Цель: организация деятельности учащихся по закреплению понятия "квадрат", изучению его основных свойств и нахождению периметра.
Задачи:
- Сформировать представление о квадрате как частном случае прямоугольника. Ознакомить со свойствами квадрата, с решением задач на нахождение суммы длин сторон квадрата.
- Развивать познавательные интересы учащихся через индивидуальную и групповую работу.
- Воспитывать взаимопомощь, взаимопонимание. Формировать умение слушать и слышать друг друга.
Наглядный материал и оборудование:
Ход урока
Организационный момент.
Прозвенел звонок, начинается урок.
Вот книжки на столе, а вот тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки.
И не досуг дуть на корабль бумажный,
Сегодня у ребят урок уж очень важный.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь! Откройте тетради, запишите число и "Классная работа".
Ни строительство дома, ни путь капитана
Не обходится, если их делать без плана.
Будь как строитель и как капитан:
Готовишься к делу - обдумывай план.
Составление плана урока.
План урока появляется постепенно в презентации.
Мы начинаем нашу работу,
Как обычно с устного счёта.
(Считаем устно)
На числа посмотрим,
Все быстро решим
И тему урока всем сообщим.
(Сообщение темы урока и постановка цели)
Работу дружно проведем,
Все сами изучим,
Все сами поймем.
(Узнаем новое)
После изучения нового каждый раз
Потренироваться приходит час.
(Практическая работа. Решение задач.)
Когда урок подойдет к концу,
Все результаты вам сообщу.
Итог подведем, посмотрим тотчас
Что было сегодня полезного для вас.
(Подведение итогов)
- Ребята, у вас на партах есть листок самооценки, за каждое задание вы должны поставить себе оценку. Не забывайте про него в течение урока (приложение 2).
Актуализация полученных знаний. Устный счет.
Беритесь, ребята,
Скорей за работу.
Учитесь считать,
Чтоб не сбиться со счету!
- Я предлагаю вам выполнить несколько заданий. Ответы вы будете искать на стенах класса, и выносить их на доску (приложение 3).
(учитель диктует задания, а ученики находят ответы на стенах класса и выносят их на доску; задания постепенно появляются в презентации)
На сколько 7 меньше 14?
Уменьшите 48 на 40.
Сколько получится, если число 3 взять 3 раза?
Увеличьте 11 на 17.
Уменьшите 24 на 6 единиц.
Увеличьте 8 на 9 единиц.
На сколько 42 больше, чем 6?
От наименьшего двухзначного числа отнять 6.
Ответы: 7, 8, 9, 28, 18, 17, 36, 4.
Оцените свои знания.
- У вас на столах есть вот такой лист с точками и числами (учитель демонстрирует в презентации).
- Найдите и обозначьте цветными точками полученные числа.
- Как вы думаете, какая фигура получится, если соединить выделенные точки? (Квадрат.)
Сообщение темы урока и постановка цели.
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад.
Как зовут его? (Квадрат.)
- Ну что же, давайте проверим, правы ли вы? Соедините выделенные точки.
Ученики соединяют точки и у них получается квадрат.
Оцените свою работу.
- Как вы думаете, а почему у нас получился именно квадрат?
- Ребята, так что же мы будем сегодня на уроке изучать? (квадрат)
- Правильно! Мы с вами сегодня откроем еще один секрет науки геометрии. Сформулируем тему урока так "Свойства квадрата".
- Какую цель вы поставите перед собой на сегодняшний урок?
- Чего вы хотите достичь?
Узнаем новое.
На экране прямоугольник и квадрат.
- Что вы видите? (прямоугольник и квадрат).
- Как они называются вместе? (геометрические фигуры).
- Сейчас вы будете работать по рядам. Каждый ряд получает вот такой лист с заданием и фломастер (приложение 4).
Ваша задача ответить на вопросы, которые написаны на листе, и записать их.
Такие же чертежи на ватманах приготовить для учеников. Работа проводится в группах. Каждая группа должна написать общие свойства прямоугольника и квадрата и отличительное свойство квадрата. Что общего? В чём различие?
После выполнения задания каждая группа показывает свою работу и рассказывает свои выводы.
- Что у них общего? Чем они похожи? (прямые углы, 4 стороны, 4 вершины, противоположные стороны равны).
