Цели урока:
- продолжить формирование знаний, умений и навыков по теме «Части речи»;
- учить работать с толковым и словообразующим словарями;
- работать над развитием речи;
- воспитывать интерес к родному языку, бережное отношение к планете Земля.
Тип урока: закрепление знаний.
Структура урока:
- организационный этап;
- сообщение темы и целей урока;
- минутка чистописания, проверка домашнего задания;
- работа над словом (5 этапов познания);
- работа с карточкой;
- итог урока;
- домашнее задание.
Формы работы на уроке:
- индивидуальная;
- в парах;
- фронтальная.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Оборудование: карточка (приложение 3); памятки (приложение 2); «Толковый словарь» С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой; «Школьный словообразовательный словарь русского языка» А.Н. Тихонов; SMART-доска; компьютер; презентация (приложение 1); записи на доске; рабочие тетради.
Предполагаемый результат:
- формирование знаний, умений и навыков по темам «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол»;
- формирование умения работать с толковым и словообразующим словарями;
- развитие устной и письменной речи;
- развитие творческих способностей;
- формирование элементов экологической культуры.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Сообщение цели урока
– Цель урока – совершенствовать знания о частях речи; будем учиться работать с толковым словарем.
3. Минутка чистописания и проверка домашнего задания
– Начнем урок с минутки чистописания и проверки д/з.
– Эту букву вы хорошо знаете. В современном русском алфавите она называется… «дэ».
– Напишите заглавную и строчную буквы в соединении по образцу.
– А вот в старину ее именовали красиво – «добро».
– А что обозначает слово «добро»?
– Вспомните игру «На что похожа буква?». На что похожа буква «дэ»?
– Верно! И наверное не случайно с нее начинается слово «дом». А что оно обозначает.
– В старину на Руси говорили: «Дом – это добро».
– Запишите предложение.
– А почему так говорили?
– У всех людей есть один большой дом. Что это за дом?
– Верно! «Земля – наш дом!» Запишите предложение.
– Не забывайте об этом. В нашем календаре существует две даты, когда отмечается День Земли: 21 марта и 22 апреля. Мартовский праздник призывает людей к мирному сосуществованию, цель апрельского праздника является объединение всего населения нашей планеты для защиты окружающей среды.
4. Работа над словом
– Давайте почувствуем «вкус» слова «земля». Для этого нам надо пройти семь этапов познания. В путь!
1 этап – фонетический
Фонетический анализ слова. Физминутка
2 этап – проникаем в тайну слова
Откройте толковые словари, найдите слово «земля», узнайте его лексическое значение.
– Прочитайте пословицы:
- Черная земля золотую рожь плодит.
- Горе в чужой земле безъязыкому.
- Та земля мила, где мать родила.
- Золото добывают из земли, а знания из книги.
– Как вы понимаете их? Определите, какое лексическое значение имеет слово «земля» в каждой пословице.
– Перечитайте первую пословицу. Выделите орфограммы.
– Запишите по памяти.
– Выполните синтаксический разбор предложения..
– Морфологический разбор слова золотую.
Физминутка
3 этап – морфологический
– Перед вами три группы слов. К какой из них относится слово «земля»? Почему?
зеленый | золотить | зерно | ||
веселый | засверкать | звезда | ||
весенний | зажурчать | зверек |
– Назовите постоянные грамматические признаки слова «земля».
4 этап – словообразовательный
– Подберите однокоренные слова, выделите корень.
– Есть ли среди однокоренных слов имена прилагательные? Разберите по составу.
– Есть ли среди однокоренных слов глаголы? Определите спряжение (вид).
– Что такое спряжение? Проспрягайте глагол.
5 этап – слово «магнит»
– Запишите слова, которые на ваш взгляд, слово «земля» притягивает в левый столбик, а отталкивает – в правый столбик.
– Перечитайте записанные слова и подчеркните те, которые относятся к слову «земля» в значении – планета.
– Какой мы не хотим видеть свою планету?
– Конечно каждый человек хочет видеть свой дом чистым, уютным, красивым!
5. Работа над стихотворением
– Прочитайте стихотворение Михаила Дудина. Вставьте пропущенные орфограммы (самостоятельная работа). (Приложение 3)
Б...регите Землю! Б…регите
Жаворонка в голубом зенит…,
Бабочку на стеблях повилики,
На тр…пинках солнечные блики,
На к…мнях играющего краба,
Над пустын…й тень от баобаба,
Ястреба, парящего над пол..м,
Ясный месяц над р…чным поко…м.
Ласточку, мелькающую в жит… .
Б…регите Землю!
Б…регите….
– Найдите и выпишите глаголы. Определите число, лицо.
– Почему только этот глагол использует поэт?
6. Итог урока
– Так что мы должны делать, чтобы планета Земля оставалась для людей уютным, чистым, красивым, добрым домом ?
– Какую цель мы ставили в начале урока?
– Мы справились?
7. Домашнее задание
Пожалуйста дома напишите от имени планеты Земля обращение к своим сверстникам. Объясните в нем, почему они должны беречь Землю. Начните обращение словами: «Дорогие ребята!», «Дорогие друзья!». Какая может быть подпись у этого обращения? (Ваша планета. Планета Земля) Пользуйтесь памяткой (Приложение 2)