Урок русского языка в 4-м классе Тема урока: "Вкус слова «Земля»" (закрепление изученного о частях речи)

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • продолжить формирование знаний, умений и навыков  по теме «Части речи»;
  • учить работать с толковым и словообразующим словарями;
  • работать над развитием речи;
  • воспитывать интерес к родному языку, бережное отношение к планете Земля.

Тип урока: закрепление знаний.

Структура урока:

  1. организационный этап;
  2. сообщение темы и целей урока;
  3. минутка чистописания, проверка домашнего задания;
  4. работа над словом (5 этапов познания);
  5. работа с карточкой;
  6. итог урока;
  7. домашнее задание.

 Формы работы на уроке:

  • индивидуальная;
  • в парах;
  • фронтальная.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: карточка (приложение 3); памятки (приложение 2); «Толковый словарь» С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой; «Школьный словообразовательный словарь русского языка» А.Н. Тихонов; SMART-доска; компьютер; презентация (приложение 1); записи на доске; рабочие тетради.

Предполагаемый результат:

  • формирование знаний, умений и навыков по темам «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол»;
  • формирование умения работать с толковым и словообразующим словарями;
  • развитие устной и письменной речи;
  • развитие творческих способностей;
  • формирование элементов экологической культуры.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Сообщение цели урока

– Цель урока – совершенствовать знания о частях речи; будем учиться работать с толковым словарем.

3. Минутка чистописания и проверка домашнего задания

– Начнем урок с минутки чистописания и проверки д/з.

– Эту букву вы хорошо знаете. В современном русском алфавите она называется… «дэ».

– Напишите заглавную и строчную буквы в соединении по образцу.

– А вот в старину ее именовали красиво – «добро».

– А что обозначает слово «добро»?

– Вспомните игру «На что похожа буква?». На что похожа буква «дэ»?

– Верно! И  наверное не случайно с нее начинается слово «дом».  А  что оно обозначает.

– В старину на Руси говорили: «Дом – это добро».

– Запишите предложение.

– А почему так говорили?

– У всех людей есть один большой дом. Что это за дом?

– Верно! «Земля – наш дом!» Запишите предложение.

– Не забывайте об этом. В нашем календаре существует две даты, когда отмечается День Земли: 21 марта и 22 апреля. Мартовский праздник призывает людей к мирному сосуществованию, цель апрельского праздника является объединение всего населения нашей планеты для защиты окружающей среды.

4. Работа над словом

– Давайте почувствуем «вкус» слова  «земля». Для этого нам надо пройти семь этапов познания. В путь!

1 этап – фонетический

Фонетический анализ слова. Физминутка

2 этап – проникаем в тайну слова

Откройте толковые словари, найдите слово «земля», узнайте его лексическое значение.

– Прочитайте пословицы:

  1. Черная земля золотую рожь плодит.
  2. Горе в чужой земле безъязыкому.
  3. Та земля мила, где мать родила.
  4. Золото добывают из земли, а знания из книги.

– Как вы понимаете их? Определите, какое лексическое значение имеет слово «земля» в каждой пословице.

– Перечитайте первую пословицу. Выделите орфограммы.

– Запишите по памяти.

– Выполните синтаксический разбор предложения..

– Морфологический разбор слова  золотую.

Физминутка

3 этап – морфологический

– Перед вами три группы слов. К какой из них относится слово «земля»? Почему?

зеленый         золотить         зерно
веселый   засверкать   звезда
весенний   зажурчать   зверек

– Назовите постоянные грамматические признаки слова «земля».

4 этап – словообразовательный

– Подберите однокоренные слова, выделите корень.

– Есть ли среди однокоренных слов имена прилагательные? Разберите по составу.

– Есть ли среди однокоренных слов глаголы? Определите спряжение (вид).

– Что такое спряжение? Проспрягайте глагол.

5 этап – слово «магнит»

– Запишите слова, которые на ваш взгляд, слово «земля» притягивает в левый столбик, а отталкивает – в правый столбик.

– Перечитайте записанные слова и подчеркните те, которые относятся к слову «земля» в значении – планета.

– Какой мы не хотим видеть свою планету?

Конечно каждый человек хочет видеть свой дом чистым, уютным, красивым!

5. Работа над стихотворением

– Прочитайте стихотворение Михаила Дудина. Вставьте пропущенные орфограммы (самостоятельная работа). (Приложение 3)

Б...регите  Землю! Б…регите
Жаворонка в голубом зенит…,
Бабочку на стеблях повилики,
На  тр…пинках солнечные блики,
На к…мнях играющего краба,
Над  пустын…й тень от баобаба,
Ястреба, парящего над  пол..м,
Ясный месяц над  р…чным  поко…м.
Ласточку, мелькающую  в  жит… .
Б…регите Землю!
Б…регите….

– Найдите и выпишите глаголы. Определите число, лицо.

– Почему только этот глагол использует поэт?

6. Итог урока

– Так что мы  должны делать, чтобы планета Земля оставалась для людей уютным, чистым, красивым, добрым домом ?

– Какую цель мы ставили в начале урока?

– Мы справились? 

7. Домашнее задание

Пожалуйста дома напишите  от имени планеты Земля обращение к своим сверстникам. Объясните в нем, почему они должны беречь Землю. Начните обращение словами: «Дорогие ребята!», «Дорогие друзья!». Какая может быть подпись у этого обращения? (Ваша планета. Планета Земля) Пользуйтесь памяткой (Приложение 2)