"Если добрый ты" — час общения

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Ход занятия

1. Орг. момент.

Учитель:- У вас на партах цветные карандаши, возьмите тот, который соответствует цвету вашего настроения. Кто желает прокомментировать? ( Уч-ся берут один цветной карандаш, показывают, комментируют по желанию.)

Учитель предлагает: - Чтобы ваше настроение оставалось таким же хорошим, я предлагаю начать наше занятие с песни. (Уч-ся выходят к доске и исполняют песню "Если добрый ты".)

2. Сообщение темы.

После песни у доски остаются девочка и мальчик.

Девочка: - Доброта - это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству.

Мальчик:

- Понять и исполнить
Желанье другого -
Одно удовольствие,
Честное слово.

Учитель продолжает: - Доброте нужно учиться с детства. Доброта радует людей и делает их веселыми, стойкими к неудачам, счастливыми. И потому, не случайно, тема нашего занятия звучит так:

Ученик читает тему, записанную на доске: "Если добрый ты".

3. Работа по теме.

Учитель говорит: - Для того чтобы стать добрыми, внимательными к людям, нужно пользоваться "волшебными" словами, от которых становится теплее, радостнее. Кто знает, что это за "волшебные слова"? (Дети по цепочке называют вежливые слова.)

Учитель: - Мы составили словарь вежливого человека. Этот словарь поможет вам в общении с окружающими вас людьми.

- Сегодня на нашем занятии присутствуют два профессора, я прошу их занять почетные места. Это доктора Добрых наук.

Выходят два ученика, на них плащи, шляпы ученых.

1) Выступление "ученых".

Учитель: - Я хочу предоставить им слово:

Выступление 1-го "ученого":

- Добрый человек всегда старается сделать что-то хорошее людям. Нужно вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. Много славных дел ждет вас, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми, добрыми, вежливыми. Не только слова должны быть у вас добрыми, но и поступки, чтобы не приходилось краснеть, ни вам, ни родителям, ни учителям. Надо стараться всегда и всем быть полезными людям.

Выступление 2-го "ученого":

- Добрый человек не причиняет неприятности другим, не оскорбляет окружающих ни словом, ни делом. Иногда ребята ведут себя грубо. Грубость, неуважительное отношение - признак плохого воспитания. Ребята в школах часто дразнят толстых и худых, высоких и низких ростом детей. Придумывают различные обидные клички своим товарищам, переделывают их имена и фамилии. И не понимают, что тем самым грубо оскорбляют их человеческое достоинства. Воспитанные дети никогда не будут смеяться над своими товарищами.

Учитель: - Я благодарю наших "ученых", что вы узнали о доброте, вежливом поведении из их докладов? (Ответы учащихся.)

Сценка "Незнайка и Ромашка"

    Учитель сообщает: - К нам на классный час пришли еще гости.

    Выходят Незнайка и Ромашка.

    Ромашка: - Здравствуй, Незнайка!

    Незнайка: - Здравствуй, Ромашка!

    Ромашка: - Что это ты невеселый сегодня? Может быть, задание не выполнил?

    Незнайка: - Плохо я справился с заданием!

    Ромашка: - Почему?

    Незнайка: - (злобно выкрикивает) Потому, что не умею себя сдерживать.

    Ромашка: - А как ты думаешь, приятно ли людям с тобой говорить, когда ты такой сердитый?

    Незнайка: - Вот еще! Кто не хочет, пусть со мной не разговаривает, плакать не буду.

    Ромашка: - Незнайка, ответь, пожалуйста, каким тоном ты разговариваешь?

    Незнайка: - Что значит - каким тоном? Обыкновенным!

    Ромашка: - Подожди, Незнайка, пусть ребята тебе подскажут, действительно ли у тебя обыкновенный тон.

    Учитель: - Ребята помогите Незнайке. (Ответы учащихся).

