Категория обучающихся: 11 класс.
Общая дидактическая цель: создать условия для применения ЗУН в знакомой, изменённой и новой учебной ситуациях, проверить уровень усвоения системы ЗУН.
Образовательная задача: организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках раздела «Продвижение товара: цели и виды»; содействовать развитию у школьников умения использовать научные методы познания.
Развивающая задача: обеспечить развитие у учащихся умения объективировать деятельность, т.е. переводить с языка непосредственных впечатлений и представлений на язык общих положений, принципов, схем; способствовать формированию умения обосновывать суждения; развивать потребность в самостоятельном поиске интересующей социальной информации, прослеживать причинно-следственные связи социальных явлений; определять личностную значимость изучаемого материала, оценивать результативность своей работы на уроке.
Воспитательная задача: способствовать формированию и развитию качеств социально-активной личности; воспитание сплоченности коллектива через реализацию личностных устремлений с учетом интересов всех членов группы.
Здоровьесбережение: создание атмосферы душевного комфорта, наличие эмоциональной разрядки.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: учебно-технологический практикум «Промоакция»
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая
Методы обучения, применяемые на уроке:
- по источнику знаний: словесные (объяснение учителя, фронтальные и заключительные беседы); наглядные (демонстрация Презентации, планограммы выкладки, натуральные образцы товаров); практические (решение маркетинговых задач, анализ данных, проведение промоакции)
- по характеру познавательной деятельности: проблемное изложение, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый
Технологии: проектная деятельность, развивающее обучение, проблемное обучение, моделирование.
Оборудование занятия: видеопроекционный комплекс, обобщающие таблицы, бренд-бук фирмы
Реализация педагогических целей. Ход урока.
I. Организационно-эмоциональный настрой на продуктивную работу.
Совместное целеполагание (выстраивается, уточняется и согласовывается система ожиданий от урока)
II. Работа над развитием познавательной активности.
Актуализация личного опыта учащихся (согласование житейского и научного опыта, порождение личностных смыслов в рамках изучения учебного материала)
Класс разбивается на группы: «Фирма-Заказчик», «Рекламное агентство», «Супермаркет»
III. Создание проблемной ситуации.
Использование эвристических вопросов, помогающих выстроить логические умозаключения и раскрыть сущность обсуждаемых понятий (определение положительных и отрицательных сторон каждого вида продвижения, общее условие эффективности продвижения)
Учитель: Компания «Бай Хо» производит качественную продукцию. Уделяет большое внимание упаковке, рекламе и контролю качества своего товара. Тем не менее, продукция реализуется не так быстро, как планирует производитель.
Совет директоров принимает решение – обратиться в рекламное агентство, которое организует продвижение товара фирмы.
IV. Создание социальной позитивной мотивации
(обсуждение проекта проведения промоакции, распределение ролей и ответственности)
В рекламном агентстве – производственное совещание.
Учитель: Коллеги, к нам поступило предложение о сотрудничестве от фирмы «Бай Хо». Для правильного определения структуры продвижения в обозначенных условиях конкурентной борьбы нам необходимо обсудить следующие вопросы:
От чего зависит эффективность продвижения?
Учащиеся: От знания продвигаемого продукта и этапа его жизненного цикла, от характеристики рынка, потребителей и фирмы, от степени готовности потребителей сделать покупку.
Учитель: В каких мероприятиях по продвижению одновременно возможен синтез рекламы, личной продажи и стимулирования спроса в отдельно взятой точке продажи?
Учащиеся: В промоакции.
Учитель: Кто наш целевой потребитель?
Учащиеся: Домохозяйки, работающие женщины со средним доходом, имеющие семью и детей, свободные работающие женщины, имеющие детей и без детей, зрелые мужчины, как свободные, так и имеющие семью, со средним доходом
Учитель: Что мы хотим от тех, кто придет в супермаркет и заинтересуется промоакцией? Наши цели?
Учащиеся: Оповещение аудитории о торговом предложении фирмы «Бай Хо», увеличение продаж в конкретной точке продажи
Учитель: Какова идея промоакции?
Учащиеся (составляют ассоциативную цепочку: хороший чай - щедрый стол, русские традиции чаепития, обосновывают выбор места для воплощения идеи)
Учащиеся: Акция должна подходить для товара и для точки продажи, поэтому предлагаем супермаркет, отдел «Бакалея»
Учитель: Какова структура продвижения внутри акции?
Учащиеся: Реклама товара+личная продажа (дегустация)+стимулирование спроса (дисконтные карты, скидки с цены)
Учитель: Какова ожидаемая реакция покупателей?
Учащиеся: Информированная аудитория, изменение отношения аудитории, повышение лояльности потребителей, поощрение аудитории к действию
Учитель: Благодарю за сотрудничество.
