Правописание приставок при-, пре-, (урок по русскому языку в 6-м классе)

Разделы: Русский язык


Урок по учебнику для 6 классов общеобразовательных учреждений, Москва «Просвещение», Авторы учебника: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба.

Цель: познакомить учащихся со значением приставок при-, пре- и правилом написания гласных в приставках.

Ход занятия

I. Орг. момент:

«Минутка приятных воспоминаний». (Предлагаю вам, ребята, закрыть глаза, вспомнить о чем-то очень хорошем и улыбнуться).

II. Вступительное слово учителя

Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное – доброе начало.

Откройте тетрадки, запишите число, кл/работа.

III. Запишите слова

(петух, рыба, иголка, стул, трактор, арбуз, ведро, кактус, изба). Подчеркните первую букву.

  • Какое слово получилось? (Приставки)
  • О чем мы будем сегодня говорить?
  • Что такое приставка? Когда пишутся буквы и-ы после приставок?

Мы продолжаем говорить о приставках. Сегодня рассмотрим приставки при-, пре-. Запишите тему урока.

  • Как вы думаете, что мы должны выяснить сегодня на уроке?

(Показываем 1 слайд – по щелчку)

У вас на столах лежит табличка – Приложение 2, которую мы с вами будем заполнять.

Показываем слайды со 2 по 7 (по щелчку). Выясняем, в чем различие. Для этого определяем значения приставок при-, пре- на основе примеров. В ходе объяснения ребята заполняют свои таблички, записывают по одному примеру. Данное задание способствует развитию навыков работы со словами, памяти, внимания.

Откройте учебники на стр. 65.

Сравните нашу таблицу с таблицей учебника.

  • Одинаковые ли эти таблицы?
  • Сможете ли вы, пользуясь таблицами, вывести правило: когда в словах пишется приставка при, а когда пре?
  • Откроем страницу 66 в учебнике, прочитаем правило.
  • Читаем образец рассуждения:

Выполняем упр. 154. стр. 66

Прежде чем мы приступим к выполнению этого упражнения, обратите внимание на слова в рамочке. Наблюдение над произношением. 

 прибыл
прибыть
прибыла

1 ряд выписывает слова с приставкой при в значении – приближение

(пр..ехать пр.. лететь пр..скакать пр.. плыть пр..катить пр..мчаться пр..близиться пр..быть)

2 ряд выписывает слова с приставкой при в значении – присоединение

(пр..бить пр.. вязать пр.. винтить пр..делать пр..бавить пр..соединить)

3 ряд выписывает слова с приставкой пре, сходное со значением слова очень

(пр.. скучный (рассказ) пр..неприятное (событие) пр..уменьшить пр..возносить*)

  • Какие слова остались невыписанными?

(пр.. вокзальная (площадь) пр.. станционный (сквер) пр..усадебный (участок))

  • Какие буквы пишутся в этих словах? Почему? (близость)
  • Обратите внимание на слово со звездочкой (превозносить). Посмотрим его значение в толковом словаре стр. 232 (слишком расхваливать)
  • Сядьте поудобнее. Расслабьтесь. Сделайте круговые движения руками. Наклоните голову вправо, влево, вперед, назад. Закройте глазки. Откройте. Отгадайте ребус-загадку.

(слайд 8 – по щелчку) День прибывает, а он убывает. (год, календарь)

Объясните правописание приставки в слове прибывает.

В ходе выполнения такого задания отрабатывается внимание, логика мышления, речь, наблюдательность.

  • Допишите известные вам строчки. Кто автор? Назовите произведение.

(слайд 9 – по щелчку)

  1. Час обеда ….(приближался) топот по двору раздался. («Сказка о мертвой царевне и о 7 богатырях») - приближение
  2. Мороз и солнце; день чудесный!
      Ещё ты дремлешь, друг …(прелестный) (Стихотворение «Зимнее утро») пре = очень
  3. Здравствуй, князь ты мой ..(прекрасный)! пре = очень
      Что ты тих, как день ненастный?» («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)
  4. ….(Приплыла) к нему рыбка, спросила: – приближение
    «Чего тебе надобно, старче?» («Сказка о рыбаке и рыбке»)
  5. Кто-то терем….(прибирал) да хозяев поджидал. («Сказка о мертвой царевне и о 7 богатырях») – неполное действие
  6. Он в другой раз закинул невод. –
    ….(Пришел) невод с травою морскою. («Сказка о рыбаке и рыбке») – приближение

В ходе выполнения такого задания ребята закрепляли знания, умения и навыки на практике.

  • Работа в парах. По опорным словам составьте небольшой текст:

Пр…школьный, пр.. везли, пр..бежали, пр..несли, пр..ступили, пр..поднимали, пр..сыпали, пр..красный, пр..довольные, пр..отличное.

Данное задание способствует развитию навыков работы с текстом, памяти, устной речи, внимания.

  • Подведение итогов: (слайд 10 – по щелчку)
  1. О чем мы сегодня говорили на уроке?
  2. Что нового узнали?
  3. Когда пишется приставка при-? пре-?
  4. Оценки
  5. Д/з: упр. 155

Презентация – Приложение 1.