    Незнайка: - Может быть, я иногда говорю немного громко и капризно. Зато я хороший товарищ, всех веселю. Только некоторые шуток не понимают. Вот вчера, иду и вижу: Пончик поскользнулся и как хлопнется на землю. Я, конечно, начал смеяться и спросил у него: "Ну, как посадка прошла?". Он обиделся, почему то и ушел. А что я такого сказал?

    Учитель спрашивает: - Ребята как поступил Незнайка? Почему обиделся Пончик? (Ответы учащихся).

    Учитель подводит итог: - Я думаю, Незнайка, что ребята тебе правильно сказали: ты поступил неправильно. Нужно подумать вначале, не обидишь ли ты человека тем, что ему скажешь.

    Незнайка: - Я разве один так разговариваю? Я, можно сказать, учусь у ребят. Некоторые из ребят очень похожи на меня. Из-за мелочи называют друг друга грубыми словами, дразнятся, не уступают друг другу. А иногда смеются над неудачами товарищей.

    Давайте, ребята, не будем спорить, кто лучше или хуже себя ведут, а просто все станем добрее. Хорошо я придумал, Ромашка?

    Ромашка: - Это ты здорово придумал!

    Учитель: - Недаром в народе говорят: "Слово лечит, слово и ранит". Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы учащихся).

    Учитель: - Над чем заставляется нас задуматься эта сценка? (Ответы учащихся).

    Учитель:- Мы благодарим Незнайку и Ромашку за то, что они пришли на наш час общения и много полезного и познавательного рассказали нам.

Игра "Делай так и не делай так"

Учитель: - А теперь я предлагаю сыграть в игру "Делай так, не делай так". Каждой группе я раздаю листы с ситуациями, вы их прочитаете, ответите на вопрос, и если считаете, что нужно поступить, так как написано, то выходите к доске и прикрепляете свой цветок под табличкой "Делай так", а если вы считаете, что так поступать не надо, то прикрепляете свой цветок под табличкой "Не делай так".

Дети работают в группах, читают ситуации, готовятся выступать.

Ситуации:

  • Вася сидит за партой и ест яблоко. В класс входит взрослый человек и спрашивает Васю, где учитель. Вася жует яблоко, перелистывает книгу, и отвечает, не глядя на вошедшего: "Не знаю".
    \ Правильно вел себя Вася? Как бы ты поступил на его месте?\
  • Товарищ спросил у товарища: "Ты, дай линейку!"
  • \ Правильно он попросил? А как нужно?\

  • Мальчик спросил у прохожего:
  • - Извините, будьте добры, скажите который час.

  • Миша торопился со школы домой. По пути ему встретилась баба Маша, которая жила рядом с Мишей. Она несла тяжелые сумки. Миша предложил ей свою помощь. Баба Маша с радостью согласилась. Миша помог ей, донес сумки до ее дома.
  • \ Правильно ли он поступил? Как бы ты поступил на его месте?

  • Галя жаловалась маме:
  • - Во дворе Вова зовет меня Галькой.
    - А как ты его зовешь? - спросила мама.
    - Я ему просто кричу: "Эй, ты!"
    \ Права ли Галя? Как нужно обращаться к товарищу?\

    (После выступлений, каждая группа выходит и прикрепляет цветы под таблички).

Учитель:- Ребята, вы молодцы все ситуации разобрали. Посмотрите, как ваши цветы украсили нашу полянку доброты.

4. Итог. Рефлексия.

Выходит ученик читает:

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!

Учитель: - В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце - доброта. Добрый человек - это тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу, сохраняет ее. А любовь и помощь согревают как солнце.

- В своих рисунках " Доброта в моем понимании" вы это изобразили.

- Наше занятие подошло к концу. С каким настроением пойдете с занятия, что оно дало вам, над чем заставило задуматься? (Ответы учащихся.)

- А теперь на ромашках запишите свои впечатления о занятии.

Учащиеся на ромашках пишут свои впечатления (отзыв).

Учитель: - Давайте закончим наш классный час песней "Доброта" (из мультфильма "Фунтик").

Все учащиеся выходят и исполняют песню.

Учитель: - Всем спасибо за работу.

Презентация.