V. Развитие практических умений и навыков
(промоакция «Гимн чаю»: реклама, дегустация, мерчендайзинг в точке продажи).
Звучит индийская музыка, начинается демонстрация видеоролика о производстве чая (7 мин). Возле накрытого чайного стола появляются промоутеры. В руках одной из девушек (промоутер – П1, П2) чашка с чаем. Действие начинается.
П1: Здравствуйте, дорогие друзья! Добро пожаловать в клуб любителей чая!
П2: Чудодейственный, волшебный напиток – чай. Напиток, дарящий бодрость, живость ума и кипучую энергию.
П2: Друзья, поднимите, пожалуйста, руку, если вы предпочитаете традиционный черный чай. Спасибо.
П1: А я попрошу откликнуться тех, кто выбирает зеленый чай. Пожалуйста, проголосуйте! Спасибо.
П2: Как показывает наше исследование, большинство из нас выбирает черный чай. Это пристрастие сохраняется уже как минимум 150 лет. Наша чайная компания «Бай Хо» поддерживает традиции и вкусовые предпочтения россиян, предлагая насыщенный и ароматный листовой черный чай. (Демонстрация образца товара)
П1: Благодаря нашей чайной компании «Бай Хо», которая представляет ассортимент элитных сортов этого изумрудного напитка, вы можете попробовать и оценить его необыкновенный вкус! (Демонстрация образца товара)
П2: Знаете ли вы, друзья, существует еще красный чай. Сегодня у вас есть уникальная возможность - компания «Бай Хо» дарит вам чарующий и по истине царский подарок – элитный сорт красного чая! Испытайте королевские ощущения! (Демонстрация образца товара)
П1: Чай во всем мире пьют по-разному. Классика чаепития – китайский способ заваривания и подачи напитка.
П2: Русский способ чаепития славен, во-первых, использованием самоваров, а во-вторых, богатым чайным столом с медом, вареньем, выпечкой, конфетами и прочими сладостями.
П 1: Поэтому мы хотим пригласить вас на дегустацию разных сортов чая с вкусной выпечкой и хорошим настроением.
Дегустация образцов продукции проводится: на подносах зеленого цвета – сорта зеленого чая и кондитерские изделия, на подносах красного цвета – красные сорта чая, на подносах белого цвета – черный чай.
VI. Качественная обратная связь по результатам презентации новых знаний.
Работа по созданию системы уроков; развитие умения обобщать и вербализировать опыт, полученный на уроке
Демонстрация слайдов: «Зависимость уровня продаж», «Планограмма выкладки товара».
Команда «Рекламное агентство» обращается к команде «Заказчик»: «Использование таких рекламных мероприятий в одной точке продаж позволит увеличить объём продаж вашего товара на 5%-10%. Кроме промоакций мы предлагаем определенную планограмму выкладки вашего товара в торговом зале супермаркета, которая принесет вам прирост общего объема продаж около 30%, и оформление тематической витрины «Бай Хо» Вам желает приятного чаепития!».
Демонстрация слайда «Смета».
Бухгалтер из рекламного агентства: определение сметы, расчет стоимости каждой статьи бюджета, итоговая стоимость мероприятия.
Демонстрация слайда «Цена. Спрос. Маркетинг. Прибыль»
Команда «Заказчик»: определение зависимости размера прибыли фирмы от ценовой политики и затрат на продвижение. Итоги совместной работы.
Учитель: Наш учебно-технологический практикум окончен. Благодарю за сотрудничество. Приглашаем на дегустацию.
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия
Вопросы для обсуждения:
- Что нового я узнал сегодня?
- Что мне запомнилось?
- Какие знания я могу использовать в практической деятельности?
- Самым интересным было…
- Самым трудным было…
- Мне понравилось…
- Мне не понравилось…
- Я оцениваю себя…, потому что…
- Я хочу сказать учителю…
VIII. Инструктаж выполнения домашнего задания
Инвариативная часть:
- выучить термины и понятия урока;
- составить развернутый ответ по содержанию опорного конспекта «Продвижение товара: цели и виды» (см. Приложение).
Вариативная часть:
- составить рекламный «текст с ошибками» для анализа в классе.
Ресурсы к уроку:
- Власова В.М. Основы маркетинга. – М.: Финансы и статистика, 1996 г. – 275 с.
- Леонтьев А.В. Технология предпринимательства. – М.: «Дрофа», 2000 г. – 534 с.
- Мерчендайзинг: управление розничными продажами / Под редакцией Толпушова Р. – М.: Издательство Жигульского, 2002. – 224 с.
- www.rbclub.ru
- www.merch.ru
- www.marketologi.ru
- www.livepromotion.ru
- www.bizeducation.ru
Приложение – опорный конспект.