Работа классного руководителя по формированию правил здорового образа жизни

Разделы: Классное руководство


Для того, чтобы сформировать здоровьесберегающие компоненты развивающей среды в начальной школе, необходимо учитывать, прежде всего, работу классного руководителя.

Воспитательная работа строится по различным направлениям, а в нашем Центре образования “Школа здоровья” № 1099 “Ярославский” создана модель воспитательной системы “СемьЯ”. Это семь направлений – семь дорог:

  1. “Судьба России” – отделение гражданского, нравственного, патриотического воспитания в рамках программ “Сыны Отечества”, “Память поколений”, “Растим патриотов России”, “Школа реальных прав и открытых возможностей”.
  2. “Ученье – свет” – отделение учебной и научной деятельности в рамках программ “Школа новейших технологий”, “Школа культуры и знаний”.
  3. “Отечество мое, опора – твой язык” – отделение русского языка и литературы в рамках программ “Школа культуры и знаний”, “Школа любви и мира”.
  4. “Земли прекрасный вид” – отделение экологического воспитания, работа в рамках программы “Город удобный и радостный”.
  5. “Умелые руки” – отделение профессиональной подготовки и трудового воспитания в рамках программ “Школа новейших технологий”, “Город удобный и радостный”.
  6. “В здоровом теле – здоровый дух” – отделение воспитания физической культуры и пропаганды здорового образа жизни в рамках программ “Я расту здоровым”, “Школа спорта и здоровья”, “Школа безопасности, школа здоровья”.
  7. “Красота спасет мир” – отделение эстетического воспитания в рамках программы “Школа культуры и знаний”, “Школа любви и мира”.

Так как наш Центр является “Школой здоровья”, то системообразующим фактором всех дел будет являться работа по формированию культуры здоровья учащихся и правил здорового образа жизни.

Культура здоровья человека – показатель его общей культуры. В современных требованиях к выпускнику общеобразовательной школы культура здоровья рассматривается как один из компонентов личности.

Здоровый образ жизни – такой образ жизни, который обеспечивает сочетание полноценной биологической и социальной адаптации с возможностью максимального самовыражения нации, класса, социальной группы, отдельных людей в конкретных условиях жизни и который предполагает дальнейшее развитие общества.

По формулировке академика Ю.П. Лисицына – "Здоровый образ жизни – способ жизнедеятельности человека, направленный на сохранение и укрепление его здоровья".

Здоровый образ жизни – это не только медико-биологическая деятельность, но и разумное удовлетворение физических и духовных потребностей, формирование личной культуры и образованности человека. Это высокая медицинская активность, возможность выполнять свои профессиональные и социальные функции независимо от политической и экономической ситуации в стране.

Формирование здорового образа жизни имеет целью совершенствование условий жизнедеятельности человека на основе его валеологической грамотности, обучения гигиеническим навыкам, знании основных факторов, ухудшающих его здоровье.

Правила здорового образа жизни включают в себя следующее:

  1. Организация рационального режима дня;
  2. Организация рационального режима питания;
  3. Здоровый психологический климат в классе и школе;
  4. Культура движений;
  5. Активный развивающий досуг.

По этим правилам строится работа каждого классного руководителя в нашей школе.

1. Организация рационального режима дня.

Формы работы, используемые при этом – беседы, составление индивидуального режима дня для каждого ученика на уроках “Я расту здоровым”, отслеживание выполнения режима дня в процессе выполнения в школе и в сопоставлении со сведениями родителей, классные часы, игры по станциям, организованные совместно с учащимися средней и старшей школы.

Так с учащимися 1 класса была проведена дидактическая игра по станциям “Путешествие в Страну здоровья”.

При подготовке игры были поставлены следующие задачи:

– закрепить знания учащихся о режиме дня;
– закрепить правила поведения на перемене;
– закрепить знания учащихся о личной гигиене.

В игре принимали участие не только учащиеся 1-го класса и их родители, но и ученики 5-го класса, которых я выпустила в прошлом году.

Самое главное при планировании такой работы – чтобы у каждого ребенка в классе сложилось представление, как организовать рабочий день таким образом, чтобы снять усталость и лишнее напряжение.

2. Организация рационального режима питания.

Так как мы являемся “Школой здоровья”, у нас каждый ребенок ежедневно получает бесплатное 2-разовое горячее питание, меню которого составлено с учетом всех требований санПИН.

Проблема заключается в следующем: многие дети имеют низкое представление о правильном питании и полезности тех или иных продуктов, вследствие чего не все продукты они едят. Моя задача состоит в том, чтобы научить их кушать всех и все приготовленные блюда.

Для этого проводятся игровые классные часы, на уроках “Я расту здоровым” рассказывается о каждом продукте, его свойствах и влиянии на организм, дети составляют меню на неделю, объясняют, почему они выбрали тот или иной продукт.

В столовой дежурные следят за порядком, помогают накрывать на стол, контролируют санитарное состояние рук, а также смотрят за тем, чтобы каждый убрал за собой посуду после приема пищи.

Ставятся вопросы о вреде фастфуда, о проведении питьевого режима, о культуре поведения за столом. И здесь нам помогают такие формы работы, как спектакли, поставленные силами школьной театральной студии, инсценированные классные часы.

3. Здоровый психологический климат в классе и школе.

Для выполнения этого правила здорового образа жизни проводится мониторинг психического здоровья детей (адаптация к школе, выявление уровня тревожности, уровня мотивации к учению, социометрия и д.т). Работа классного руководителя ведется в сотрудничестве с психологом и опирается на их исследования. Учитель должен выстроить индивидуально-личностную траекторию воспитания каждого ребенка в классе, продумать формы и методы воспитательной работы, учитывая эти исследования. Анализ информации помогает определить детей на занятия в дополнительном образовании с учетом их физического здоровья, направить их на массаж, коррекцию зрения и занятия ЛФК. На каждого ребенка в классе я составила карту психологических исследований, в которой отразились все результаты проводимых исследований за 1 класс, а так же исследования, проводимые в следующих классах.