- Чем отличаются прямоугольник и квадрат? (у квадрата все стороны равны).
- Какой вывод можно сделать о прямоугольнике и квадрате? Квадрат имеет что-то общее с прямоугольником? Что такое квадрат? (это прямоугольник, у которого все стороны равны). Оцените работу.
Помни!
В квадрате в нашем мире
Есть прямых угла четыре.
И четыре стороны -
Меж собой всегда равны.
- А какие еще геометрические фигуры вы знаете?
Выслушать все варианты ответов.
6. Минутка практической работы. Решение задач.
- Послушайте сказку о треугольнике и квадрате:
Жили-были два брата:
Треугольник с квадратом.
(на экране - треугольник и квадрат)
Старший - квадратный,
Добродушный, приятный.
Малодушный - треугольный,
Вечно чем-то недовольный.
Стал спрашивать квадрат:
"Почему ты злишься брат?"
Тот кричит ему: "Смотри,
Ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три,
У тебя ж их все четыре!"
Но квадрат ответил: "Брат!
Я же старше, я - квадрат".
И сказал еще нежней:
"Неизвестно, кто нужней!"
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал "Приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился ты квадратом,
А проснешься без углов!"
Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад:
Поглядел он - нет квадрата.
Онемел. Стоял без слов:
Вот так месть! Теперь у брата:
- А вот что же случилось с квадратом, мы сейчас с вами попытаемся разобраться сами. У вас на столах лежат квадраты и ножницы. Сделайте то же самое, что треугольник сделал с квадратом. Срежьте все углы по прямой линии. Но сначала давайте вспомним о технике безопасности при работе с ножницами.
- Что же у вас получилось? Какая фигура? (восьмиугольник).
(на экране - треугольник и восьмиугольник)
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новых уголков!
- Вот такая интересная фигура квадрат. Оцените работу.
- В знак примирения треугольник решил подарить своему брату платочек
(у учителя в руках носовой платок).
- Какой он формы? (квадратный).
- Треугольнику захотелось украсить этот платочек. Он хочет пришить кружево ко всем сторонам платочка (по краю), но не знает, сколько сантиметров кружева нужно отрезать. Может, вы поможете? (у учителя в руках кружево).
- Как это сделать? (выслушать все варианты ответов и подвести детей к периметру). Измерить длину стороны и найти периметр. Записать решение. Оцените работу.
- Скажите, пожалуйста, можно ли начертить в тетради квадрат, зная длину только одной стороны? (Можно.)
- Почему? (У квадрата все стороны равны.)
Начертите в тетради квадрат со стороной: А сколько сантиметров длина стороны, вы узнаете, пройдя математический лабиринт!
Так чему же равна сторона квадрата? (сторона квадрата равна 3см.)
Дети чертят квадрат со стороной 3см.
Решение задач.
- Найдите периметр квадрата.
- Как вы записали решение? (Число 3 взять 4 раза.)
- Молодцы!
Поставьте себе отметку.
Задание на смекалку.
- А сейчас я предлагаю вам выполнить еще одно задание.
- Рассмотрите эту фигуру (на экране и на партах - прямоугольный треугольник).
- Как она называется? (Треугольник.)
- Подумайте, как из этой фигуры при помощи одного разреза сложить квадрат?
- У вас есть такие же треугольники и ножницы, но прежде чем сделать разрез, подумайте над правильностью вашего решения.
Оценка работы.
- А сейчас посмотрите, каких оценок у вас больше, такую оценку вы получаете за урок.
Дополнительное задание или домашнее задание.
- У вас на столах лежат конвертики. Посмотрите, что в них (геометрические фигуры).
- Из этих фигур можно сложить квадрат. Это старинная китайская игра, которая называется "Танаграм".
Учитель демонстрирует танаграм в презентации.
- Но кроме квадрата можно сложить еще несколько забавных фигур.
- Я думаю, что дома вы с удовольствием это сделаете.
Учитель раздаёт детям листы с фигурами.
7. Итог урока.
- О какой фигуре мы сегодня говорили?
- Какими свойствами она обладает?
- Какое свойство квадрата помогает найти периметр?
- Как найти периметр квадрата?
- Молодцы! Спасибо за урок! Мне было очень приятно с вами работать.