети: Красный, розовый, синий, голубой, зеленый, а для оживки белый и черный цвет.
Воспитатель: молодцы, вот и вам нашлась работа. Видите, мастера не успели расписать кухонные доски, Они надеются на вас .Вы им поможете ? Для вас приготовлены краски, кисти, вода. Обратите внимание, что вам нужно только дорисовать гирлянду, так как в середине центральный цветок уже нарисован. Вам нужно расположить бутоны так, чтобы с одной стороны цветка и с другой стороны цветка были бы нарисованы одинаковые по цвету бутоны. Работать надо аккуратно.
Дети садятся за столы, рисуют. Воспитатель оказывает помощь.
Воспитатель: вот вы и закончили свои работы. Какие яркие и нарядные у вас получились доски, у каждого свой рисунок, свой орнамент. Такие доски можно подарить маме, украсить кухню вашего дома. Кончил дело - гуляй смело!
Пришло время и нам погулять смело!
Споем-ко мы частушки.
Исполнение частушек про Городецкую роспись.
Рисовали мы цветы
Не бывалой красоты
Красоте той нет конца
Это все из Городца
Кто рисует Городец
Ах, какой он молодец
И листочки и цветы
Это все для красоты
Коль букет, как солнце ясный
Очень яркие тона -
Цвет зеленый, синий, красный
Вновь работа их видна!
Воспитатель:
На ярмарку, на ярмарку
Спешите все сюда
Здесь шутки, песни, сладости
Давно вас ждут, друзья.
Примите угощение конфеты и баранок связки с нашей ярмарки в награду за труд ваш!
До свидания! Пока!
Приходите вновь сюда!
Используемая литература
- А. Рогов "Село игрушек", Москва, издательство "Малыш" 1987.
- А. Рогов "Про филимоновские свистульки" Москва, издательство "Малыш" 1988.
- Л. Яхнин " Веселое слово хохлома" Москва, издательство "Малыш" 1987.