Руслан А.
Результаты диагностических исследований в 1 классе

Название

Дата

Результат (в баллах) Уровень

Пояснения

Первое диагностическое обследование, определяющее готовность к школе (1 этап) 06.09.07 24 Из 24 8 заданий, каждое оценивалось по 3-х балльной системе
Диагностика интеллектуальных способностей 20.09.07 15 высокий Исследовался словарный запас, логическое мышление, математ. спос-ти
Определение уровня школьной мотивации Октябрь 2007 19 положительный Выделено 5 уровней (см*)
Определение уровня школьной тревожности Ноябрь 2007 С учителем, с одноклассниками Вердикт положительный  
Определение уровня адаптации к школе (проводилась Кл. руководителем) 09.11.07. 14 высокий 9–17 баллов – высокий

18–24 балла – средний

25 и выше – низкий

Определение уровня адаптации к школе (проводилась психологом) Декабрь 2007 года 24 высокий 20–30 баллов – высокий

31–40 баллов – средний

41–59 баллов – низкий

60–64 б. – дезадаптация

(см **)

Второе диагностическое обследование в середине учебного года (2 этап) Декабрь 2007 31 Из 36 6 заданий по русскому языку, 8 по математике, каждое оценивалось по 3-х балльной системе
Диагностика когнитивной сферы (память, внимание) Март 2008 внимание высокое Проводилось психологом
память средняя 80%
Определение умственного развития Апрель 2008 75 Из 100 Поводилось психологом
Третье диагностическое обследование в конце учебного года (3 этап) Май
2008
44 Из 51 7 заданий по русскому языку,10 по математике, каждое оценивалось по 3-х балльной системе
Техника чтения 2 четв.
27
3 четв.
50
4 четв.
59
Кол-во слов за минуту

Исследование основных психических функций
время проведения – октябрь 2008 года (2 класс)

Средний уровень развития (63%)

На основе психологических исследований, а так же проводимой в классе социометрии дети, которые оказались в числе аутсайдеров, включаются в совместную внеклассную деятельность: подготовку классных мероприятий, совместные игры на переменах, во время прогулок, в ГПД.

4. Культура движений

В учебном плане заложены 2 часа двигательной активности учащихся в неделю – это уроки физкультуры. В нашем Центре они проводятся с использованием природного фактора – рядом расположен Национальный парк Лосиный остров. А так же в начальной школе заложен 3-й час – “Спортивно-развивающие игры”, который мы проводим в основном на улице. А если погода не располагает к прогулке, то тогда в классе используем развивающие игры, которые помогают сформировать у учащихся умение работать в паре, группе, команде. Два раза в неделю с детьми, нуждающимися в коррекционной работе, проводятся занятия ЛФК, которые ведет специалист. В другие дни дети могут восполнить недостаток двигательной активности в студиях дополнительного образования и физкультурных секциях, а так же вне школы. Это занятия в бассейне, танцы и спортивные секции.

5. Активный развивающий досуг.

С этим направлением деятельности в нашем Центре проблем нет – у нас создана активная развивающая среда во второй половине дня за счет студий дополнительного образования, которое включает в себя 4 направления:

  1. Танцы
  2. Живопись
  3. Театр
  4. Музыка

И здесь роль классного руководителя заключается в том, чтобы направить каждого ребенка по тому направлению, которое ему интересно, а в случае потери интереса организовать работу по повышению мотивации, отслеживать, чтобы дети не бросали занятия, вести работу совместно с родителями. Для этого проводится анкетирование детей и родителей, каким видом деятельности хотел бы заниматься ребенок, чем реально могут помочь родители школе и детям в занятиях по этим направлениям.

В моем классе в системе дополнительного образования занимается 100% учащихся. Из 32 человек:

Танцами занимаются 9 человек;
Рисованием – 22 человека;
Хором – 26 человек;
Игрой на музыкальных инструментах (фортепиано, гитара, флейта) – 12 человек;
ЛФК – 12 человек;
Массаж проводится 100% учащихся.
Все это отражено в диаграмме занятости.

Диаграмма занятости
в дополнительном образовании и коррекцияздоровья.
1-й класс 2007–2008 учебный год,
2-й класс 2008–2009 учебный год

7 мальчиков занимаются в спортивной секции по футболу.

Помимо дополнительного образования многие дети посещают занятия вне школы. Это плавание (6 человек), танцы (4 человека), музыкальная школа (1 человек), карате (2 человека).

Одним из ведущих видов деятельности классного руководителя является планирование своей работы, без которого мы не видим будущего учащихся. Формирование здорового образа жизни включается в планирование работы классного руководителя и всей школы, многие мероприятия становятся традиционными. Это спортивный конкурс “Мама, папа, я – спортивная семья”, игры по станциям, проведение спектаклей, Дни здоровья, “Веселые старты” и другие.

Таким образом, что должен уметь классный руководитель, чтобы осуществлять деятельность по формированию ЗОЖ?

  • Планировать работу по здоровьесбережению.
  • Анализировать данные мониторинга здоровья учащихся.
  • Организовывать совместную деятельность “ученик – учитель – родитель”.
  • Сотрудничать со специалистами школы.
  • Отслеживать результативность деятельности

Результатом грамотного подхода классного руководителя в вопросах здоровьесбережения является:

  • Возрастание мотивационных установок учащихся.
  • Снижение количества пропусков учащихся по болезни.
  • Возрастание качества знаний.

В качестве наглядного материала прилагается презентация (Приложение 1).